Содержание
-
Логопедическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями
-
В классах «Особый ребенок» обучаются дети с системным нарушением речи тяжелой и средней степени тяжести. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. В одних случаях это косноязычная малораспространенная речь с грубыми аграмматизмами или потоком бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В других случаях речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Дети могут осуществлять коммуникацию только с помощью естественных жестов, вокализаций, рудиментарных фраз. Это, так называемые, «невербальные дети».
-
При характеристике устной речи у детей с ТМНР следует отметить, что само по себе накопление новых слов не ведет к улучшению их активной лексики, так как они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово. Пассивность, крайне сниженная потребность к высказыванию, слабый интерес к окружающему – все это тормозит процесс активизации словаря.
-
Анализ результатов логопедической диагностики выявил особенности речи, характерные для детей с ТМНР. Речевой дефект сложен и неоднороден по своей структуре; Степень недоразвития речи соответствует степени общего психического недоразвития; С трудом понимают речевые инструкции, лучше воспринимают их в виде коротких фраз; Полиморфное нарушение звукопроизношения; Нарушение слоговой структуры слов; Бедность активного и пассивного словаря даже на бытовом уровне; Фразовая речь с грубыми аграмматизмами; Несформированность процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза.
-
Другие особенности: пассивность при действии с игрушками, предметами и в познании окружающего мира; значительные нарушения в общей и мелкой моторике; сенсорной сферы, игровой деятельности; быстрая утомляемость, выраженный дефицит внимания, отсутствие инициативы.
-
Целью логопедического сопровождения является активизация речевой интенции и умственной деятельности ребенка, которая формирует предпосылки к общению.
-
Специфика логопедической работы заключается в: проведении работы над обогащением и активизацией словаря на вербальном и невербальном уровне (с помощью средств альтернативной коммуникации: жест, пиктограмма, взгляд, мимика); включении анализаторов – зрительного, слухового, кинестетического и кинетического; формировании мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения.
-
На основании материалов обследования выстроена точная структура каждого урока, на котором формируется опора для коммуникации и освоение простых цепочек последовательности. Длительность, чередование и состояние частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей. Основной формой являются индивидуальные занятия.
-
Структура логопедического занятия
Организационный момент ( развитие умения концентрировать внимание и реагировать на речь окружающих). Развитие общих речевых навыков (просодика). Артикуляционная гимнастика (статические упражнения). Развитие мелкой моторики. Развитие общей моторики(координация речи с движением). Развитие фонематических представлений (выделение звука). Физ. минутка. Развитие психических процессов (зрительное и слуховое внимание). Развитие лексики. Развитие связной речи. Развитие графомоторных навыков. Итог.
-
При сравнении детей к концу года динамики развития, сформированности речевых навыков и психических процессов – незначительная. Однако все это не означает, что вся коррекционная работа должна быть направлена только на то, чтобы «подогнать» ребенка к некоторому эталону. Главное здесь не норматив, а личностные достижения. Если сегодня удалось сделать что-то лучше, чем вчера, пусть даже и не достигнуты возрастные нормативы, то можно говорить уже и о росте, и о развитии. Одновременно такое продвижение свидетельствует и об эффективности коррекционной работы.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.