Содержание
-
Формирование грамматических понятий
-
Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
-
3 этапа формирования понятий:
1.Эмпирический. Данный этап предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, связях, осмысление этих признаков, отбор тех, которые кажутся существенными (повторяются в течение всех 4х лет начального обучения).
-
2.Теоретический. Данный этап предполагает введение термина, а во многих случаях и определения понятия, дефиниции.
-
3 вида определения понятия:
Описательное («Слова с одним и тем же корнем называются родственными (однокоренными»); Функциональное (указывает на речевую роль данной языковой единицы);
-
Структурно-логическое (модель «родовое понятие + видовое отличие») пример: Определяемое понятие: «имя существительное» Ближайшее родовое понятие: «часть речи» Существенные признаки (видовое отличие): а) способность обозначать предметы; б) отвечать на вопросы кто? что? в) изменяться по числам
-
3. Углубление понятия, обогащение его новыми признаками, применение понятия в практических действиях.
-
120 языковых понятий:
общеязыковые и речеведческие понятия: общение, язык, речь, слово, высказывание, предложение, текст, устная речь, письменная речь, чтение, письмо, значение слова и др.; фонетические понятия: звуки речи, слог, ударение, гласный звук, согласный, звонкий/глухой согласный, твердый/мягкий согласный, ударный или безударный слог, пауза, голос, произношение и т.д.;
-
понятия графики: буква, строчная/заглавная буква, точка, запятая, вопросительный/ восклицательный знак и т.д.; грамматические понятия: часть речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, склонение, члены предложения и т.д.; понятия морфемики и словообразования: корень слова, родственные слова, основа слова, аффиксы и т.д.;
-
лексические понятия: синонимы, антонимы, переносное значение слова, устаревшие слова, многозначность слова и т.д.; понятия теории речи и риторики: адресат речи, диалог, спор, сочинение, письмо, красноречие, оратор, речевой этикет и т.д.
-
Понятие «грамматика» объединяет в себе морфологию (изучает способы выражения грамматических значений через формы слова) и синтаксис (учение о строе речи, о связи слов в словосочетании и предложении).
-
Критерии разграничения частей речи:
Лексическое значение слова: предмет, действие предмета, признак предмета и т.д.; Роль в предложении или синтаксическая функция; Наличие тех или иных категориальных признаков: время (глагол), одушевленность/неодушевленность (существительное) и т.д.; Изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи – характер форм изменения (склонение, спряжение и т.д.).
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.