Содержание
-
Задание А10, В2
Морфологический анализ
-
Задание: Укажите правильную морфологическую характеристику слова (указано) из предложения (указано) текста.
Аналитический отчёт ФИПИ: «Чаще всего неверно квалифицируются как части речи отглагольные прилагательные, производные служебные слова, не различаются причастия и деепричастия, прилагательные и наречия, причастия и прилагательные. Значительную трудность представляет узнавание краткой формы прилагательного, форм степеней сравнения, местоимений того или иного разряда. Слабо усвоено такое важное для развития речевых умений понятие, как переходность глагола…»
-
Для успешного выполнения данного задания необходимо знать наизусть разряды частиц, производных предлогов, местоимений и союзов, суффиксы причастий и деепричастий
-
Имя существительное
Вопросы: кто? что? Постоянные признаки: Одушевленное — неодушевленное, собственное — нарицательное, род, склонение
-
Имя прилагательное
Вопросы: какая? какое? какие?, чей? чья? чьё? чьи? Если краткая форма — каков? какова? каково? каковы? Качественное имеет формы сравнения; краткую форму; сочетается со словом «очень». Притяжательное отвечает на вопросы чей? чья? чьё? чьи?; все остальные — относительные. Степени сравнения Простая сравнительная - суффикс -ее- Составная сравнительная Слова более (менее) + н.ф. прилагательного Простая превосходная - суффикс -ейш- Составная превосходная - Слова самый, наиболее+н.ф. прилагательного; слово всех + простая сравнит. степень прилаг.
-
Числительное
Вопросы: сколько? который (по счету)? Виды по составу: Простое, составное, сложное, Разряды по значению: количественное, порядковое, собирательное
-
Глагол
Вопросы: что делать? что сделать? Вид (совершенный — что сделать?, несов. — что делать? Купить — варить Переходность (глагол + сущ. в в.п. кого? что? — переходный: любить (кого? что?) маму, книги; ждать (кого? что?) друга, письмо; остальные глаголы — неперех.; спряжение (1-е или 2-е), возвратность (наличие или отсутствие постфикса -ся: умываться — возвр.; решать — невозвр.)
-
Причастие
Вопросы: какой?-ая? -ое? -ие?; если краткая форма — каков?-а?-о?-ы? Действительное: -ущ-(-ющ-), -ащ- ( -ящ-) - настоящего времени -вш-, -ш- прошедшего времени Страдательное (имеет полную и краткую форму): -ем- (-ом-), -им- настоящего времени -нн-, -енн-, -т- прошедшего времени Время и вид — как у глагола
-
Деепричастие
Вопросы: что делая? что сделав? суффиксы несов. Вида - -а- (-я-)-в-, суффиксы сов. Вида -вши-, -ши Переходность, возвратность — как у глагола
-
Наречие
Вопросы: где? как? куда? зачем? и т.п. Степени сравнения сравнительная простая форма образуется с помощью суффиксов -ее-(-ей-), -е-, -ше составная — наречие + слова более, менее превосходная Сравнительная степень наречия+местоимение всех(нежнее всех)
-
Местоимения
1. Личные местоимения (кто? что?) я, ты, он, она, оно, мы, вы, они 2. Возвратное кого? себя 3. Вопросительные (с их помощью задается вопрос) местоимения что, кто, чей, какой, который, сколько, каков 4. Относительные (служат для связи простых предложений в составе сложных) те же, что и вопросительные: что, кто, чей, какой, который, сколько, каков
-
5. Неопределенные (кто? что? сколько? который? какой?) нечто, некто, некоторый, несколько, сколько-то, сколько-нибудь, какой-нибудь, какой-то, какой-либо, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-то, что-то 6. Отрицательные (кто? что? кого? чего? какой? чей? сколько?) никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько 7. Притяжательные (чей?) мой, твой, ваш, наш, свой, его, её, их 8. Определительные какой? весь, всякий, всяческий, иной, другой, сам, самый, каждый, любой
-
9. Указательные (какой? каков? сколько?) этот, тот, сей, такой, таков, столько
-
Предлог
Предлог не отвечает на вопросы Простые, составные, непроизводные, производные Служат для связи слов в словосочетании
-
Производные предлоги
1). Наречные: вокруг, впереди, мимо, вслед, согласно, подобно, навстречу 2). Отыменные: в течение, в продолжение, вследствие, в виде, в связи с, наперекор, ввиду, вместо, вроде, наподобие, насчёт, за счёт 3). Отглагольные: благодаря, несмотря на, начиная с, исключая, включая
-
Союз
Союз не отвечает на вопросы Простые, составные, сочинительные, подчинительные Служат для связи однородных членов и частей сложного предложения
-
Частица
Частица не отвечает на вопросы 1. Формообразующие(служат для образования условного и повелительного наклонений) да, давай, давайте, пусть, пускай 2. Отрицательные не, ни 3. Модальные ли, разве, неужели, вряд ли, едва ли, именно, и, как раз, только, лишь, исключительно, почти, ведь, уж и т.п.
-
Разряды частиц по значению
1). Вопросительные: ли, разве, неужели 2). Восклицательные: что за! Как! Ну и как! Ишь как! Ещё бы! 3). Усилительные: даже, даже и, ведь, же, и, уж, всё, всё-таки 4). Утвердительные: да, так, точно (=да) 5). Отрицательные: не, ни, вовсе не, отнюдь не 6). Указательные: вот, вон, вот и , это 7). Выделительные и ограничительные: лишь, только, почти, исключительно 8). Уточняющие: как раз, именно, точно, ровно 7) Сомнения: вряд ли, едва ли 8). Смягчения и требования: -ка
-
Как правильно определить часть речи?
1) Найти слово, от которого зависит указанное слово. 2) Задать вопрос к зависимому слову как к части речи. 3) Определить общее грамматическое значение слова.
-
Отличие отглагольных прилагательных от причастий
Прилагательные 1. Заменяются синонимами: потрясающее (невероятное) сообщение 2. Не могут иметь зависимых слов. 3. Указывают на постоянный признак предмета: надутый вид, надтреснутый голос, сплюснутый нос Причастия 1. Имеют или могут иметь зависимые слова: потрясшее всех сообщение 2. Обозначают признак предмета по действию (завершенному или незавершенному): уехавший поезд, пляшущая девочка.
-
Подсказки
1). Полностью утратили глагольные признаки и стали прилагательными: слова, образованные от глаголов с суффиксами –уч-, -юч-, -ач-, -яч-: дремучий, лежачий слова, образованные от глаголов с суффиксом –л-: горелый, запоздалый слова, образованные от глаголов с помощью суффиксов –н-, -ен-, если при них нет зависимых слов и приставки: жареный, плетёный сложные слова, в состав которых входят суффиксы причастий: всесокрушающий, полуобгоревший
-
2). Чтобы не перепутать деепричастие с причастием, надо помнить следующее: Причастия обозначают признак предмета по действию, относятся к именам существительным или к другим частям речи, выступающим в роли существительного, согласуются с ними в роде, числе и падеже: свалившееся дерево преградило нам путь Деепричастия обозначают добавочное действие, относятся только к глаголу – сказуемому: сваливши дерево, мы сели на пенёк отдохнуть
-
3). Чтобы не перепутать деепричастие и наречие, надо помнить следующее: Деепричастие обозначает добавочное действие, легко заменяется глаголом, от которого образовано: пошумев, ребята разошлись по домам; ребята пошумели и разошлись по домам Деепричастие может быть совершенного и несовершенного вида. Оно, как правило, стоит перед глаголом-сказуемым: взвизгнув, собака отскочила в сторону Деепричастия стали наречиями в следующих словосочетаниях: пишет сидя, стоя, читает лёжа, говорит захлёбываясь (непонятно), говорит не торопясь (медленно), говорит не смолкая (безостановочно), отвечал нехотя (вяло), отвечал не думая (быстро), рассказывал не спеша (медленно), стоял подбоченясь (вызывающе), стоял вытянувшись (прямо), живёт играючи (легко), похлопал любя (доброжелательно) Наречие обозначает признак действия, его в предложении легко заменить другим словом6 тройка лошадей не останавливаясь (быстро) мчалась по ухабистой дороге В наречие переходят тольо деепричастия несовершенного вида, как правило, в предложении они стоят после глагола-сказуемого: ученик отвечал не думая
-
4). Следует различать производные предлоги и самостоятельные части речи. Например: Напротив дома стояла машина (предлог можно заменить другим предлогом – возле дома стояла машина)//Я живу (где?) напротив (наречие). 5). Надо отличать союз чтобы от местоимения что с частицей бы; союз тоже от местоимения то с частицей же, союз также от наречия так с частицей же, союзы причём и притом от предлога при с местоимениями том и чём и другие (более подробную информацию см. в вопросе А18) 6). В зависимости от контекста слово может выступать или одной частью речи, или другой: Я знаю, ЧТО подарить ему на день рождения (речь идёт о подарке, местоимение что заменяет название подарка, является членом предложения). Я знаю, ЧТО пойду к нему на день рождения (за словом «что» не скрывается предмет, оно связывает два действия, следовательно. Это союз)
-
7). Слово «как» может быть как частицей, так и союзом: Как хорош! Как пригож! – частица вносит дополнительный оттенок (восклицание) Не знаю, как лучше сказать ему об этом – союз, так как связывает два предложения. 8). Слово «так» может быть частицей или наречием: Вот так кукла! – частица вносит эмоционально-экспрессивный оттенок Он так ответил на мой вопрос – наречие, т.к. можно поставить вопрос наречия: ответил (как?) так 9). Слово «один (одна, одно)» может быть частицей и числительным: У него в голове одна каша – частица, т.к. можно заменить синонимичной частицей (в голове только каша) Одной тетради тебе не хватает – числительное, т.к. можно заменить другим числительным: двух (трёх) тетрадей
-
10). Могут переходить в существительные: Прилагательные (Больной присел на кровать) Причастия (Встречающие вышли на перрон) Местоимения (притяжательные): А мой вчера из деревни вернулся - Числительные (Двое о чём-то тихо разговаривали) Наречия (Наше завтра будет прекрасным) 11). Количество могут обозначать не только числительные, но и другие части речи. Запомните, что числительное можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами. Например: три лошади (числительное) – тройка (существительное) лошадей; две подкладки (числительное) – двойная (прилагательное) подкладка
-
12). Надо уметь различать личные местоимения ЕГО, ЕЁ, ИХ от притяжательных местоимений ЕГО, ЕЁ, ИХ. Личные местоимения отвечают на вопросы косвенных падежей: Коля слушал (кого?) её очень внимательно. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?: (чья?) Её ученица стала знаменитой писательницей
-
Удачи!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.