Содержание
-
СОСТАВЛЯЕМ ЗАГАДКИ с помощью ТРИЗ
Воспитатель: Белан Г.И. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №87
-
Перед современными педагогами стоит главная задача:
заменить репродуктивные методы обучения на обучение через творчество, через решение нестандартных задач.
-
Однако наши дети должны воспринимать довольно много информации об окружающем мире.
Приходится давать задания: К чему относится предмет? Из каких частей состоит? Какие функции выполняет? Но это не слишком творческие задачи, и детям они малоинтересны
-
ПРОТИВОРЕЧИЕ
нетворческие задания должны быть, чтобы систематизировать знания детей об окружающем мире их не должно быть, чтобы не гасить интерес к учебе
-
В основе работы по сочинению загадок лежит метод синектики (аналогии), разработан У.Гордоном (США) в 50-х годах. Использование символической аналогии, а именно: метафор, поэтических образов, сравнений для характеристики объектов либо процессов, происходящих в них Позволяет описать воображаемый объект и представить его в виде загадки
-
-
Требует активной работы мысли Делает обучение ненавязчивым и интересным СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК Побуждает детей к наблюдению, размышлению, познанию
-
МОДЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК
1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) Объект→ Свойства→ Аналогичные свойства других предметов Допустим, сочиняем загадку о цыпленке: Желтый как солнышко, пушистый как мех, легкий как пух
-
2. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается отличие. Объект→ Схожий объект→ Отличие Допустим, сочиняем загадку о мяче Как Земля, но маленький, Как воздушный шарик, но прочный, Как яблоко, но несъедобный.
-
3. Модель работы по прямой аналогии. Объект→ Описание функций→ Прямой перенос их на объект Допустим, сочиняем загадку о мяче Скачет как кенгуру, Катится как колесо, Летит как птица.
-
4. Модель составления загадок о предметах с указанием частей и их количества. Название частей→ Количество→ На что похоже Допустим, сочиняем загадку о вилке На одной палочке четыре зуба акулы
-
5. Модель составления загадок о слове. Местонахождение → Схожий объект→ Объект→ Схожий объект Допустим, сочиняем загадку о слове НОС (предварительно нужно крупно написать это слово на листе бумаги) На белой простыне – перекладина, за перекладиной – колесо, а за колесом – месяц.
-
5. Модель составления загадок с использованием противоречий. Любое противоречие → Совмещение противоречивых свойств Допустим, возьмем противоречие: холодное-горячее. Прим.: первую часть берем из первого списка, вторую из второго. В третьем списке находим ответ. Например: Холодное, как снег, Горяч, как кипяток. (Сердце)
-
5. Модель составления загадок смешанного типа Объект→ Схожий по свойству объект→Действие → Схожий по действию объект Допустим, сочиняем загадку об остром перце: Этот красный колпачок во рту жжет, как огонек.
-
Задания, описанные здесь, предполагают умение читать и писать. Можно это требование обойти, заменив слова рисунками и условными обозначениями.
-
На белой простыне – перекладина, за перекладиной – колесо, а за колесом – месяц.
-
Способствует психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания Вырабатывает смелость в фантазии СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК с использованием элементов ТРИЗ Развивает речевое творчество и креативность мышления детей
-
При использовании на занятиях элементов ТРИЗ, реализуется главное кредо ТРИЗовцев: Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. /Г. Альтшуллер/ Список литературы *
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.