Презентация на тему "«Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка». (А.Н. Толстой)" 7 класс

Презентация: «Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка». (А.Н. Толстой)
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "«Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка». (А.Н. Толстой)" для 7 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 16 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Аудитория
    7 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: «Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка». (А.Н. Толстой)
    Слайд 1

    «Дивной вязью он (народ) плел невидимую сеть русского языка». (А.Н. Толстой)

    Нужны ли нам частицы? Авторы проекта – ученики 7а класса:Арестов Саша, Другова Настя, Власова Оля, Старков Игорь,Тыщук Даяна,Тимченко Вика, Желтухин Витя

  • Слайд 2

    Цели исследования:

    Познакомиться с грамматическими характеристиками частиц, их семантикой, ролью в организации предложения и текста. Осмыслить и оценить накопленный речевой опыт, выявить роль частиц в художественной и разговорной речи, уточнить оттенки значений частиц.

  • Слайд 3

    Этап1, теоретический

    Частицы – разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам. По значению выделяются: 1) частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи: неопределенные: ограничительные: единственно, лишь, почти, только и т.д.; указательные: вон, вот, это; усилительные: даже, же, и, уж и др.;

  • Слайд 4

    вопросительные: ли, разве, неужели, уточнительные: именно, как раз, ровно отрицательные: не, ни; модальные (выражающие отношение говорящего к сообщаемому): авось, куда уж, вряд ли, едва ли, чай и др.; обозначающие передачу чужой речи: де, дескать, мол; 2) частицы, вносящие в речь эмоционально-экспрессивные оттенки (восклицательные): ведь, как, что за, вот еще и т.д.; 3) формообразующие частицы: бы, бывало, пусть, да, пускай, ка.

  • Слайд 5

    Этап2 ,экспертно-теоретический

    Анализ текста Н.И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты» – Угадай, кто я. Ем жуков и муравьев и живу на елке.– Неужели дятел?– Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.– Так ты птица-осоед.– Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.– Как раз гусениц и личинок любят дрозды.– Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.– Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.– Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

  • Слайд 6

    Исследуя текст, выполним задания и ответим на вопросы:

    Укажем в тексте все частицы или сочетания с ними, их разряды по значению.Подумаем: частицы связывают части предложения, его члены или целые предложения?Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?Почемув тексте разговорного стиля используется множество частиц?

  • Слайд 7

    Делаем выводы:

    Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.

  • Слайд 8

    Продолжаем наблюдения:выясняем значения частиц

    Оказывается,частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора. Проводим эксперимент: включаем в предложение Ячемпион.частицы, принадлежащие к различным разрядам.Возможные варианты: Я не чемпион.Именно я чемпион.Неужели я чемпион?!Даже я чемпион.Я все-таки чемпион.

  • Слайд 9

    Этап3.Лингвистический эксперимент

    ... у птиц забавные встречаются имена… поверишь, что водится птица-поганка. Поганка ... рога и птичка-завирушка есть. Или ... юла. ... совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и ... чечевица. А ... плохое название чиж или чечетка. ... непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? ... названия-прозвища лучше всего! Задание. Давайте поучимся «дивной вязи»: дополним текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто). Сделаем вывод о роли частиц в тексте.

  • Слайд 10

    Этап4.Работаем как эксперты-художники

    Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность. Убеждаемся в этом, анализируя следующий текст.

  • Слайд 11

    Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами. Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

  • Слайд 12

    Любопытная информация

    Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например, «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало...»?

  • Слайд 13

    Вывод:

    Частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.

  • Слайд 14

    К чему привело исследование?

    Частицы - это не просто служебные слова. Несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов. Каждая из них занята своим делом - старается подчеркнуть главную мысль.

  • Слайд 15

    Заключительный этап

    Эксперты – практики составляют «дивной вязью» сочинение-миниатюру о частицах либо текст на свободную тему с использованием частиц. Желаем творческих успехов!

  • Слайд 16

    Ресурсы:

    http://rus.1september.ru/articlef.php Copyright © 2000-2011 БСМП «ЭЛЕКС-Альфа» portal@gramota.ru Энциклопедия для детей.Том10.Языкознание.Русский язык;(Под редакцией М. Аксеновой и др.).-М., 2005 Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык. 2009\ФИПИ.-М.,2009 О.В. Зарубина. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему. РЯШ№9 2009Г.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке