Содержание
-
Эффективные способы запоминания словарных слов
Составитель Карнозова Н.Н. педагог дополнительного образования
-
Словарные слова – это группа «непослушных» слов,правописание которых не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится заучивать.
Вот слова словарные –Трудные, коварные. В словаре живут одни Без проверочной родни. Россия Москва Родина город деревня фамилия магазин посуда одежда овощи мебель аптека
-
этапы ознакомления со словарным словом
Показ изображения предмета. Толкование значения слова. Показ написания слова. Чтение слова и проговаривание его по слогам. Решение орфографической задачи. Запись слова в индивидуальный словарик. Подбор однокоренных слов. Составление словосочетаний и предложений со словарным словом. Подбор приемов запоминания.
-
/КАПУСТА
Загадка. Как надела сто рубах, захрустела на зубах. Толкование: Капуста – это огородное растение, которое употребляют в пищу. Однокоренные слова: капуста, капустный, капустница, капустник. Способ запоминания: Как только кап-кап-кап звучало, Капуста сразу подрастала.
-
грамматико-орфографические упражнения упражнения в конструировании словосочетаний и предложений диктанты: слуховые зрительные объяснительные выборочные письмо по памяти лексические упражнения виды упражнений
-
грамматико-орфографические упражнения
Деление слов на слоги и на слоги для переноса. Звукобуквенный анализ слова. Выписывание словарных слов в несколько столбиков: по родам; по склонениям; одушевленные и неодушевленные; слова, состоящие их двух-трех слогов; слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, с удвоенными согласными, с шипящими согласными на конце слова и др. Разбор слов по составу. Подбор однокоренных слов другой части речи. Запись слов с разными приставками (суффиксами). Запись слов с разными предлогами. Склонение существительных и прилагательных по падежам и др.
-
лексические упражнения
Толкование значения изучаемого слова. Толкование значения однокоренных слов: березняк, подосиновик, субботник, библиотекарь. Образование прилагательных и глаголов от существительных: город - городской, береза - берёзовый, завтрак – завтракать. Объяснение различий в значении каждой пары слов: жёлтый – желтоватый, мороз – морозец. Наблюдение над многозначностью слова: язык во рту, языки пламени, язык колокола, русский язык. Подбор синонимов и антонимов: торжество – праздник, ступеньки – лестница, здравствуйте – до свидания, пожалуйста – спасибо. Работа с фразеологизмами: прокатиться с ветерком, исчезнуть с горизонта. Этимологический анализ слова.
-
упражнения в конструировании словосочетаний и предложений
Составление словосочетаний из однокоренных словарных слов. Составление предложений из группы словарных слов: Город Москва – столица России. Овощи богаты витаминами. Распространение предложений словами из «Словаря». Нахождение ошибки в употреблении слова. Подбор близкого по значению слова. Составление и запись нового предложения. Дежурные дежурят в классе. Дежурные следят за порядком в классе. Списывание пословиц с предварительным подбором слов из «Слов для справок». Без …… и жизнь не счастлива. Жить - …… служить. Слова для справок: Родина, коллектив. Замена двух предложений одним, состоящим из двух слов. Наташа ест суп. Андрей ест пюре с котлетой. (Дети обедают.) Включение словарных слов в связный рассказ.
-
диктанты
Слуховые Зрительные Объяснительные Выборочные Письмо по памяти и др.
-
занимательный материал
языковой материал пословицы, поговорки загадки этимология кроссворды дидактические игры фразеологизмы литературный материал
-
орфографическое чтениеметодика п.с. тоцкого
В основе методики - орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. Многократное четкое произнесение слова дает прочный фундамент для правописания.
-
сюжетные картинки
На небе светит месяц. Бродит заблудившийся ягнёнок. Заяц увидел в траве землянику. Лягушка высунула язык. Она охотится.
-
Мороз, иней, каток, коньки, лопата, собака, пальто, одежда, варежки, морковь, ребята, хорошо, весело, быстро.
-
слова для сюжетных картинокА – автобус, трамвай, аллея, аптека, завод, магазин, машина, газета, пассажир.О – огород, овощи, морковь, огурец, помидор.А – картофель, капуста, салат, кабачок, баклажан.О – Россия, столица, Москва, город.Е – ученик, дежурный, пенал, тетрадь, девочкакар – картина, карета, картон, карман, карандаш.
-
мнемотехника
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: - зрительное и слуховое внимание; - зрительную и слуховую память; - ассоциативное мышление; - творческое воображение.
-
-
требования к ассоциативному образу
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по: цвету форме вкусу действию звучанию назначению и т.д. Словарное слово Ассоциативный образ
-
графические ассоциации
-
звуковые ассоциации
Трудные учить слова Помогает нам игра. Петуха назвали Петя – Петь он любит на рассвете. А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мед. Примеры словарных слов и ассоциативных образов: около вокзала газета – бумага завод – труба карман – дыракорабль – море, волны иней – белый снег Алла гуляет по аллее. Костя носит костюм. Рак на завтрак ест кашу. Ужи на ужин ели жабу.
-
советы родителям
Иметь список словарных слов по классам. Иметь словари: толковый, этимологический, орфографический. Иметь тетрадь для записи словарных слов. Уделять ежедневно работе со словарными словами 5 - 7 минут. Уметь объяснять значение трудных слов. Орфографическое чтение (четкое проговаривание трудных для запоминания словарных слов 5 – 10 раз). Использовать карточки со словарными словами, в которых ярко выделена трудная для запоминания буква. Совместно с ребенком придумывать ассоциативные образы. Использовать в работе занимательный материал (загадки, ребусы, кроссворды, дидактические игры). Записывать словарные слова под диктовку с четким проговариванием вслух.
-
рекомендуемая литература
-
Агафонов В.В. Неправильные правила. – М.: Ювента, 2007. – 64 с. Долгова О.И., Зиборова Е.В. Хочу 5 за словарный диктант. Учебно-методическое пособие по формированию учебных навыков и преодолению школьной неуспеваемости у учащихся младших классов. – М.: В. Секачев, 2013. – 104 с. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Часть 1 + Часть 2 (комплект). Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2004. – 64 картинки. Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Как запоминать словарные слова. – М.: Эйдос, 1997. – 160 с. Мишакина Т.Л., Гладкова С. А., Митрофанова Г.И. Тренажер по русскому языку для учащихся 1-2 классов. Учу словарные слова". – М.: Ювента, 2013. – 48 с. Плигин А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 48 с.
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.