Содержание
-
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМПодготовил: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №32» Несмеянова О.А. г. Троицк
-
Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребенка, а также анализ результатов медицинского обследования. Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить следующей схемой:
-
I.Анкетные данные: 1.Фамилия, имя, отчество обследуемого. 2.Дата рождения (год, месяц, число). 3.Домашний адрес, телефон. 4.Где воспитывается или обучается ребенок. 5.Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы. 6.Состав семьи. 7.Жалобы, предъявляемые родителями.
-
II.Сбор анамнестических сведений 1.Наследственность. 2.Беременность и роды у матери. 3.Период до 1-го года. 4.Период дошкольного возраста. Речевой анамнез Условия воспитания ребенка Развитие заикания Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений
-
III. Анализ заключения специалистов IV. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка V. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики 1.Статическая координация 2. Динамическая координация 3. Одновременность движений 4.Процедура обследования тонких движений пальцев рук 5.Процедура обследования произвольных мимических движений 6.Процедура обследования артикуляционной моторики
-
VI. Обследование речевой функции Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология — указать какая). 2. Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематического слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и синтеза звукового состава слова. 3. Лексический строй речи — количественная и качественная характеристики словаря. 4. Грамматическое оформление речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов, их проявления; сформированность связной речи). 5. Особенности речевого поведения. Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в общение, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения), организованность речи.
-
6. Темп речи 7. Голос 8. Дыхание 9. Выраженность заикания в различных видах речи: 10. Тип речевых судорог 11. Локализация судорог 12. Наличие трудных звуков (звукофобия). 13. Наличие речевых уловок: (замены слов; перестановки слов; эмболофразии; произвольное ограничение речевого общения). 14. Наличие насильственных движений и их характер 15. Факторы, усиливающие заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. 16. Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль; переключение внимания, сочетание речи с движением. 17. Отношение к речевому дефекту: адекватное; неадекватное; сверхценное. 18. Наличие страха речи: избирательно ситуационный; генерализованный и пр. 19. Наличие периодов речи без заикания: регулярность, продолжительность. 20. Влияние эмоционального состояния на проявление заикания. 21. Течение заикания: прогредиентное; регредиентное; стационарное; волнообразное. 22. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи. 23. Определение степени выраженности речевых судорог: легкая степень; средней степени тяжести; тяжелая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания
-
VI. Письмо VII. Чтение Заключение___________ Рекомендации_________
-
Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.
-
В заключении логопед отражает: — наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения); — форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная); — вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный); — степень заикания (легкая, средняя, тяжелая); — темп речи (замедленный, ускоренный, скороговорение, наличие тахилалии); — состояние моторной функции; — зависимость проявления судорог от эмоционального состояния; наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение; — наличие страха речи; — двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля речи; — наличие других дефектов речи (дислалия, стертая форма дизартрии, ОНР); —индивидуально-психологические особенности заикающегося , характер игровой деятельности, отношение к учебной деятельности; — круг ситуаций, в которых проявляется заикание ( во всех, в большинстве, в некоторых).
-
Таким образом, логопед имеет возможность квалифицировать клиническую форму заикания: невротическую, неврозоподобную, смешанную. Выдержки из заключений: Пример 1 Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного развития ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматической сторон речи соответствует возрасту. Заикание тоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания. Пример 2 В соответствии с медицинской документацией у ребенка отмечаются резидуальные явления органического поражения ЦНС. Заикание появилось постепенно на фоне некоторой задержки психомоторного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заикание тоно-клонического типа, дыхательно-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозоподобная форма заикания.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.