Презентация на тему "Материал к факультативу "По разделам русского языка" Частица." 9 класс

Презентация: Материал к факультативу "По разделам русского языка" Частица.
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Материал к факультативу "По разделам русского языка" Частица." для 9 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 14 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Материал к факультативу "По разделам русского языка" Частица.
    Слайд 1

    Частица как часть речи

    Частица– это служебная часть речи, которая вносит в предложение дополнительные смысловые оттенки.

  • Слайд 2

    Значения частиц

    Частицы могут придавать те или иные смысловые оттенки и отдельно взятым словам: выражать восклицание: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (И.А. Крылов), «Как! Где же справедливость?» (И.А. Крылов); усилить признак или действие, о котором говорится в предложении: «Ведь погубил бы целый край!» (И.А. Крылов», «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна» (И.А. Крылов); содержать в себе указание: «Вот к дереву друзья со всех несутся ног» (И.А. Крылов); выражать ограничение: «Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь, Чтоб начала ты снова...» (И.А. Крылов); выражать вопрос: «Не видишь разве ты?» (И.А. Крылов); выражать отрицание: «Не плюй в колодезь, пригодится Воды напиться» (И.А. Крылов).

  • Слайд 3

    Типы частиц по значению

    формообразующие; смысловые; модальные; эмоционально-экспрессивные.

  • Слайд 4

    Формообразующие частицы

    Служат для выражения грамматического значения наклонения: – повелительное наклонение: пусть, пускай, давай, давайте (пусть прыгнет, давай пиши); – условное наклонение: бы (прыгнул бы, написал бы).

  • Слайд 5

    Смысловые частицы

    Уточняют и дополняют информацию, выражаемую предложением. Делятся на несколько подразрядов: – указательные (вот, вон, это), – усилительные (же, даже, ведь, просто, уж), – выделительно-ограничительные (только, лишь, хоть, исключительно, единственно, всего-навсего), – определительно-уточняющие (именно, как раз, почти, приблизительно, чуть не).

  • Слайд 6

    Модальные частицы

    Характеризуют отношение сообщения к действительности. Среди модальных частиц выделяются следующие подразряды частиц: – утвердительные (да, так, точно, вот именно), – отрицательные (не, ни, нет, отнюдь не, отнюдь нет, вовсе не), – вопросительные (ли, разве, неужели, а, что ли, что за), – сравнительные (как бы, словно, будто, как будто, будто бы, точно, вроде), – частицы, указывающие на чужую речь (-де, дескать, мол, якобы).

  • Слайд 7

    Эмоционально-экспрессивные частицы

    Передают отношение говорящего к сообщаемому и усиливают выразительность речи: что за, вот так, где там, куда там, то-то, ну и идр.).

  • Слайд 8

    Типы частиц по структуре

    По особенностям строения частицы делятся на простые; составные. Простые частицы состоят из одного слова, например, бы, же, ишь, -ка, мол, не, неужели, уж, вот, ведь. Составные частицы состоят из нескольких слов: вряд ли, всего-навсего, все же, еще бы, и так, как раз, как так, так-таки, так уж, то-то, что ж, что ли, того и глади, точь-в-точь, вот бы, вот и, вот так, как бы не.

  • Слайд 9

    Омонимия частиц и слов других частей речи

    Для разграничения частиц и знаменательных слов используется замена анализируемого слова синонимичным ему словом, которое четко бы указывало на то, какая это часть речи, или словосочетанием, свидетельствующим о том, что заменяемое слово является членом предложения (поскольку частица членом предложения быть не может).

  • Слайд 10

    Частица себе подчеркивает свободный, независимый от внешних обстоятельств характер действия: «Да ты, в общем, этимивопросами себя не расстраивай. Живи себе, гуляй» (М.А. Булгаков). Эта частица омонимична форме дательного и предложного падежей возвратного местоимения: «Сергей Львович холодно ответил, что братец Василий рассудил оставить деньги при себе» (Ю.Н. Тынянов). Частица просто имеет значения «действительно, в самом деле», «только; не что иное, как»: «Просто нет никакой надежды на это» (М.А. Булгаков); «Ты дурак просто, позволь тебе сказать» (Н.В. Гоголь). Данная частица омонимична наречию просто: «И, как открыть его, никак не догадался: а ларчик просто открывался» (И.А. Крылов).

  • Слайд 11

    Частица это указывает на связь сказуемого с подлежащим, например: «Литература - это совесть общества, его душа» (Д.С. Лихачев), а также подчеркивает и усиливает то или иное слово в предложении: «Это из-за вас Иконников вышел, из-за вас его прогнали» (Ю.Н. Тынянов). Данную частицу следует отличать от омонимичного местоимения: «Довольно, что он во все это время сохранял приличное спокойствие» (Н.В. Гоголь). В предложении «Извините за нескромность, – продолжал Рудольфи, – а как вы делаете, что у вас такой пробор?» (М.А. Булгаков) наречие как можно заменить словосочетанием каким образом. В предложениях «Как же вскинулись казаки! Как схватились все! Как закипел куренной атаман Кукубенко, увидевши, что лучшей половины куреня его нет!» (Н.В. Гоголь) такая замена невозможна; здесь слово как является частицей, характеризующей интенсивность действия.

  • Слайд 12

    Упражнения

    В каких предложениях выделенные слова являются частицами, а в каких – союзами? Я не смогу сегодня прийти. В магазине не было ни красных, ни желтых шаров. (Выделенные слова являются союзами, так как соединяют однородные члены предложения.) Кто не встречался с докторами! Ни минуты он не мог посидеть спокойно. Все было сделано замечательно. (Выделенное слово является определительным местоимением, так как является подлежащим и несет смысловую нагрузку в тексте: (что?) все.) Я все больше осознавал необходимость этой встречи. Никто ему не писал, и он становился все мрачнее. Он просто делает свое дело. Я как раз собирался к вам зайти. Вы тоже присаживайтесь. (Выделенное слово является союзом, его можно заменить синонимичным союзом «и» - И вы присаживайтесь.)

  • Слайд 13

    В каждом предложении укажите частицы. Вопрос «Кто виноват?» называют чисто русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке она живёт и при уровне в 9 процентов! Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функции. В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы.

  • Слайд 14

    Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. Вы только подумайте, сколько всевозможных соблазнов! Да, деньги были у него, допустим, расписаны по годам, месяцам и даже дням. В конце концов, это говорит лишь о том, что отныне художников вещи стали занимать больше, чем люди. И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Флобера, Бальзака, то есть литературы, а не о грамотности -не об образовании. Жизнь среди папуасов, в хижине, на берегу тёплого, ласкового океана - о, это волшебный сон детства, который снится всем, и лишь редкие из редчайших обращают его в явь.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке