Содержание
-
МОНИТОРИНГ ОБЩЕГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №15» Лобанова Елена Анатольевна
-
Логопедическое обследование по методике А.М.Быховской, Казовой Н.А. «Количественный мониторинг общего и речевого развития» Данный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР, дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития соответствуют ФГОС.
-
Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с тяжелым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Используя данную методику, имеется возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом. Кроме этого, методика позволит выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуально для каждого ребенка.
-
Мониторинг проводится на протяжении нескольких дней. За один день реализуется не более двух разделов. На каждое исследование затрачивается не более 15 мин (ребенку 5 лет) и 20 мин (ребенку 6 лет). Во время мониторинга создается положительный эмоциональный фон взаимодействия между учителем-логопедом и ребенком. Ребенок заинтересовывается выполнением тестовых заданий, а не принуждается к выполнению. Используются различные формы поощрения, ребенок поддерживается и подбадривается. При первых проявлениях усталости или негативизма у ребенка обследование прекращается и переносится на следующий день.
-
Мониторинг состоит из 4-х блоков: «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера» «Неречевые психические функции» «Моторная сфера» «Произносительная сторона речи и речевые психические функции». Мониторинг Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера Неречевые психические функции Моторная сфера Произносительная сторона речи и речевые психические функции 1 блок 2 блок 3 блок 4 блок
-
Исследование анамнеза и динамики раннегопсихомоторного и речевого развития. 2. Изучение медицинской документации. 3. Исследование личностных, поведенческих и коммуникативных особенностей ребенка. 4. Выявление игровых и межличностных предпочтений. 5. Подбор оптимальных индивидуально-ориентированных форм взаимодействия с ребенком. Методы: Наблюдение, беседы с ребенком. Раннее психомоторное и речевое развитие Поведение и психическая сфера 1 блок
-
С З 2 блок Неречевые психические функции СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС И ПРАКСИС Определить, дифференцирует ли ребенок звучание детских музыкальных инструментов или звучащих игрушек. Выявить, определяет ли ребенок направление звука. Выявить, воспринимает и воспроизводит ли ребенок различные ритмы. Выявить, соотносит ли ребенок и узнает ли цвета в соответствии с возрастными нормативами Выявить уровень развития оптико-пространственного гнозиса (умение ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме собственного тела). Выявить уровень развития оптико-пространственного праксиса (складывает ли картинки из частей и составляет ли фигуры из палочек по образцу и по памяти).
-
-
1111 б22 3 блок Моторная сфера С С С С ОБЩАЯ МОТОРИКА Выявить объем, переключаемость, темп, активность, координацию движений. РУЧНАЯ МОТОРИКА объем выполняемых движений (полный или неполный); переключаемость (своевременная, замедленная, отсутствует), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность, координацию движений; наличие леворукости; навыки работы с карандашом; способность к манипуляции с предметами. наличие или отсутствие движений мимической мускулатуры; объем выполняемых движений (полный или неполный); точность выполнения (точно, неточно) и темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый) движений; МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА наличие или отсутствие движений нижней челюстью, губами, языком, мягким нёбом; объем выполняемых движений (полный, неполный); точность выполнения (точно, неточно) и темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный) движений; мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный);
-
-
1111 б22 1111 б22 4 блок Произносительная сторона речи и речевые психические функции ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ РЕЧЕВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ Выявить наличие или отсутствие аномалий в строении. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Выявить нарушение звукопроизношения всех групп звуков. ДЫХАНИЕ И ГОЛОС Выявить тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное); объем дыхания (достаточный, недостаточный); продолжительность речевого выдоха; силу голоса ТЕМП И РИТМ характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный), ритма (нормальный, дисритмия), паузации (правильно или нет, расставляет паузы в речевом потоке) речи;
-
-
РЕЧЕВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИМПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ Выявить, дифференцирует ребенок или не дифференцирует звуки. Выявить, выделяет ли ребенок заданный звук из слова. Выявить ,нарушает ли ребенок звукослоговую структуру слов. Определить объем словаря и соответствие его возрастной норме. Проверить понимание имен существительных. Проверить способность ребенка к обобщению. Исследовать понимание ребенком глаголов и прилагательных. Проверить понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки. Исследовать понимание ребенком различных грамматических категорий (форм словоизменения, предложно-падежных конструкций, уменьшительных суффиксов, глаголов единственного и множественного числа). Исследовать понимание ребенком: отдельных предложений; содержания знакомой сказки.
-
-
ЭКСПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ номинативного (существительных по различным лексическим темам; обобщающих слов; слов, обозначающих названия частей тела и частей предметов; наличие в активном словаре антонимов); предикативного (глаголов); атрибутивного (названия цвета и формы). Выявить состояние: словоизменения: употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, в косвенных падежах; образование существительных множественного числа в родительном падеже; согласование прилагательных с существительными единственного числа; употребление предложно-падежных конструкций; употребление числительных «два» и «пять» с существительными; словообразования: употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детенышей животных; образование относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, глаголов совершенного вида. Выявить уровень сформированности развернутого монологического высказывания
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В речевой карте в уточненном логопедическом заключении учитель- логопед: 1)определяет уровень развития речи ребенка в соответствии с психолого-логопедической классификацией; 2)отражает выводы из всех разделов речевой карты; 3)отмечает сопутствующие заболевания. 4) составляет план индивидуальной работы с каждым ребёнком Результаты мониторинга используются учителем –логопедом и воспитателями при: планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной); отборе методов, приемов и технологий; комплектовании подгрупп для организованной деятельности.
-
ПРИЛОЖЕНИЕ «КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ К РЕЧЕВОЙ КАРТЕ от 4 до 7 лет» НИЩЕВА Н.В.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.