Содержание
-
Односоставныепростые предложения
Материалы к уроку-семинару 8 класс Учитель МОУ ООШ №6 Е.И. Усенкова
-
Классифицируйте предложения и аргументируйте свой выбор:
Наступил вечер. Вечер. Вечер тих и ласков. Вечереет. Тихий летний вечер. Вечер медленно угасает. Вечереет, и море начинает засыпать. 2
-
Цель урока:
систематизировать и обобщить материал по теме «Односоставные простые предложения» Задачи: актуализировать основные понятия темы и её содержание; уметь отличать односоставные простые предложения от двусоставных и классифицировать их по типу, а также видеть односоставные простые предложения в составе сложных; применять полученные знания и умения при подборе примеров; составлении опорного конспекта, предложений и текста 3
-
Вопросы и задания к семинару:
По какому признаку классифицируются простые односоставные предложения? Придумайте шпаргалку по теме. Назовите типы односоставных предложений и сформулируйте их главное отличие друг от друга. Какие предложения называются определённо-личными? Приведите примеры. Какие предложения называются неопределённо-личными? Приведите примеры. Какие предложения называются обобщённо-личными? Приведите примеры. Какие предложения называются безличными? Приведите примеры. Расскажите об односоставных назывных предложениях и приведите примеры. 4
-
1. По какому признаку классифицируются простые односоставные предложения?
Признак классификации простых односоставных предложений – это наличие 1-го главного члена: или подлежащего, или сказуемого 5 Простые односоставные предложения Глагольные (1 сказуемое): о/л, н/л, об/л, б/л Назывные (1 подлежащее)
-
2. Назовите типы односоставных предложений и сформулируйте их главное отличие друг от друга
Определённо-личные Неопределённо-личные Обобщённо-личные Безличные Назывные Первых 4 типа односоставных предложений - глагольные (1 сказуемое, подлежащее отсутствует), различаются формой выражения сказуемого Назывные состоят из 1-го подлежащего, сказуемое отсутствует 6
-
3. Какие предложения называются определённо-личными?
Односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица настоящего или будущего времени, называются определённо-личными (в этом случае отсутствие подлежащего можно восстановить одним из личных местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ ) Примеры: Люблю грозу в начале мая… Внимательно всмотритесь в мир вокруг вас! Завтра тренировку начинаем с утра. 7
-
4. Какие предложения называются неопределённо-личными?
Односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 3-го лица настоящего, будущего времени или прошедшего времени во множественном числе, называются неопределённо-личными (в этом случае к сказуемому в наст. или буд. времени можно подставить личное местоимение ОНИ; в прош. времени мн.ч. глагол имеет суффикс Л и окончание И) Примеры: К нему коня подводят. Неожиданно ко мне постучали в дверь. 8
-
5. Какие предложения называются обобщённо-личными?
Односоставные предложения, которые имеют общий для всех людей смысл, называются обобщённо-личными (чаще всего это пословицы – кладезь народной мудрости, реже – тексты обобщённого характера) Примеры: Береги платье снову, а честь смолоду. Одними надеждами цели не достигнешь. Идёшь по осеннему парку в солнечную погоду и наслаждаешься золотой сказкой природы. 9
-
6. Какие предложения называются безличными?
Односоставные предложения без подлежащего, которого и не может быть, называются безличными. Сказуемое в них выражается: глаголом в инфинитиве (Вам не видать таких сражений!) безличным глаголом (Смеркается.) личным глаголом в безличной форме (Зимой рано темнеет.) словом НЕТ (На свете счастья нет...) словом категории состояния (На душе у меня светло и радостно.) 10
-
7. Расскажите об односоставных назывных предложениях и приведите примеры.
Односоставные назывные предложения состоят только из подлежащего (сказуемое отсутствует и по смыслу не требуется) Примеры: Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. Непроглядная осенняя ночь. 11
-
И.И. Пущин. «Записки о Пушкине»
(1)У меня разбежались глаза…(2)Слышу: (3)«Александр Пушкин!» (4)Выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый. (5)Скоро начали вызывать нас поодиночке в другую комнату, где (6)начался экзамен… (7)Незаметным образом прошло время до октября, и (8)нам велено было съезжаться. (9)Приехал министр, всё осмотрел, делал репетицию церемониала… (10)Итак, 19 октября. (11)Этот день не раз воспет Пушкиным в памятных для нас стихах. (12)Смело выступил профессор А.П. Куницын и начал не читать, а говорить об обязанностях гражданина. (13)В продолжение всей речи ни разу не было упомянуто о государе – (14)это небывалое дело поразило и понравилось императору Александру. (15)После речей стали вызывать нас по списку… (16)Вечером нас угощали десертом вместо казённого ужина. (17)Мы начали жизнь в лицее совершенно новую. (19)Железная кровать, комод, конторка, зеркало, стол для умывания… (20)Невозможно передать вам всех подробностей нашего 6-тилетнего пребывания в Царском Селе. (21)Вот вам выдержки из хроники нашей юности. (22)Удовольствуйтесь ими! 12
-
Итоги урока
Цель урока и его задачи мною реализованы… (полностью, частично, скудно) Сегодня на уроке я работал …(отлично, хорошо, удовлетворительно) 13
-
И. Репин. «Пушкин в Царском Селе» (1911)
14
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.