Содержание
-
Обучение сжатому изложению Урок русского языка в 8 классе
-
Цели урока:
Познакомиться с приёмами компрессии текста. Отработать навыки сжатия текста. Повторить и закрепить правила постановки. знаков препинания при однородных членах, правила обособления определений и обстоятельств Подготовиться к написанию сжатого изложения. Задачи урока:
-
Что такое сжатое изложение?
Исходный текст Подробное изложение Сжатое изложение
-
Работаем с текстом
Плотницкое дело – главное занятие северян. Из дерева делали всё необходимое и строили Дом. Можно сравнить искусство иконописца и плотника. Главный инструмент плотника – топор. Изготовление топора начинали с топорища. Как работали мастера. Так создавались шедевры деревянного зодчества. План текста:
-
Приёмы компрессии текста*.
исключение обобщение (замена) слияние * Компрессия - (от лат. compressio — сжатие) – уменьшение объёма текста за счёт обобщения; исключения второстепенного, несущественного.
-
Исключение
Что можно исключить? исключить можно подробности, детали, повторы; то, что не связано впрямую с темой и основной мыслью текста. Север России - страна бескрайних лесов. Проживающий в лесном краю человек обязательно был плотником. Плотницкое дело, главное занятие северян, пришло сюда из глубокой старины. Север России - страна бескрайних лесов. Проживающий в лесном краю человек обязательно был плотником.[Плотницкое дело, главное занятие северян, пришло сюда из глубокой старины.]
-
Обобщение (или замена).
Как можно применить этот приём? Были среди них разные плотники, но все они пользовались на селе уважением. Ведь из древесины делали всё необходимое в хозяйстве. И строили Дом. можно заменить однородные члены обобщающим словом, несколько предложений на одну тему - одним предложением. Плотничать должны были все взрослые мужчины. Были среди них и плохие, и средние, и хорошие плотники. Всё же плотник, как самый главный на селе работник пользовался безусловным почётом и уважением. Ведь из древесины делали ложки и туеса ведра и корзины мебель прялки и ткацкий стан лодку сани и телегу охотничьи и рыболовные приспособления все необходимые в хозяйстве вещи. И, конечно, прежде всего прочего строил человек себе Дом. Крыша над головой самое главное в жизни.
-
Слияние
Обобщить можно несколько схожих утверждений, мыслей (предложений), т. е. из нескольких предложений составить одно. Строительство жилья можно сравнить с писанием икон. Несмотря на существование определённых правил для написания икон и строительства домов, все иконы, дома и храмы на Севере были разные. Строительство жилья можно сравнить с писанием икон. Несмотря на то, что существовали определённые правила для написания икон на один и тот же сюжет, не было среди них совершенно одинаковых. Общие законы необходимо было соблюдать и при строительстве домов. Однако на Севере России не было совершенно одинаковых деревянных домов и храмов. Искусство живописца и плотника с древних времен питало истоки русской культуры.
-
Самостоятельная работанад V абзацем.
Примените приёмы компрессии текста: исключение (исключение подробностей, деталей); обобщение (замену однородных членов обобщающим словом, нескольких предложений на одну тему одним предложением); слияние (слияние нескольких предложений в одно). Молодой работник начинал постигать плотницкое искусство с топорища. Сделать его - значит сдать первый экзамен. Но сработать топорище – полдела. Чтобы получился хороший инструмент, нужно было провести несколько операций, требующих смекалки, навыков и терпения. Так будущий плотник приучался к искусной (или: хорошей, добросовестной) работе. Молодой работник, обычно подросток, начинал постигать плотницкое искусство с обычного топорища. Сделать топорище - значит сдать первый экзамен. Делали его из сухой берёзовой заготовки. Но сработать топорище - ещё полдела. Чтобы получился хороший инструмент, топорищенадо ещё насадить и правильно расклинить,чтоб топор не слетел, затем зачистить стеклянным осколком.Потом топор точили на мокром точиле. Каждая операция сама по себе требовала смекалки, навыков и терпения. Так жизнь ещё в детстве и отрочестве приучала будущего плотника к терпению, последовательности и аккуратности.
-
Домашнее задание
в полном тексте изложения расставить недостающие знаки препинания, вставить пропущенные буквы; Подготовиться к написанию сжатого изложения.
-
Использованная литература и ресурсы:
Борисенко Н.А. Оценивание изложений // Русский язык – Первое сентября. – 2008. - № 20. – с. 3 – 9 Борисенко Н.А. Подробное и сжатое изложение // Русский язык – Первое сентября. – 2008. - № 19. – с. 3 – 10 Борисенко Н.А. Современные подходы к написанию изложения // Русский язык – Первое сентября. – 2008. - № 18. – с. 3 – 10 Добротина И.Н. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению // Русский язык в школе. – 2009. - № 3.- с. 11 – 17 Добротина И.Н. Содержательные и языковые способы сокращения текста // Русский язык – Первое сентября. – 2008. - № 21. – с. 11 – 13 Румянцева Т.В.Обучение сжатому изложению с использованием ИКТ в 9-м классе http://festival.1september.ru/articles/562291/ Степанова Т.И.Урок русского языка. Обучение сжатому изложению. http://www.proshkolu.ru/user/cemizwet/file/170477/
-
Желаю успехов в изучении русского языкаи отличных отметокна экзамене!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.