Содержание
-
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 245 комбинированного вида г. Новосибирск
Методические разработки деятельности с детьми по знакомству с книжной культурой Подготовила: Фатеева О.Ю. воспитатель разновозрастной группы
-
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению, как к процессу, сегодня актуально как никогда. За последнее время наблюдается, в детском саду замедлилось вхождение дошкольников в книжную культуру, значительно снизился интерес к книге. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Всё чаще первое знакомство детей с книгой происходит через интернет и телевидение. Дошкольный возраст самый активный для влечения ребёнка в читательскую деятельность. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное значение об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер.
-
Актуальность темы: Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, художественно- эстетическому вкусу. Формирование у детей интереса и любви к книге, потребность в чтении, воспитание будущих читателей. Цель: Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства.
-
Задачи: Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества: песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами). Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь. Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества). Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
-
ФГОС ОО «Речевое развитие» ОО «Художественно – эстетическое развитие» Художественная литература
-
Книга является неотъемлемой частью жизни ребенка дошкольного возраста. Достижение новых образовательных результатов при построении процесса приобщения дошкольников к книжной культуре основа превалирующих принципов ФГОС ДО. Согласно ФГОС содержание образовательной области «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
-
ОО «Речевое развитие» Включает: Владение речью как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие речевого творчества; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
-
ОО «Художественно – эстетическое развитие» Предполагает: Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и др.).
-
Почему детям необходимо читать В процессе чтения развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас Чтение развивает мышление, стимулирует творческое воображение,пробуждает познавательные интересы и расширяет кругозор Книги помогают ребенку познать самого себя, понять других. Совместное чтение способствует духовному обогащению родителей и детей. Чтение самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально – психического становления личности
-
Методы и приемы ознакомления детей с литературой
-
Детский сад знакомит детей с лучшими образцами художественных произведений, таким образом, решая комплекс взаимосвязанных задач нравственного и умственного характера. Образовательная область и виды детской деятельности неразрывно связаны друг с другом. На современном этапе выделяют следующие виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Самообслуживание и элементарный бытовой труд Познавательно-исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная
-
Образовательная деятельность в режимных моментах
-
Группы произведений Современная зарубежная литература Зарубежная классическая литература Современная русская литература Русская классическая литература Русское народное творчество Творчество народов мира
-
Критерий отбора произведений
-
Количество книг в разных возрастных группах: Младшая группа 5-6 книг.В книжный уголок можно поместить игрушку, символизирующую того или иного литературного персонажа. Средняя группа 6-8 книг, можно поместить пазлы . Старшая группа - можно помещать одновременно 10-12 разных книг, должна быть подборка детских печатных журналов, должны быть портреты детских писателей. В книжном уголке размещают детские рисунки и поделки, сделанные воспитанниками после изучения того или иного художественного произведения. В подготовительной группе должна быть детская библиотека (вывеска, много книжек, детских журналов, картотека, ответственный дежурный библиотекарь) . Для оформления книжного уголка используются иллюстрации известных детских художников, соответствующие содержанию выставленных книг. В книжном уголке должны быть открытки, фотографии, тематические альбомы; альбомы, созданные художниками на определенные темы; альбомы, созданные воспитателем вместе с детьми, например: альбом о труде взрослых, альбом о природе в разные времена года и т.д., предметные и сюжетные картинки, всё с учетом возраста детей и требований программы.
-
-
Создание предметно – развивающей среды Книжный уголок: выставки различных видов книг. Уголок для театрализованной и режиссерской игры. Сюжетно – ролевые игры. Дидактический материал. Мнемотехника (для улучшения памяти у детей. Мнемотехника – это система методов и приемов обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации). Уголок изодеятельности, в котором находятся книжки – раскраски по темам художественных произведений. Мастерская по ремонту книг «Книжкин доктор» .
-
Взаимодействие с родителями Родительские собрания. Индивидуальные консультации. Семинары – практикумы. Папки – передвижки. Фотопрезентации. Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в оформлении выставок, макетов.
-
Таким образом, мы рассмотрели, что образовательная область «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» неразрывно связана со всеми видами детской деятельности и является неотъемлемой частью воспитания и образования ребенка дошкольного возраста. Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей,: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова Сесилиа Лупана: "Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.
-
-
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.