Презентация на тему "Основные способы словообразования"

Презентация: Основные способы словообразования
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.21 Мб). Тема: "Основные способы словообразования". Предмет: русский язык. 25 слайдов. Для учеников 10-11 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Основные способы словообразования
    Слайд 1

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1 Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Волоконовского района Белгородской области Морозова АллаСтаниславовна

  • Слайд 2

    Цели:

    продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку; отрабатывать навык выполнения задания типа В 1; рассмотреть самые распространённые ошибки при определении способа словообразования; показать основные шаги при выполнении задания В1.

  • Слайд 3

    Словообразование - один из главных источников пополнения словарного запаса. Новые слова образуются постоянно. Это обусловленопеременами в жизни общества.

  • Слайд 4

    Основные способы образования слов в русском языке

    Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов следующими путями: с помощью прибавления приставок и суффиксов, с помощью сложения, с помощью перехода слова от одной части речи в другую.

  • Слайд 5

    Образование слов с помощью приставок

    Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления приставки. Такой способ словообразования называется приставочным. Основное правило: при приставочном словообразовании новое слово относится к той же части речи, что и то, от которого оно образовано. Бежать - у-бежать. (Оба слова являются глаголами). Школьный - до-школьный. (Оба слова являются прилагательными). Дедушка - пра-дедушка. (Оба слова являются существительными).

  • Слайд 6

    Образование слов с помощью суффиксов

    Слово может быть образовано от другого слова с помощью прибавления суффикса. Такой способ словообразования называется суффиксальным. В отличие от приставок, многие суффиксы способны из слов одной части речи образовывать слова другой части речи. Дом - дом-ик. (Суффикс -ик- привносит уменьшительно-ласкательное значение. Часть речи не меняется). Сила - силь-н-ый. (Суффикс -н- способствует образованию прилагательного от существительного). Удиви-ть - удиви-тельн-ый. (Суффикс -тельн- способствует образованию прилагательного от глагола).

  • Слайд 7

    Образование слов с помощью приставок и суффиксов

    Слово может быть образовано от другого слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса. Такой способ словообразования называют приставочно-суффиксальным. Скорый — у-скор-и-ть. (Приставка у- и суффикс -и- способствуют образованию глагола от прилагательного). Есть — на-есть-ся. (Приставка на- и суффикс -ся- способствуют образованию глагола со значением максимальной полноты действия от другого глагола).

  • Слайд 8

    Бессуффиксный способ словообразования

    Особый способ словообразования — бессуффиксный. Обычно этим способом существительные со значением действия образуются от глаголов: беж-а-ть - бег. При бессуффиксном словообразовании суффикс не прибавляется, а, наоборот, пропадает (усекается). Переход-и-ть - переход. (Усечение суффикса -и- способствует образованию существительного от глагола). Крич-а-ть - крик. (Усечение суффикса -а- способствует образованию существительного от глагола).

  • Слайд 9

    Реже бессуффиксным способом образуются существительные от прилагательных. В этом случае при словообразовании суффиксы не усекаются, они вообще не используются. Глуx-ой - глушь. (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса). Тих-ий – тишь. (Существительное образовалось от прилагательного без помощи суффикса).

  • Слайд 10

    Образование слов с помощью сложения

    С помощью сложения происходит образование сложных слов путем соединения частей нескольких слов в одно. При этом могут соединяться в единое целое два полных слова, а также несколько основ. При сложении целых слов первая часть полученного сложного слова обычно не теряет своего окончания, склоняются обе части сложного слова: ракета-носитель, (в) ракетЕ-носителЕ, ракетЫ-носителИ.

  • Слайд 11

    При сложении основ первая часть полученного сложного слова уже не способна к самостоятельному изменению: плащ-палатка, (в) плащ-палатке. Сложение основ обычно происходит с помощью соединительных гласных -О-, -Е-, -И-. Темн-О-кожий (от словосочетания темная кожа). Угл-Е-добывающий (от словосочетания добывать уголь). Сем-И-летний (от словосочетания семь лет).

  • Слайд 12

    Иногда при сложении основ соединительные гласные не используются. Обычно это происходит в словах, где первую часть составляет не полная основа, а ее часть. В подобных случаях часто сокращению подвергается не только первая основа, но и другие основы слов, от которых образовано данное сложное слово. Стенгазета (от словосочетания стенная газета). Спецкор (от словосочетания специальный корреспондент). ФСБ (от словосочетания Федеральная служба безопасности).

  • Слайд 13

    Переход слова из одной части речи в другую

    Новые слова могут образовываться с помощью перехода слова из одной части речи в другую. Внешняя форма слова при этом может не меняться. Столовая (комната) - (заводская) столовая. (Прилагательное столовая перешло в существительное столовая). Дежурный (курсант) - дежурный (при входе). (Прилагательное дежурный перешло в существительное дежурный).

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    Самые распространённые ошибки при определении способа словообразования (1)

    Иногда бывает сложно определить способ образования слова, например: никому, перерыв. Основные шаги при выполнении этого задания. 1) Чтобы определить способ образования данного слова, нужно выделить его основу и подобрать однокоренное слово (однокоренные слова), ближайшее по составу и по смыслу, т.е. включающее как можно больше тех же морфем и связанное с ним лексически, например: никому ←  кому.

  • Слайд 16

    Основные шаги при выполнении этого задания

    2) Чаще всего, как в данном случае, в производящей основе меньше морфем, чем в производной. 3) Однако иногда бывает наоборот: новое слово образуется путём усечения суффикса и сокращения основы, например: перерыв  ←  перерывать.

  • Слайд 17

    4) Затем нужно сопоставить состав разбираемого и ближайшего родственного слова и установить способ словообразования. Так, например, слово никому образовано приставочным способом, а слово перерыв – бессуффиксным способом. 5) Образование слова иногда сопровождается чередованием, которое может вызвать сомнения в том, от какой основы и каким способом образовано данное слово, например: россыпь ← рассыпать  (бессуффиксный).

  • Слайд 18

    Самые распространённые ошибки при определении способа словообразования (2)

    Неверный подбор слова с производящей основой в словообразовательном звене, в результате которого неправильно определяют и способ словообразования, например:  переход ← ход (приставочный способ).

  • Слайд 19

    Основные шаги при выполнении этого задания

    1) По лексическому значению слово переход ближе к глаголу переходить, чем к существительному ход, поэтому словом с производящей основой в данном случае является глагол переходить, от которого слово переход образовано бессуффиксным способом: переход ←переходить (бессуффиксный способ словообразования). 

  • Слайд 20

    Самые распространённые ошибки при определении способа словообразования (3)

    Производные и иноязычные по происхождению приставки можно спутать с корнем и вследствие этого ошибочно определить способ словообразования как сложение, например: сверхновый, постиндустриальный

  • Слайд 21

    Основные шаги при выполнении этого задания

    1) Запомните наиболее распространённые приставки, которые не следует путать с корнем: меж-, сверх-, супер-, пост-, контр-, дез-.

  • Слайд 22

    Проверь себя

    1. Каким способом образовано слово ПОСЛЕЗАВТРА? 2. Каким способом образовано слово ОБИДНЫЙ? 3. Каким способом образовано слово БЕЗОБЛАЧНЫЙ? 4. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ? 5. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ? 6. Каким способ образовано слово ПРАВНУК?

  • Слайд 23

    7. Каким способом образовано слово УЧИТЕЛЬ? 8. Каким способом образовано слово ГНИЛЬ? 9. Каким способом образовано слово СОВЕТОВАТЬ? 10. Каким способом образовано слово БОЛЬНОЙ в предложенииБольной уснул? 11. Каким способом образовано слово ВАГОНОРЕМОНТНЫЙ? 12. Каким способом образовано слово НЕПОГОДА?

  • Слайд 24

    Ответы

    1 – приставочный 2 – суффиксальный 3 – приставочно-суффиксальный 4 – бессуффиксный 5 – сложение основ 6 – приставочный 7 – суффиксальный 8 – бессуффиксный 9 – суффиксальный 10 – переход одной части речи в другую 11 – сложение основ 12 - приставочный

  • Слайд 25

    Использованная литература

    1. Автор шаблона - Ахметшина Н.Ю., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия 148 имени Сервантеса г. Санкт-Петербург 2. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие, - Ростов н/Д: «Легион», 2011 3. Петрова В.В. Русский язык. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 2 (В), - М.: «Экзамен», 2009

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке