Содержание
-
МБОУ «Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Фразеологические обороты (мультимедийное приложение к уроку русского языка в 5 классе) Выполнила Лияскина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы Кардымово, 2013г.
-
Фразеологические обороты «Живописный способ выражаться посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных речений» Э.А.Вартаньян
-
Сравните сочетания слов в левой и в правой колонках: вешать пальто вешать голову сесть в лодку сесть в калошу гонять мяч гонять лодыря клевать пшено клевать носом
-
Устойчивые сочетания , или несвободные сочетания, называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.
Фразеологизм: фраза – «логос», т.е фраза – слово.
-
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи
-
«Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится»- говорят в народе. И действительно, каждое выражение, ставшее фразеологизмом, имеет своё основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории народа. Со значением фразеологизмов можно познакомиться в специальном словаре фразеологизмов – «Фразеологическом словаре».
-
Многие устойчивые обороты пришли к нам из мифови стали принадлежностью нашего языка. Яблоко раздора На свадьбе присутствовали три богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, богиня раздора Эрида бросила в толпу золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначено ей. В спор вмешался сын троянского царя Парис. Он присудил яблоко Афродите – богине красоты. Разгорелась кровопролитная война. С тех пор мы называем повод для разногласий, спора ЯБЛОКОМ РАЗДОРА
-
Ахиллесова пята Ахилл- герой легенд Древней Греции. Непобедимый воин. Мать Ахилла, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунала Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищённой. В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. Всякое слабое, уязвимое место человека ( в характере, привычках, склонностях) называют АХИЛЛЕСОВОЙ ПЯТОЙ.
-
К фразеологическим выражениям многие учёные относят пословицы, поговорки, а также меткие выражения писателей, которые настолько часто стали употребляться в речи, что их называют « крылатыми»: А воз и ныне там. (И.Крылов) Слона-то я и не приметил. (И.Крылов) Счастливые часов не наблюдают. (А.Грибоедов) Есть специальный словарь «Крылатые слова» , его авторы Н.С.Ашукин и М.Г. Ашукина.
-
Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк, И так устали мы в дороге, что еле Волочили ноги. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу ОкажешьМедвежью услугу. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой не разольёшь Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, кто по дрова. Ребята слушать их не станут: От этой песни Уши вянут
-
Замени фразеологизмы одним словом. Всегда ли это возможно? Рука об руку - … На руках носить - … Держать в ежовых рукавицах - … Золотые руки - … Рукой подать - … Прибрать к рукам - … Быть правой рукой - … Дать руку на отсечение - … Быть под рукой - … Дружно Баловать Не давать воли Умелые руки Близко Завладеть чем-то Быть нужным кому-то Ручаться за кого-то Близко
-
ПОДБЕРИ КАРТИНКУ Жить как Кошка с собакой Медведь на ухо наступил Делать из мухи слона Вертеться как белка в колесе Ехать зайцем 1 22 33 44 5
-
Закончи фразеологизм, используя слова для справок Смотреть как …на новые ворота Голодный как … Пустить … в огород Купить … в мешке Ползти как сонная …
-
Подведём итоги 1. Что такое фразеологизмы? 2. Чем они отличаются от свободных сочетаний слов? 3. Приведите примеры фразеологических оборотов.
-
Оцените, как вы работали на уроке Засучив рукава Не покладая рук Тяп-ляп В поте лица Рука об руку Через пень колоду
-
Источники: 1.Аксёнова М. Знаем ли мы русский язык? - М.:ЗАО Издательство Центрполиграф ,2012. 2. Вартаньян Э. Из жизни слов. - М.: 1963. 3. Вартаньян Э. Путешествие в слово. – М.:1982. 4.Иллюстрации. [Электронный ресурс ]. – URL:http://polyidioms.narod.ru; dic.academik.ru; slovoborg.su; zooclub.ru; картинки@mail.ru(дата обращения: 15.12.2012).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.