Презентация на тему "Односоставные предложения и их виды"

Презентация: Односоставные предложения и их виды
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Данная презентация по русскому языку посвящена односоставным предложениям и их видам. Автор дает подробную характеристику каждому виду таких предложений и приводит их наглядные примеры. Также предусмотрены задания для самостоятельной работы.

Краткое содержание

  • Односоставные предложения и их виды
  • Наглядные примеры и принципы построения
  • Тренировочные задания

Содержание

  • Презентация: Односоставные предложения и их виды
    Слайд 1

    Односоставные предложения

    pptcloud.ru

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    По форме главного члена односоставного предложения делятся на две основные группы:

    с главным членом – сказуемым,

    с главным подлежащим.

    Сравните: Вечереет. Вечер.

    Односоставные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными.

    Например:Морозит. С утра морозит. Вечер. Тихий вечер.

  • Слайд 4

    Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:

    Предложения определённо-личные

    Предложения неопределённо-личные

    Обобщенно-личные

    Безличные предложения

  • Слайд 5

    Предложения определённо-личные.

    сказуемое-глагол в форме

    1-го лица ед. и мн. ч.

    2-го лица ед. и мн. ч.

    Изъявительного или повелительного наклонения (можно подставить местоимения я, ты, мы,вы)

  • Слайд 6

    1) Люблю грозу в начале мая

    2) Уходим завтра в море.

    3) Не из Москвы ли будешь?

    4)Чему смеётесь? Над собой смеётесь!

    5) Выберите себе книгу по вкусу.

    6) Пойдёмте в сад. Давайте поработаем.

    Определённо-личные предложения встречаются в живой разговорной речи.

  • Слайд 7

    Предложения неопределённо-личные.

    Сказуемое – глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени

    в форме множественного числа прошедшего времени

    Например: 1) Что новенького в газете пишут? 2) В дверь постучались.

    В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределённо. Поэтому в таких предложениях не бывает подлежащего.

  • Слайд 8

    Предложения обобщенно-личные.

    имеют значение обобщенного лица, т. е. указывают на то, что действие производится всеми, любим лицом,

    например:

    1) Цыплят по осени считают

    2) Бездонную бочку водой не наполнишь

    3) Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу!

    Особенно часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-3 го лица. Многие пословицы представляют собой такие предложения.

  • Слайд 9

    Безличные предложения.

    Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего, например:

    1) Уже совсем стемнело.

    2) Скоро светать будет.

    3) На дворе было тихо.

    Сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами:

  • Слайд 10

    Простое глагольное сказуемое, выраженное

    1) Безличным глаголом

    2) Безличной формой личного глагола

    прошедшее время средний род

    3) Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; словом нет

    4) Неопределённой формой глагола

    Вечерами работалось особенно хорошо. На дворе вечереет.

    Пахнет сеном над лугами. (Майк.) Зажгло грозою дерево (Н.)

    Герасима уже не было на дворе. (Т.) Сегодня же меня здесь не будет. (Т.) У меня нет линейки.

    Вам не видать таких сражений. (Л.) Быть грозе великой. (П.)

  • Слайд 11

    Составное сказуемое, выраженное

    ГЛАГОЛЬНОЕ

    Безличным вспомогательным глаголом + неопределённая форма глагола

    ИМЕННОЕ

    Глаголом-связкой в безличной форме + именная часть (наречие или краткое страдательное причастие в форме среднего рода)

    1) Над вашим предложением стоит подумать. 2) Алёнке спать не хотелось.

    1) В этот час было совсем тихо. (Л. Т.) 2) В избе жарко натоплено. (Ч.)

  • Слайд 12

    Безличные предложения сообщают о различных состояниях природы или людей и животных,

    например : 1) На улице холодно. 2) Мне холодно.

    В последнем случае в предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа, указывающего, кто именно испытывает то или иное состояние.

  • Слайд 13

    Назывные предложения.

    Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее.

    Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется) в настоящем,

    например: 1) Лес. Просека. 2) Весна!

    С частицами вот,вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд. (Н.)

  • Слайд 14

    Назывные предложения употребляются преимущественно в художественной литературе (поэзии и прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели и журналисты обычно в начале своих произведений (или глав, частей) очень лаконично и точно рисуют место и время действия, пейзаж, обстановку,

    например: 1) Ночь. Землянка. Фитилёк разгореле.2) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (Ахм.)

  • Слайд 15

    Тренировочные упражнения.

    Укажите, какие утверждения неверны.

    а) В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из подлежащего или сказуемого.

    б) В определенно-личных предложениях главный член предложения выражен глагольной формой 1-го или 2-го лица.

    в) Безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее.

    г) Определенно-личные и неопределенно-личные предложения могут иметь обобщенное значение.

  • Слайд 16

    2. Укажите односоставные предложения.

    а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.

    б) Кругом все молчало.

    в) Встречайте трепетную весну, люди земли.

    г) Синее бездонное небо.

    д) Многим не терпелось кинуться в бой.

  • Слайд 17

    3. Укажите вид односоставных предложений: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное.

    1. После драки кулаками не машут.

    2. Ярмарка. Крещенский мороз.

    3. От пруда потянуло холодом.

    4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

    5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

  • Слайд 18

    5. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме: [безл.], и [двусост.].

    а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога. (И.Тургенев)

    б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом. (К.Паустовский)

    в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим.

    г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. (С.Аксаков) (Знаки препинания не расставлены.)

  • Слайд 19

    1.Стоном горю не поможешь.

    2.Горит восток зарёю новой.

    3.Зал украсили цветами.

    4.Работаем не покладая рук.

    5.Поёт зима, аукает.

    6.Положи книгу на полку.

    7.Вечерами нам рассказывают сказки.

    8.Нет предела совершенству.

    9.Утренняя свежесть.

    10.С вечера всё спится.

    11.Опять зима.

    12.Хорошо бы сделать снежную горку.

  • Слайд 20

    Домашнее задание

    выучить теорию - параграфы 25-30 по учебнику Львовой

Посмотреть все слайды

Конспект

МБОУ «Гимназия № 140» Советского района города Казани

ПРАЗДНИК БУКВАРЯ

Учителя начальных классов

Гильмутдинова Лена Сайфутдиновна,

Захароав Елена Николаевна

2012

«ПРАЗДНИК БУКВАРЯ»

Задачи: �• Закрепление материала, полученного на уроках литературного чтения.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

• Развивать коммуникативные способности, создав атмосферу удивления, восторга

.• Повышать интерес к языку и чтению.

Оборудование: шапочки с буквами, костюмы для учёных, для танца «Бескозырка белая», игрушки для инсценирования стихотворения А.Барто «Я выросла», детские книги.

Подготовительная работа. Каждый ребёнок создал свой алфавит ( транспортный, цветочный, фруктовый и т.д.) который был размещён на выставке.

'Звучит музыка

ВЕДУЩИЙ 1 Ребята! Сегодня у вас немножко грустный, но и приятный праздник.

ВЕДУЩИЙ 2 Вы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих - первой в жизни, самостоятельно прочитанной книгой - БУКВАРЬ

Как сегодня радуются дети –

Стало больше грамотных на свете!

Скажем , букварю мы «до свиданья»

И рукой помашем на прощанье.

Трудно было нам с тобой в начале,

Мы полгода буквы изучали!

Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

Ничего на свете лучше негу,

Чем прочесть журнал или газету,

Двадцать первого столетья дети,

Мы освоим сайты в Интернете!

ВЕДУЩИЙ 1Все наши дети выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник Букварь

ВЕДУЩИЙ 2 А как появились первые книги для чтения?

1 учёный. Еще задолго до школы ваши родители знакомили вас с буквами, и в этом им помогала замечательные книги «Букварь» или «Азбука». В них нарисованы все буквы русского алфавита.

2 учёный. . Слово «Алфавит» происходит от названия первых букв греческого алфавита «альфа» и «бета»

1 учёный. Слово «Азбука» – это древнерусское слово, составленное из первых букв русского алфавита – «Аз» и «Буки». Таким образом, слова «алфавит» и «азбука» имеют одинаковое значение.

2 учёный. . Все буквы в славянском алфавите имели не только название, но и свое значение, свой смысл. Три первые буквы «аз»-«буки»-«веди» можно прочитать так: «Я - буквы - знаю».

ВЕДУЩИЙ 1 Ребята, вы тоже создали свой алфавит. С ними вы можете познакомиться на выставке. Презентация «Из истории создания букваря»

3 учёный. . В России первые печатные книжки более четырёхсот лет назад издал Иван Фёдоров. Он выпустил и первый на Руси букварь. Книжка была небольшой, чуть больше детской ладошки. Первый букварь был не цветной и почти без картинок.

4 учёный. . С тех пор были созданы десятки различных букварей. Всех их объединяет главное: они учат детей читать. любить и понимать русскую речь.

3 учёный. По букварям учились наши родители, дедушки и бабушки, знаменитые писатели, учёные, спортсмены и космонавты – все, кем гордится наша страна

4 учёный. Без букв нам не обойтись. Букв в букваре много, и тот, кто будет с ними дружить, тот быстро запомнит их. Посмотрите, как первоклассники знают русский алфавит.

СЛАЙДЫ

Буква А,

буква А-

Алфавита голова.

Знает Вова,

знает Света,

А похожа на ракету

Буква Б проснется рано,

Буква Б бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров.

3.Словно Букву В, Алена

Держит трубку телефона

4.Г – крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

И в косу и в кочергу

Превратить я Г могу.

5.Вот стоит дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

6.На дворе такая жалость

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

ВЕДУЩИЙ Вспомним, как мы начинали свои первые шаги по букварю

Инсценирование стихотворения А. Барто «Я ВЫРОСЛА»�Мне теперь не до игрушек -�Я учусь по букварю,�Соберу свои игрушки�И Сереже подарю.��Деревянную посуду�Я пока дарить не буду.�Заяц нужен мне самой -�Ничего, что он хромой,��А медведь измазан слишком...�Куклу жалко отдавать:�Он отдаст ее мальчишкам�Или бросит под кровать.��Паровоз отдать Сереже?�Он плохой, без колеса...�И потом, мне нужно тоже�Поиграть хоть полчаса!��Мне теперь не до игрушек -�Я учусь по букварю...

Но я, кажется, Сереже�Ничего не подарю.

СЛАЙДЫ

7.Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

8. Если сноп, как пояском,-

Сноп пшеницы на меже

Превратится в букву Ж

9. З не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка

10.На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискасок.

11.Буку Й зовут

И кратким.

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши

12.Сигнальщик держит два флажка,

С флажками он, как буква К.

ТАНЕЦ «БЕСКОЗЫРКА БЕЛАЯ» в исполнении учащихся 1 классов

СЛАЙДЫ

13.Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

14.Взявшись за руки,

мы встали.

И на М похожи стали.

15.Там я букву Н найду,

Где гамак висит в саду.

16. В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква О.

17.На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

18.Буква Р – на мачте парус

Вдаль плывет, небес касаясь.

19.Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

20. Молоток стучит:

«Тук-тук!Букве Т я старый друг».

ВЕДУЩИЙ 1 Ребята, как вы думаете. Буквы всегда живут дружно? Однажды вот что произошло с буквами

Инсценирование сказки А. Шибаева «Будем всегда вместе»

Жили-были буквы. Жили дружно, весело. Всё у них получалось.

Однажды не поладили буквы — гласные и согласные — и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить — и никак. Кашлянули, потом чихнули:

- Кх! Пчх!

Зачем-то позвали кошку:

- Кс, кс, кс!

И заскучали... Вдруг: — Тсс! Показалось им, кто-то где-то рыдает. Прислушались.

- А-а-а! О-о-о! — кричали гласные. Они плакали, как малые дети, и аукались:

- Уа! Уа! Ау! Ау!..

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, у них получилось лишь невнятное бормотание): « БДМ ВСГД ВМСТ!»

И услышали радостное, но тоже непонятное: «УЕ, ЕА, ЕЕ!»

Заключили буквы мир, снова встали рядом, внятно сказали: «БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!»

И с тех пор никогда больше не разлучались.

СЛАЙДЫ

21.У – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву У.

22.Всем известно без подсказки:

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас

не отнимет Карабас.

23.Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка

24. Стул чинил сегодня мастер.

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул-

Стал на Ц похожим стул

25. Да вы правильно решили:

Ч мы пишем, как «четыре».

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

ВЕДУЩИЙ. Ребята вас пришли поздравить ученики 3А класса. Они исполнят танец «Наш дом»

СЛАЙДЫ

26.На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша

27.Буква Щ поможет нам

чистить зубы по утрам.

28. Из ведра не просто так

нам воды напиться:

нужен ковшик –твердый знак,

чтобы не облиться.

29.Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы-

Все мы знать ее должны.

30.Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась

31. Над лугами в синеве

Пролетает буква Э.

Это ласточка весной

возвращается домой.

32. На арене укротитель-

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю, с кольцом

К тиграм смело встал лицом

33.Я сказала про себя:

Хоккеист известный Я.

Шайба прямо в цель летит-

Гол! Закончен алфавит.

ВЕДУЩИЙ 1 Ребята, вы хорошо знаете буквы, умеете читать. Я вам предлагаю встречу со старыми знакомыми. Мы проведём викторину « Знаете ли вы героев и авторов детских книг»

С букварем шагает в школу�Деревянный мальчуган�Попадает вместо школы�В полотняный балаган.�О ком эта сказка? (о Буратино)�Кто её автор? (Алексей Толстой)

Девочка хорошая по лесу идет,�Но не знает девочка, что опасность ждет.�За кустами светится пара злющих глаз.�Кто-то страшный встретится девочке сейчас.�(Красная Шапочка и серый волк �из сказки Шарля Перро)

Всех на свете он добрей, �Лечит он больных зверей, �И однажды бегемота �Вытащил он из болота,�Он известен, знаменит,�Это доктор...�(Айболит из сказки К.Чуковского)

Он весел и не злобен,�Этот милый чудачок.�С ним хозяин, мальчик Робин�И приятель – Пятачок.�Для него прогулка – праздник,�И на мед особый нюх,�Этот плюшевый проказник,�Медвежонок...�(Винни-Пух из сказки Александра Милна

Сидит в корзине девочка�У мишки за спиной,�Он сам, того не ведая�Несет её домой.�Ну, отгадал загадку?�Тогда скорей ответь!�Названье этой сказки …�(“Маша и медведь" – �русская народная сказка)

Всех он любит неизменно,�Кто б к нему ни приходил.�Догадались? Это Гена,�Это Гена… �(Крокодил из книги Эдуарда Успенского)�

ВЕДУЩИЙ 2 Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями викторины. С этими героями мы встречались на страницах букваря.

Жалко с букварем прощаться. �На второй год хочу остаться �Но жалко с вами расставаться. �И жалко с букварем прощаться. �С ним было так чудесно! �С ним очень интересно

Кто захочет сам читать.

Станет буквы изучать,

А от этого порога-

К знаниям ведёт дорога…

Вам чудесные края

Откроет путь от «А» до «Я».

У каждой девчонки, �Любого мальчишки�В портфеле есть �Эта заветная книжка.�Читают и ныне, �Читали и встарь�Чудесную книжку �С названьем...�ХОРОМ (Букварь)

Песня «Расстаёмся с букварём»

Библиотекарь:

Какие вы молодцы! Все умеете! Я приглашаю Вас приходить к нам в школьную библиотеку читать интересные книги. Библиотека – это чудесный книжный город, а я хозяйка этого города и зовут меня Татьяна Александровна

�Ребята! Находясь в этом городе, вы становитесь умнее, сильнее, добрее. Но для того, чтобы попасть в книжный город, нужно дать клятву читателей.

Для принятия клятвы прошу всех встать!�КЛЯТВА�Брать книги только чистыми руками.�- Клянемся!�Обернуть книгу, вложить в нее закладку.�- Клянемся!�Не перегибать книгу при чтении.�- Клянемся!�Вовремя возвращать книгу в библиотеку.�- Клянемся!

Сегодня вас пригласили в чудесный мир книг. Вы дали клятву читателя. Будьте же достойными жителями в этом городе. Не обижайте книги и не задерживайте их слишком долго у себя. Им будет скучно без своих друзей на книжной полке.

�Ну, а когда взгрустнется вдруг,�Не огорчайся слишком:�Как самый лучший, верный друг, �Развеет скуку книжка

Книжек у меня в библиотеке много. И чтобы быстрее отыскать нужную книгу, все они должны стоять на своем месте в определенном порядке: по алфавиту. Сейчас «Буквы» помогут мне правильно расставить книжки на нашей выставке

А: Перечислит без подсказки�Каждый Андерсена сказки.

Б: «Зайку бросила хозяйка».�«Уронили мишку на пол».�И про это и про то�Пишет Агния Барто.

Г: Кто не знает братьев Гримм!�За сказки их благодарим.

Д: Драгунского книжки – о хорошем мальчишке�Кораблеве Дениске и его друге Мишке.

Е: Конек-горбунок туда нас домчит,�Где в сказке Ершова живет рыба-кит.

Л: С забавным Карлсоном каждый знаком –�Из книг Астрид Линдгрен он входит в наш дом.

М: Можешь встретить Винни-Пуха и его друзей –�Книгу Александра Милна открывай скорей.

Н: Кто сочинял для вас Незнайку?�Носов – скажем без утайки.

С: Разных зверей ты узнаешь повадки,�Читая Сладкова «В лес по загадки»

Т: Этот ключик непростой, �Этот ключик золотой�Озорной нашел мальчишка.�Написал о нём Толстой.

Ф: «Чудная картина.�Как ты мне родна…»�Это строки Фета,�Русского поэта.

Библиотекарь: Я очень надеюсь, что с этими писателями и поэтами и с другими вы действительно подружитесь и будете с удовольствием читать их замечательные произведения. А свои достижения вы будете записывать в «Дневник Читателя».

ВЕДУЩИЙ1: Сегодня мы прощаемся с букварем. А на память об этом празднике пусть у вас в домашних библиотеках появятся эти замечательные книги. Надеюсь, они вам понравятся.

Вручение подарков - книг.

Песня «Подари улыбку миру»

МБОУ «Гимназия № 140» Советского района города Казани

ПРАЗДНИК БУКВАРЯ

Учителя начальных классов

Гильмутдинова Лена Сайфутдиновна,

Захароав Елена Николаевна

2012

«ПРАЗДНИК БУКВАРЯ»

Задачи: �• Закрепление материала, полученного на уроках литературного чтения.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

• Развивать коммуникативные способности, создав атмосферу удивления, восторга

.• Повышать интерес к языку и чтению.

Оборудование: шапочки с буквами, костюмы для учёных, для танца «Бескозырка белая», игрушки для инсценирования стихотворения А.Барто «Я выросла», детские книги.

Подготовительная работа. Каждый ребёнок создал свой алфавит ( транспортный, цветочный, фруктовый и т.д.) который был размещён на выставке.

'Звучит музыка

ВЕДУЩИЙ 1 Ребята! Сегодня у вас немножко грустный, но и приятный праздник.

ВЕДУЩИЙ 2 Вы пришли прощаться с очень уважаемой, а для многих - первой в жизни, самостоятельно прочитанной книгой - БУКВАРЬ

Как сегодня радуются дети –

Стало больше грамотных на свете!

Скажем , букварю мы «до свиданья»

И рукой помашем на прощанье.

Трудно было нам с тобой в начале,

Мы полгода буквы изучали!

Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

Ничего на свете лучше негу,

Чем прочесть журнал или газету,

Двадцать первого столетья дети,

Мы освоим сайты в Интернете!

ВЕДУЩИЙ 1Все наши дети выучили буквы, научились читать, закончили изучать свой первый школьный учебник Букварь

ВЕДУЩИЙ 2 А как появились первые книги для чтения?

1 учёный. Еще задолго до школы ваши родители знакомили вас с буквами, и в этом им помогала замечательные книги «Букварь» или «Азбука». В них нарисованы все буквы русского алфавита.

2 учёный. . Слово «Алфавит» происходит от названия первых букв греческого алфавита «альфа» и «бета»

1 учёный. Слово «Азбука» – это древнерусское слово, составленное из первых букв русского алфавита – «Аз» и «Буки». Таким образом, слова «алфавит» и «азбука» имеют одинаковое значение.

2 учёный. . Все буквы в славянском алфавите имели не только название, но и свое значение, свой смысл. Три первые буквы «аз»-«буки»-«веди» можно прочитать так: «Я - буквы - знаю».

ВЕДУЩИЙ 1 Ребята, вы тоже создали свой алфавит. С ними вы можете познакомиться на выставке. Презентация «Из истории создания букваря»

3 учёный. . В России первые печатные книжки более четырёхсот лет назад издал Иван Фёдоров. Он выпустил и первый на Руси букварь. Книжка была небольшой, чуть больше детской ладошки. Первый букварь был не цветной и почти без картинок.

4 учёный. . С тех пор были созданы десятки различных букварей. Всех их объединяет главное: они учат детей читать. любить и понимать русскую речь.

3 учёный. По букварям учились наши родители, дедушки и бабушки, знаменитые писатели, учёные, спортсмены и космонавты – все, кем гордится наша страна

4 учёный. Без букв нам не обойтись. Букв в букваре много, и тот, кто будет с ними дружить, тот быстро запомнит их. Посмотрите, как первоклассники знают русский алфавит.

СЛАЙДЫ

Буква А,

буква А-

Алфавита голова.

Знает Вова,

знает Света,

А похожа на ракету

Буква Б проснется рано,

Буква Б бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров.

3.Словно Букву В, Алена

Держит трубку телефона

4.Г – крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

И в косу и в кочергу

Превратить я Г могу.

5.Вот стоит дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

6.На дворе такая жалость

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

ВЕДУЩИЙ Вспомним, как мы начинали свои первые шаги по букварю

Инсценирование стихотворения А. Барто «Я ВЫРОСЛА»�Мне теперь не до игрушек -�Я учусь по букварю,�Соберу свои игрушки�И Сереже подарю.��Деревянную посуду�Я пока дарить не буду.�Заяц нужен мне самой -�Ничего, что он хромой,��А медведь измазан слишком...�Куклу жалко отдавать:�Он отдаст ее мальчишкам�Или бросит под кровать.��Паровоз отдать Сереже?�Он плохой, без колеса...�И потом, мне нужно тоже�Поиграть хоть полчаса!��Мне теперь не до игрушек -�Я учусь по букварю...

Но я, кажется, Сереже�Ничего не подарю.

СЛАЙДЫ

7.Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

8. Если сноп, как пояском,-

Сноп пшеницы на меже

Превратится в букву Ж

9. З не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка

10.На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискасок.

11.Буку Й зовут

И кратким.

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши

12.Сигнальщик держит два флажка,

С флажками он, как буква К.

ТАНЕЦ «БЕСКОЗЫРКА БЕЛАЯ» в исполнении учащихся 1 классов

СЛАЙДЫ

13.Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

14.Взявшись за руки,

мы встали.

И на М похожи стали.

15.Там я букву Н найду,

Где гамак висит в саду.

16. В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква О.

17.На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

18.Буква Р – на мачте парус

Вдаль плывет, небес касаясь.

19.Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

20. Молоток стучит:

«Тук-тук!Букве Т я старый друг».

ВЕДУЩИЙ 1 Ребята, как вы думаете. Буквы всегда живут дружно? Однажды вот что произошло с буквами

Инсценирование сказки А. Шибаева «Будем всегда вместе»

Жили-были буквы. Жили дружно, весело. Всё у них получалось.

Однажды не поладили буквы — гласные и согласные — и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить — и никак. Кашлянули, потом чихнули:

- Кх! Пчх!

Зачем-то позвали кошку:

- Кс, кс, кс!

И заскучали... Вдруг: — Тсс! Показалось им, кто-то где-то рыдает. Прислушались.

- А-а-а! О-о-о! — кричали гласные. Они плакали, как малые дети, и аукались:

- Уа! Уа! Ау! Ау!..

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, у них получилось лишь невнятное бормотание): « БДМ ВСГД ВМСТ!»

И услышали радостное, но тоже непонятное: «УЕ, ЕА, ЕЕ!»

Заключили буквы мир, снова встали рядом, внятно сказали: «БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!»

И с тех пор никогда больше не разлучались.

СЛАЙДЫ

21.У – сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву У.

22.Всем известно без подсказки:

Буква Ф, как ключ от сказки.

Никогда его у нас

не отнимет Карабас.

23.Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка

Деревянная вертушка-

Ветру вольному подружка

24. Стул чинил сегодня мастер.

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул-

Стал на Ц похожим стул

25. Да вы правильно решили:

Ч мы пишем, как «четыре».

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

ВЕДУЩИЙ. Ребята вас пришли поздравить ученики 3А класса. Они исполнят танец «Наш дом»

СЛАЙДЫ

26.На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша

27.Буква Щ поможет нам

чистить зубы по утрам.

28. Из ведра не просто так

нам воды напиться:

нужен ковшик –твердый знак,

чтобы не облиться.

29.Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы-

Все мы знать ее должны.

30.Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась

31. Над лугами в синеве

Пролетает буква Э.

Это ласточка весной

возвращается домой.

32. На арене укротитель-

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю, с кольцом

К тиграм смело встал лицом

33.Я сказала про себя:

Хоккеист известный Я.

Шайба прямо в цель летит-

Гол! Закончен алфавит.

ВЕДУЩИЙ 1 Ребята, вы хорошо знаете буквы, умеете читать. Я вам предлагаю встречу со старыми знакомыми. Мы проведём викторину « Знаете ли вы героев и авторов детских книг»

С букварем шагает в школу�Деревянный мальчуган�Попадает вместо школы�В полотняный балаган.�О ком эта сказка? (о Буратино)�Кто её автор? (Алексей Толстой)

Девочка хорошая по лесу идет,�Но не знает девочка, что опасность ждет.�За кустами светится пара злющих глаз.�Кто-то страшный встретится девочке сейчас.�(Красная Шапочка и серый волк �из сказки Шарля Перро)

Всех на свете он добрей, �Лечит он больных зверей, �И однажды бегемота �Вытащил он из болота,�Он известен, знаменит,�Это доктор...�(Айболит из сказки К.Чуковского)

Он весел и не злобен,�Этот милый чудачок.�С ним хозяин, мальчик Робин�И приятель – Пятачок.�Для него прогулка – праздник,�И на мед особый нюх,�Этот плюшевый проказник,�Медвежонок...�(Винни-Пух из сказки Александра Милна

Сидит в корзине девочка�У мишки за спиной,�Он сам, того не ведая�Несет её домой.�Ну, отгадал загадку?�Тогда скорей ответь!�Названье этой сказки …�(“Маша и медведь" – �русская народная сказка)

Всех он любит неизменно,�Кто б к нему ни приходил.�Догадались? Это Гена,�Это Гена… �(Крокодил из книги Эдуарда Успенского)�

ВЕДУЩИЙ 2 Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями викторины. С этими героями мы встречались на страницах букваря.

Жалко с букварем прощаться. �На второй год хочу остаться �Но жалко с вами расставаться. �И жалко с букварем прощаться. �С ним было так чудесно! �С ним очень интересно

Кто захочет сам читать.

Станет буквы изучать,

А от этого порога-

К знаниям ведёт дорога…

Вам чудесные края

Откроет путь от «А» до «Я».

У каждой девчонки, �Любого мальчишки�В портфеле есть �Эта заветная книжка.�Читают и ныне, �Читали и встарь�Чудесную книжку �С названьем...�ХОРОМ (Букварь)

Песня «Расстаёмся с букварём»

Библиотекарь:

Какие вы молодцы! Все умеете! Я приглашаю Вас приходить к нам в школьную библиотеку читать интересные книги. Библиотека – это чудесный книжный город, а я хозяйка этого города и зовут меня Татьяна Александровна

�Ребята! Находясь в этом городе, вы становитесь умнее, сильнее, добрее. Но для того, чтобы попасть в книжный город, нужно дать клятву читателей.

Для принятия клятвы прошу всех встать!�КЛЯТВА�Брать книги только чистыми руками.�- Клянемся!�Обернуть книгу, вложить в нее закладку.�- Клянемся!�Не перегибать книгу при чтении.�- Клянемся!�Вовремя возвращать книгу в библиотеку.�- Клянемся!

Сегодня вас пригласили в чудесный мир книг. Вы дали клятву читателя. Будьте же достойными жителями в этом городе. Не обижайте книги и не задерживайте их слишком долго у себя. Им будет скучно без своих друзей на книжной полке.

�Ну, а когда взгрустнется вдруг,�Не огорчайся слишком:�Как самый лучший, верный друг, �Развеет скуку книжка

Книжек у меня в библиотеке много. И чтобы быстрее отыскать нужную книгу, все они должны стоять на своем месте в определенном порядке: по алфавиту. Сейчас «Буквы» помогут мне правильно расставить книжки на нашей выставке

А: Перечислит без подсказки�Каждый Андерсена сказки.

Б: «Зайку бросила хозяйка».�«Уронили мишку на пол».�И про это и про то�Пишет Агния Барто.

Г: Кто не знает братьев Гримм!�За сказки их благодарим.

Д: Драгунского книжки – о хорошем мальчишке�Кораблеве Дениске и его друге Мишке.

Е: Конек-горбунок туда нас домчит,�Где в сказке Ершова живет рыба-кит.

Л: С забавным Карлсоном каждый знаком –�Из книг Астрид Линдгрен он входит в наш дом.

М: Можешь встретить Винни-Пуха и его друзей –�Книгу Александра Милна открывай скорей.

Н: Кто сочинял для вас Незнайку?�Носов – скажем без утайки.

С: Разных зверей ты узнаешь повадки,�Читая Сладкова «В лес по загадки»

Т: Этот ключик непростой, �Этот ключик золотой�Озорной нашел мальчишка.�Написал о нём Толстой.

Ф: «Чудная картина.�Как ты мне родна…»�Это строки Фета,�Русского поэта.

Библиотекарь: Я очень надеюсь, что с этими писателями и поэтами и с другими вы действительно подружитесь и будете с удовольствием читать их замечательные произведения. А свои достижения вы будете записывать в «Дневник Читателя».

ВЕДУЩИЙ1: Сегодня мы прощаемся с букварем. А на память об этом празднике пусть у вас в домашних библиотеках появятся эти замечательные книги. Надеюсь, они вам понравятся.

Вручение подарков - книг.

Песня «Подари улыбку миру»

Скачать конспект

Сообщить об ошибке