Содержание
-
Микротема. Микротекст. Абзац.
-
«Мы любуемся речью, когда не принуждены бываем угадывать ее смысла; когда в ней предмет развивается легко и последовательно; когда она течет, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно». И.И.Давыдов - О каких качествах речи говорит автор? - Раскройте смысл сравнения.
-
Повторение
Чтобы наша речь текла легко и последовательно, чтобы окружающие могли любоваться ею, нужно постичь тайны языка, тайны текста, законы по которым он строится. Сегодня мы продолжим работу по текстоведению. -Дайте определение текста, темы, идеи, композиции.
-
Словарная работа
Макро.. (гр.) Первая составная часть сложных слов, обозначающая: 1) большой, крупный, больших размеров; 2) связанный с изучением больших предметов, величин. Микро... (гр.) Первая составная часть сложных слов, обозначающая: 1) наименование единиц физических величин; 2) малый размер чего-л. - Вспомните и назовите слова, в которых встречаются данные части слов, дайте их определение.
-
Микротема. Микротекст.
Попробуйте дать определение терминам микротема, микротекст. • Тема текста – это то, что описывается в тексте, о чем развертывается рассуждение, ведется диалог и т. д. Микротема – наименьшая часть общей темы. Микротекст – часть текста, в которой раскрывается микротема.
-
Абзац.
Вспомните, что такое абзац, какова его роль в тексте. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста - абзац. Абзац - 1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста между двумя такими отступами. Строение абзаца: абзацный зачин комментирующая часть
-
Требования к выделению абзаца.
Абзацные зачины должны быть логически однородными взаимно связанными в совокупности своей составлять единое целое ! Абзацным зачином не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию с ним не связанное.
-
Работа с текстом: ВОСПИТАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ Развернувшиеся сейчас в нашей стране дискуссии о том, как усовершенствовать систему народного образования, побуждают меня рассказать о некоторых, на мой взгляд, поучительных особенностях японской школы. Прежде всего, хочется отметить, что детей приучают жестко планировать свое время не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане. Помимо заданий к следующему уроку, ученик должен помнить о письменных рефератах и устных докладах, которые он обязан подготовить по данному предмету за месяц, за четверть или за полугодие. Во-вторых, хочется отметить, что японская школа воспитывает у детей такое ценное качество, как обязательность. И немалую роль здесь играет система «оценок по контракту». Например, после изучения Европы преподаватель географии поручает учащимся за четыре-восемь недель подготовить письменный реферат и устное сообщение по одному из европейских государств. Причем, прежде всего, учащиеся должны решить, на какую оценку подписывать контракт? Если на «тройку» - методическая разработка будет состоять из семи вопросов, если на «четверку» - из 12, если на «пятерку» - из 19. Для подготовки более объемного реферата отводится больше времени, зато требуется использовать больше источников. Стало быть, каждый школьник должен сделать нелегкий выбор: либо выполнить меньший объем работы и быстрее от нее отделаться, либо сознательно взять на себя дополнительное бремя труда и ответственности, чтобы получить более высокую оценку. Вот лишь некоторые примеры того, как школа формирует у японцев такие качества, как организованность и обязательность, дисциплина воли и верность слову. И все это, насколько можно судить, положительно сказывается в их трудовой деятельности. - Определите тему текста. - Сколько микротем в тексте? - Проведите смысловой анализ абзаца: выявите смысловые опоры и ключевые слова, выявите основную и второстепенную информацию, назовите информационный центр. - Сформулируйте микротему каждого абзаца.
-
Самостоятельная работа
Разделите текст на абзацы, используя условное обозначение Z. О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «... нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д.С.Лихачев).
-
Проверка
О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «... нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д.С.Лихачев).
-
Работа с текстом.
- Определите тему текста, идею, позицию автора. - Проведите смысловой анализ абзаца: выявите смысловые опоры и ключевые слова, выявите основную и второстепенную информацию, назовите информационный центр.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.