Презентация на тему "Морфемы"

Презентация: Морфемы
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, адресованная ученикам начальных классов. С помощью данной работы, школьники узнают, что такое морфемы и как при помощи схем можно их изобразить. Помимо основной темы занятия детей ждет веселая физминутка.

Краткое содержание

  • Знакомство с морфемами
  • Пояснительные схемы
  • Тематическая физкультминутка
  • Задание для самостоятельной работы

Содержание

  • Презентация: Морфемы
    Слайд 1

    Морфемы

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Двадцать второе января Классная работа Морфемы

  • Слайд 3

    - то, что вы уже

    знали;

    + - узнали новое.

  • Слайд 4
    • Д
    • О
    • М
    • И К
  • Слайд 5

    - УТ

    ЖИВУТ

  • Слайд 6

    ПРА -

    • ПРАБАБУШКА
    • ПРАДЕДУШКА
  • Слайд 7

    Физминутка

    • Слова с суффиксом – приседаете
    • Без суффикса – хлопаете в ладоши
  • Слайд 8

    -ИЙ

    - ЫЙ

  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Не красна изба углами - красна пирогами.

  • Слайд 12

    Если знаешь части слова,

    То напишешь их толково!

  • Слайд 13

    Домашнее задание: выучить правило § 69(70), упражнение № 368

  • Слайд 14
Посмотреть все слайды

Конспект

Тема: Морфемы.

Цель: 1. Актуализировать знания учащихся о приставках, корнях, суффиксах и окончаниях и ввести два новых понятия: морфемы и морфемика.

2. Воспитывать любовь к семье, родному дому.

3. Развитие монологической речи учащихся.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. (Просмотр отрывка мультфильма)

II. Изучение нового материала.

1.Беседа

- О чём, по-вашему, пойдёт речь на нашем уроке?

Разумеется, о строительстве. Вернее о том строительном материале, из которого создаются слова нашего языка.

Всё на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель. Вещества состоят из атомов, атомы – из более мелких частиц.

- А кто догадается, из какого строительного материала сделано слово?

( из приставки, корня, суффикса и окончания)

Микро-вывод. Да – это строительный материал, из которого состоят слова.

- А чего не хватает домику? (крыши- морфемы)

Микро-вывод. Крыша объединяет всё: объединяет приставку, корень, суффикс и окончание. Это и есть морфемы.

2. Оформление тетрадей +словарная работа.

А теперь открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Морфемы»

3.Чтение и анализ правила в учебнике.

Открыли учебник на странице 144(старый) 152

(новый).

- Что же такое морфемы?

Возьмите в руки карандаши и во время чтения поставьте галочки и плюсики.

Галочка – то, что вы уже знали. Плюсик – узнали новое.

(Чтение правила учащимся)

- Где вы поставили галочку?

- Где плюс?

Приставка, корень, суффикс, окончание и каждая морфема имеет свое смысловое значение).

+ Морфема, морфемика и (вы пропустили ещё один +- каждая морфема имеет свое смысловое значение).

Микро-вывод. Значит, кроме известных понятий появились и новые.

- Что такое морфема? (части слов) Отвечаем полным ответом.

- Сколько всего морфем? (4 – приставка, корень, суффикс и окончание)

- Как называется наука, изучающая морфемы? (морфемика)

Молодцы.

4. Подбор одноструктурных слов.

- Но мы с вами пропустили название параграфа. Ну-ка, ребята, прочитайте название параграфа.

Микро-вывод. Да, Морфема – наименьшая значимая часть слова.

- Почему?

У меня на слайде зашифровано слово.

Я открываю вам 1-ю букву.

- Можно по одной букве догадаться, что за слово здесь зашифровано?

Я открываю 2-ю букву. У нас получился слог.

- Можем мы теперь назвать слово?

(Но не все слова вы не сможете отгадать также быстро. Это очень сложно)

Я открываю морфему.

- Какое слово получилось? (ДОМИК)

Нам помог корень. Теперь мы видим, что морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Но не только корень помогает нам угадать слово.

Перед вами морфема – окончание.

- Какая это часть речи? (глагол)

- Какого он времени? (н.в)

- Какого числа? (мн.ч)

Используя эту морфему, подберите слово, связанное с домом или семьёй. В ДОМИКЕ ЖИВУТ …

- Ребята, А КТО ЖИВЁТ В ДОМИКЕ?

Перечислите всех жителей домика.

А теперь подберите слова с приставкой ПРА- :

Их в русском языке всего несколько, и они тоже живут в нашем домике.

(это мама бабушки и папа дедушки)

Давайте последние два слова запишем в тетради и разберём по составу. Кто пойдет к доске? Пишем аккуратно, красиво. (1 человек у доски)

ПРАБАБУШКА, ПРАДЕДУШКА.

Хорошо.

Микро-вывод. В русском языке огромное количество приставок. Чтобы убедиться в этом, мы с вами запишем два предложения и увидим, что каждая приставка имеет свое значение.

5. Объяснительный диктант.

Ребята, кто хочет к доске? Ваша задача правильно записать предложения и выделить приставки – антонимы.

- Напомните, что называется антонимами? Совершенно верно. Это слова противоположные по значению.

Но мы будем искать не слова-антонимы, а приставки-антонимы.

1) Утром папа уходит на работу, а вечером приходит.

2) Если в доме что-то отломилось, откололось, оторвалось, то это надо прибить, приколотить, приделать.

III. Физминутка

Мы уже немного устали и сейчас морфемы помогут нам размяться и выполнить физзарядку. Направлена на развитие умения проводить морфемный анализ слов.

Если я называю слово, в котором есть приставка – вы приседают, если приставки в слове нет – 1 раз хлопаете в ладоши.

Завтра, заехать, простор, прошел, натюрморт, написал, дорога, догнать, природа, пригород, учебник, уезжают.

Закрепление материала.

1. Подбор однотипных слов на заданную тему.

Ребята, каждая семья имеет свой дом. Когда вы вырастите у вас тоже будет дом.

- А какой бы вы хотели построить дом для себя?

Запишите в тетради любых 3 слова, используя следующие морфемы:

-Какие это морфемы? - окончания.

Ребята, как вы думаете, так уж будет важно в каком доме вы живёте (примеры детей), если в нём царит разлад, если вас не любят, вам плохо?

Я тоже думаю, что нет.

2. Комплексный анализ текста.

Давайте прочитаем стихотворение, которое лежит у вас на столах. Из него мы у узнаем каким должен быть дом. (Раздаточный материал)

А) Чтение стихотворения.

Дом, как известно всем давно, -

Это не стены, не окно,

И не стулья со столом,

Не диван, не люстра.

Дом – это там, куда ты готов

Возвращаться вновь и вновь,

Радостным, добрым, нежным,

Злым, еле живым.

Дом – это там, где вас поймут,

Где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом -

Это твой дом.

Б) Выделение основной мысли.

Ребята, возьмите карандаши и подчеркните основную мысль стихотворения. - Каким должен быть дом.

Микро-вывод. Действительно, дом-это там, где нас всегда ждут, любят и поймут.

В) Выборочное списывание.

А теперь выпишите из 1-го столбика слово, которое соответствует следующей модели.

(Стены)

Из второго столбика:

(добрым, нежным, злым)

(Живым и радостным. Докажите, что эти слова не соответствуют нашей модели)

Из 3 столбика.

(Ждут, поймут)

Г) Творческая работа.

А теперь составьте и запишите 3 предложения о доме, семье, используя данные слова.

Чтение предложений.

(Все молодцы. Но вот это предложение было самым интересным)

3. Дешифровщик.

Теперь я предлагаю вам немного поиграть. На листочках, которые лежат у вас на столах, записана известная русская пословица о доме, но она разобрана на морфемы.

Я вам даю 1 минуту, чтобы вы её собрали.

- Что у вас получилось? НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ – КРАСНА ПИРОГАМИ.

А теперь я даю вам ещё одну минутку, чтобы вы её записали и разобрали по составу.

- А как вы понимаете эту пословицу?

Микро-вывод. Главное не то, чтобы дом был красивы, большим, то, чтобы туда часто приходили гости, он был уютным, теплым, чтобы вас любили и всегда ждали.

- А какие еще пословицы о доме и семье вам известны?

Итог урока

Мы сегодня много говорили о значимых частях слова.

- Перечислите их. (полные ответы)

- Как их можно назвать одним словом?

- Почему морфема называется значимой частью слова? (Потому что в русском языке почти у каждой морфемы есть свое значение)

А теперь давайте все вместе прочитаем следующее высказывание:

Если знаешь части слова,

То напишешь их толково.

Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Выучить правило § 69 (70), упр. 368.

Слово учителя.

Ребята, но сегодня мы с вами говорили не только о русском языке. О чём ещё? (о доме, семье) Каким должен быть дом и что в нем должно быть главным? (уют, тепло, ласка, понимание, любовь)

У каждого из нас есть дом. А какой большой дом есть у всех нас? (Планета – Земля)

-Как мы должны жить в этом большом доме? (Дружно, уважать друг друга)

Микро-вывод.

Мы с вами живём в одном большом Доме: нашем Мире – планете Земля. И только от нас зависит, каким будет этот дом: чистым, уютным, светлым, красивым. Мы должны сделать всё, чтобы светило мирное небо над головой и тогда, быть может, нам удастся создать новый Дом – Мир, в котором захочет поселиться Общее счастье. Песня «Родительский дом» Урок окончен, до свидания.

- ут

-ий

- ый

Тема: Морфемы.

Цель: 1. Актуализировать знания учащихся о приставках, корнях, суффиксах и окончаниях и ввести два новых понятия: морфемы и морфемика.

2. Воспитывать любовь к семье, родному дому.

3. Развитие монологической речи учащихся.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. (Просмотр отрывка мультфильма)

II. Изучение нового материала.

1.Беседа

- О чём, по-вашему, пойдёт речь на нашем уроке?

Разумеется, о строительстве. Вернее о том строительном материале, из которого создаются слова нашего языка.

Всё на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель. Вещества состоят из атомов, атомы – из более мелких частиц.

- А кто догадается, из какого строительного материала сделано слово?

( из приставки, корня, суффикса и окончания)

Микро-вывод. Да – это строительный материал, из которого состоят слова.

- А чего не хватает домику? (крыши- морфемы)

Микро-вывод. Крыша объединяет всё: объединяет приставку, корень, суффикс и окончание. Это и есть морфемы.

2. Оформление тетрадей +словарная работа.

А теперь открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Морфемы»

3.Чтение и анализ правила в учебнике.

Открыли учебник на странице 144(старый) 152

(новый).

- Что же такое морфемы?

Возьмите в руки карандаши и во время чтения поставьте галочки и плюсики.

Галочка – то, что вы уже знали. Плюсик – узнали новое.

(Чтение правила учащимся)

- Где вы поставили галочку?

- Где плюс?

Приставка, корень, суффикс, окончание и каждая морфема имеет свое смысловое значение).

+ Морфема, морфемика и (вы пропустили ещё один +- каждая морфема имеет свое смысловое значение).

Микро-вывод. Значит, кроме известных понятий появились и новые.

- Что такое морфема? (части слов) Отвечаем полным ответом.

- Сколько всего морфем? (4 – приставка, корень, суффикс и окончание)

- Как называется наука, изучающая морфемы? (морфемика)

Молодцы.

4. Подбор одноструктурных слов.

- Но мы с вами пропустили название параграфа. Ну-ка, ребята, прочитайте название параграфа.

Микро-вывод. Да, Морфема – наименьшая значимая часть слова.

- Почему?

У меня на слайде зашифровано слово.

Я открываю вам 1-ю букву.

- Можно по одной букве догадаться, что за слово здесь зашифровано?

Я открываю 2-ю букву. У нас получился слог.

- Можем мы теперь назвать слово?

(Но не все слова вы не сможете отгадать также быстро. Это очень сложно)

Я открываю морфему.

- Какое слово получилось? (ДОМИК)

Нам помог корень. Теперь мы видим, что морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Но не только корень помогает нам угадать слово.

Перед вами морфема – окончание.

- Какая это часть речи? (глагол)

- Какого он времени? (н.в)

- Какого числа? (мн.ч)

Используя эту морфему, подберите слово, связанное с домом или семьёй. В ДОМИКЕ ЖИВУТ …

- Ребята, А КТО ЖИВЁТ В ДОМИКЕ?

Перечислите всех жителей домика.

А теперь подберите слова с приставкой ПРА- :

Их в русском языке всего несколько, и они тоже живут в нашем домике.

(это мама бабушки и папа дедушки)

Давайте последние два слова запишем в тетради и разберём по составу. Кто пойдет к доске? Пишем аккуратно, красиво. (1 человек у доски)

ПРАБАБУШКА, ПРАДЕДУШКА.

Хорошо.

Микро-вывод. В русском языке огромное количество приставок. Чтобы убедиться в этом, мы с вами запишем два предложения и увидим, что каждая приставка имеет свое значение.

5. Объяснительный диктант.

Ребята, кто хочет к доске? Ваша задача правильно записать предложения и выделить приставки – антонимы.

- Напомните, что называется антонимами? Совершенно верно. Это слова противоположные по значению.

Но мы будем искать не слова-антонимы, а приставки-антонимы.

1) Утром папа уходит на работу, а вечером приходит.

2) Если в доме что-то отломилось, откололось, оторвалось, то это надо прибить, приколотить, приделать.

III. Физминутка

Мы уже немного устали и сейчас морфемы помогут нам размяться и выполнить физзарядку. Направлена на развитие умения проводить морфемный анализ слов.

Если я называю слово, в котором есть приставка – вы приседают, если приставки в слове нет – 1 раз хлопаете в ладоши.

Завтра, заехать, простор, прошел, натюрморт, написал, дорога, догнать, природа, пригород, учебник, уезжают.

Закрепление материала.

1. Подбор однотипных слов на заданную тему.

Ребята, каждая семья имеет свой дом. Когда вы вырастите у вас тоже будет дом.

- А какой бы вы хотели построить дом для себя?

Запишите в тетради любых 3 слова, используя следующие морфемы:

-Какие это морфемы? - окончания.

Ребята, как вы думаете, так уж будет важно в каком доме вы живёте (примеры детей), если в нём царит разлад, если вас не любят, вам плохо?

Я тоже думаю, что нет.

2. Комплексный анализ текста.

Давайте прочитаем стихотворение, которое лежит у вас на столах. Из него мы у узнаем каким должен быть дом. (Раздаточный материал)

А) Чтение стихотворения.

Дом, как известно всем давно, -

Это не стены, не окно,

И не стулья со столом,

Не диван, не люстра.

Дом – это там, куда ты готов

Возвращаться вновь и вновь,

Радостным, добрым, нежным,

Злым, еле живым.

Дом – это там, где вас поймут,

Где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом -

Это твой дом.

Б) Выделение основной мысли.

Ребята, возьмите карандаши и подчеркните основную мысль стихотворения. - Каким должен быть дом.

Микро-вывод. Действительно, дом-это там, где нас всегда ждут, любят и поймут.

В) Выборочное списывание.

А теперь выпишите из 1-го столбика слово, которое соответствует следующей модели.

(Стены)

Из второго столбика:

(добрым, нежным, злым)

(Живым и радостным. Докажите, что эти слова не соответствуют нашей модели)

Из 3 столбика.

(Ждут, поймут)

Г) Творческая работа.

А теперь составьте и запишите 3 предложения о доме, семье, используя данные слова.

Чтение предложений.

(Все молодцы. Но вот это предложение было самым интересным)

3. Дешифровщик.

Теперь я предлагаю вам немного поиграть. На листочках, которые лежат у вас на столах, записана известная русская пословица о доме, но она разобрана на морфемы.

Я вам даю 1 минуту, чтобы вы её собрали.

- Что у вас получилось? НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ – КРАСНА ПИРОГАМИ.

А теперь я даю вам ещё одну минутку, чтобы вы её записали и разобрали по составу.

- А как вы понимаете эту пословицу?

Микро-вывод. Главное не то, чтобы дом был красивы, большим, то, чтобы туда часто приходили гости, он был уютным, теплым, чтобы вас любили и всегда ждали.

- А какие еще пословицы о доме и семье вам известны?

Итог урока

Мы сегодня много говорили о значимых частях слова.

- Перечислите их. (полные ответы)

- Как их можно назвать одним словом?

- Почему морфема называется значимой частью слова? (Потому что в русском языке почти у каждой морфемы есть свое значение)

А теперь давайте все вместе прочитаем следующее высказывание:

Если знаешь части слова,

То напишешь их толково.

Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Выучить правило § 69 (70), упр. 368.

Слово учителя.

Ребята, но сегодня мы с вами говорили не только о русском языке. О чём ещё? (о доме, семье) Каким должен быть дом и что в нем должно быть главным? (уют, тепло, ласка, понимание, любовь)

У каждого из нас есть дом. А какой большой дом есть у всех нас? (Планета – Земля)

-Как мы должны жить в этом большом доме? (Дружно, уважать друг друга)

Микро-вывод.

Мы с вами живём в одном большом Доме: нашем Мире – планете Земля. И только от нас зависит, каким будет этот дом: чистым, уютным, светлым, красивым. Мы должны сделать всё, чтобы светило мирное небо над головой и тогда, быть может, нам удастся создать новый Дом – Мир, в котором захочет поселиться Общее счастье. Песня «Родительский дом» Урок окончен, до свидания.

- ут

-ий

- ый

Скачать конспект

Сообщить об ошибке