Содержание
-
Тема: «Способы словообразования. Морфемные способы образования слов».
Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы ООШ г. Ясногорска Дегтерёва Е.Е.
-
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов.
-
Запомни!
Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
-
Например, в слове вод-а основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса –иц- ( вод+ -иц - водица),тогда основа вод-а выступает как производящая, а основа нового слова водиц-а – оказывается производной.
-
МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
суффиксальный приставочный приставочно- суффиксальный бессуфиксный
-
Схема словообразовательного разбора.
1. Поиск производящего слова 2.Выделение словообразовательной морфемы 3.Определение способа словообразования
-
Приставочный способ:пра- + родина→прародина(существительное) пре- + мудрый →премудрый(прилагательное)про- + читать →прочитать(глагол)не-+ когда →некогда(наречие)
-
Суффиксальный способ :
конфета + -к- →конфетка (существительное) мебель + -н- →мебельный (прилагательное) уголь + -щик- → угольщик (существительное) умный + -еньк- →умненький (прилагательное) белый + -е- →белеть (глагол)
-
Приставочно-суффиксальный способ:
под- + слеп(ой) + -оват- →подслеповат(ый)(прилагательное) со- + труд+ -ник- → сотрудник (существительное)
-
Бессуффиксный способ:
подносить → поднос (существительное) переносить →перенос (существительное) заплывать→ заплыв(существительное) синий → синь (существительное)
-
Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (1978). Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения. Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например:слаб(ый)
-
Подведём итоги.Морфемные способы образования слов:
приставочный; суффиксальный; приставочно- суффиксальный; бессуффиксный.
-
Домашнее задание:
Для всех-§26 (стр.58-курсив), записи на рабочем листке. 1 группа: задания на рабочем листке; 2 группа: упр.126; 3 группа: подберите из произведений художественной литературы-10-15 слов с разными способами морфемного словообразования.
-
СПАСИБО ЗА УРОК!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.