Содержание
-
Нестандартные олимпиадные задания
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
-
1 Задания, предполагающие воспроизведение знаний и демонстрацию навыков.
Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора Например: Подбери проверочные слова к каждой пропущенной безударной гласной Определи род Правильно расставь ударения Найди корень в словах Прочитай предложение, найди ошибки Найди лишнее слово
-
2 Задания, требующие письменного развернутого ответа
Полный ответ на вопрос такого задания предполагает знание правил, их комментарий и умение соединить их в рамках законченного письменного высказывания. Например: Определите значения слов: очи, ланиты, брег; Какое слово является лишним в следующем ряду. Аргументируйте свою точку зрения. Продолжите ряд слов. Объясните свое решение. Красота – уродство, любовь, страх.. Найди синонимы или антонимы Распределите слова на две группы: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток. По какому признаку производили деление?
-
3 Творческие задания
Задания, требующие знаний в разных областях русского языка, умения сопоставлять и систематизировать, создавать тексты различных стилей. Например: Раскройте смысл выражений. Составьте небольшой текст, используя эти выражения. Напишите текст-рассуждение художественного стиля на заданную тему. Составьте и запишите рассказ по его началу. Укажите, какими языковыми средствами пользуется автор, назовите их и приведите примеры из текста. Поясните смысл пословицы. Составьте небольшой рассказ, который можно было бы закончить данной пословицей.
-
4 «Перевод текста»
Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений. Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы синонимичными. К нестандартным заданиям этого типа относятся: «Перевод» иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов; «Перевод» текстов, написанных на несуществующем языке по типу «глокойкуздры»; «перевод» текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля; «перевод» языковых единиц, употребленных заведомо неправильно для создания юмористического эффекта
-
5 «Лингвистические угадайки»
Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, ребята должны либо восстановить "первоисточник" по его признакам, либо "угадать" слово по его описанию. Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие: угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку; расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам; разгадывание загадок (в том числе и линвистических); игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и другие
-
6 Терминологические диктанты
Такой нестандартный эффективный вид лексической работы как терминологический диктант (литературоведческий, исторический, профессиональный) помогает расширить терминологический ресурс учащихся. Например: Лингвистический диктант. Запишите одним словом словосочетания: Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным. Литературоведческий диктант Запишите одним словом словосочетания: Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания.
-
7 Микроисследования
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений: работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст. Наиболее типичны следующие: развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос; сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной форме); исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.