Содержание
-
Двадцать второе апреля.
Классная работа. Словообразование.
-
Цель урока:
обобщить знания по разделу «Состав слова и словообразования» совершенствовать умение выполнять словообразовательный разбор слова, разбор слова по составу.
-
Что изучает морфемика?
Этот раздел языкознания изучает возникновение новых слов и состав слов, уже имеющихся в языке. По-другому: изучает морфемный состав слов и способы их образования.
-
Какие морфемы вы знаете?
Окончание –значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании, есть нулевые окончания. Всегда ли окончания находятся в конце слова? Не всегда. Бывают случаи, когда окончание стоит перед суффиксом: умывались, в первой части сложных слов: трех□сот, двухъ□ярусный.) Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования слов Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования слов
-
Каков порядок морфемного анализа слов? Определить часть речи Найти окончание Указать основу слова Выделить приставки (если есть) Выделить суффиксы (если есть) Выделить корень, подобрать однокоренные слова Записать графическую схему слова
-
Что изучает словообразование?
Этот раздел языкознания изучает возникновение новых слов и состав слов, уже имеющихся в языке. По-другому: изучает морфемный состав слов и способы их образования.
-
Какие бывают способы образования слов? •Приставочный способ. Слова образуются при помощи приставки: ходить — с-ходить, звучный — без-звучный; • Суффиксальный способ. Слова образуются при помощи суффикса: туман — туман-н-ый, белый — бел-оват-ый; Приставочно-суффиксальный способ. •Слова образуются при помощи приставки и суффикса: сложный — усложнить, окно — подоконник;
-
Сложение: •Слов: диван-кровать, спортинвентарь (без соединительной гласной); •Основ с соединительной гласной о или е: луноход (луна + ход); •Части основы с целым словом или частей основы: стенгазета, спецкор. •Начальных букв слова: РФ — Российская Федерация, вуз — высшее учебное заведение. Слова, образованные таким путем, называются сложносокращенными словами, или аббревиатурой;
-
Путем перехода слов из одной части речи в другую: рабочий (прилагательное) костюм — молодой рабочий (существительное), идти наудачу (наречие) — надеяться на удачу (существительное). Сращение слов в одно: сейчас (от сей час), сегодня (от сего дня), многозначащий (от много значить).
-
Определите словообразовательную пару:
Безветрие, бездорожье, белизна, белила, вестник, взморье, градусник,музыкант, подоконник, пригорок, тигрица.
-
Ответ:
Безветрие - ветер, бездорожье - дорога, белизна - белый, вестник - весть, взморье - море, градусник - градус, музыкант - музыка, подоконник - окно, пригорок - гора, тигрица - тигр.
-
Угадай слово
Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно, Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь.
-
-От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленький суффикс, От прилагательного синий окончание.
-
- В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, В целом по мне на уроки пойдёте.
-
Что изучает словообразование?
Этот раздел языкознания изучает возникновение новых слов и состав слов, уже имеющихся в языке. По-другому: изучает морфемный состав слов и способы их образования.
-
Распределите слова по способам их образования, выделите словообразовательные морфемы.
Подоконник, орешек, генерал-майор, изготовитель, вездеходный, разыскать, гостиная, переводчик, расход, кресло-качалка, прошляпить, морковка, самолет, кладовая, подледный, нетрудный, поиск, Новгород, рядовой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.