Содержание
-
Логоритмика–занятиеилиигра ? Особенности логопедической работы с детьми с ОНР
-
Вариативность специфических особенностей развития неречевых и речевых функций детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлена различной природой дефекта, неоднородностью клинических проявлений. Помимо недоразвития речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций), нарушения в эмоциональной сфере и поведении. Сочетание недостаточности коммуникативного аспекта речевой функции у младших дошкольников с ОНР с отклонениями неречевого характера приводит к осознанию необходимости комплексного подхода при организации коррекционно-развивающей работы с этой категорией воспитанников.
-
Комплексный подход при организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи Коррекционное направление Оздоровительное направление Организаторы занятий с воспитанниками Взаимосвязанная работа специалистов М А С С А Ж И С Т Н Е В Р О П О Т О Л О Г П С И Х О Т Е Р А П Е В Т Ф И З И О Т Е Р А П Е В Т В Р А Ч Л Ф К Л О Г О П Е д В О С П И Т А Т Е Л Ь Музыкальный руководитель П С И Х О Л О Г Д Е Ф Е К Т О Л О Г Инструктор физкультуры логоритмика
-
РЕЧЬ+МУЗЫКА+ДВИЖЕНИЕ=ЛОГОРИТМИКА
Логопедическая ритмика - средство неспецифического воздействия на речевые и неречевые нарушения, центральным звеном которого традиционно считается ритмизированная система упражнений, построенная на связи движений с музыкой и речью.
-
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
Оздоровительные: укрепление костно-мышечной системы, нормализация мышечного тонуса, корректирование осанки, движений, активизация сердечно-сосудистой деятельности. Образовательные: осознание детьми степени сформированности своих движений, развитие двигательных умений и навыков, ловкости, силы, координации движений, обучение произвольности движений в пространстве относительно других людей и предметов. Воспитательные: содействие умственной, нравственной, эстетической, творческой активности, трудолюбивому воспитанию.
-
Коррекционные задачи логоритмики
развитие сенсорных функций: зрительного восприятия, слухо-пространственного гнозиса, тембрового, динамического, ритмического, звуковысотногослуха, памяти; развитие психомоторных функций: координации общих движений тонкой произвольной моторики и мимики, регуляции мышечного тонуса на уровне микро и макродвижений, артикуляционной моторики, неречевого дыхания; развитие коммуникативно-речевой деятельности: импрессивной, экспрессивной речи, коммуникативной компетентности.
-
ИННОВАЦИОННО-ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
музицирование речедвигательные игры и упражнения танцевально-ритмические упражнения эмоционально-коммуникативный тренинг вокальное дыхательно – артикуляционный тренинг речевые игры игроритмика игрогимнастика пальчиковая гимнастика ролевые стихи коммуникативные игры релаксационные упражнения инструментальное
-
Всестороннее воздействие на личность, психическую деятельность человека, оказываемое логопедической ритмикой, обусловлено широкими коррекционными возможностями музыки и движений. Развитие сенсорных, психомоторных, речевых функций, расширение коммуникативных возможностей воспитанников с речевой патологией, наблюдаемое в результате применения мультисенсорных средств интегративной модели логопедической ритмики, открывает дополнительные возможности для успешного развития и обучения таких детей, их последующей интеграции в коллектив нормально развивающихся сверстников.
-
Занятия проводятся 2 раза в неделю.Количество детей:10 – 12 человекДлительность занятия:до 4 лет дети - 20 мин. 5 лет дети - 30 мин. 6-7 лет дети - 40 мин.
-
-
Тематическое планирование
Планирование занятий по логопедической ритмике осуществляется по тематическому принципу. Прохождение каждой лексической темы может длиться от 2 до 4 недель в зависимости от возраста детей, уровня развития группы в целом и от сложности изучаемой темы.
-
Структура занятия по логоритмике
1. Вводная часть (10% от всего занятия) : Приветствие. Объявление темы. Ритмичная разминка в виде вводных упражнений. 2. Основная часть (70-80% от всего занятия) зависит от диагноза, от возраста, этапа коррекционной работы : Игры и упражнения для развития дыхания, голоса, артикуляции. Игры для развития речевого дыхания. Игры на регуляцию мышечного тонуса. Игры и упражнения для активизации внимания. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Игры и упражнения для воспитания чувства ритма. Пение. Упражнения в игре на музыкальных инструментах. Музыкально-самостоятельная деятельность детей. Слушание музыки. Игровая деятельность. Упражнения для развития творческой активности. 3. Заключительная часть (10-15% от всего занятия) : Упражнения для восстановления дыхания. Релаксация. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.
-
Средства логоритмики
Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют чёткую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятие левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание. Упражнения на регуляцию мышечного тонусанаправлены на развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-10. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
-
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Эти упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений. Упражнения на активизацию внимания и памяти. На данных упражнениях воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами деятельности. Вместе с этим развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
-
Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий. Ритмические упражнения. У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3 и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её. Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша речь организована ритмически, ребенка необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. У ребенка надо сначала воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
-
Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами. Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
-
Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос. Игра на музыкальных инструментах. Музицированиена детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
-
Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
-
Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания. Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы: 1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов); 2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.
-
Литература по логоритмике
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.