Содержание
-
ОпределЁнно-личные предложения
Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 37 имени Новикова Гаврила Гавриловича» Зименкова Марина Алексеевна
-
Задачи урока:
расширить представления учеников о предложении; повторить односоставные предложения; выявить особенности определённо-личных предложений; сформировать умение находить определённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям; развивать умение слушать других, вести диалог; развивать способность воспринимать услышанную информацию, преобразовывать ее в новое знание; воспитывать любовь к литературе, к русскому слову.
-
Предложение — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.
-
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения, т.е. подлежащее и сказуемое.
-
Можем ли мы решить, какой из этих членов предложения главнее? Любое ли из предложений состоит из подлежащего и сказуемого?
-
Если один из главных членов отсутствует, понимаем ли мы смысл предложения?
-
К.Д.Бальмонт. Отрывок из стихотворения «Безглагольность»
…Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далёко-далёко. Во всем утомленье, глухое, немое.
-
Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада, Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце не радо.
-
Оказывается, что в большинстве предложений отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое, однако смысл совершенно ясен.
-
Предложения,в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), называют односоставными.
-
Односоставные предложения
-
Определённо-личные предложения
Задание: выделите грамматическую основу предложений и определите способ выражения сказуемого
-
Задание: выделите грамматическую основу предложений и определите способы выражения сказуемого
-
Задание:выделите грамматическую основу предложений и определите способы выражения сказуемого
-
Сделайте, пожалуйста, вывод: какое предложение является определённо-личным.
-
Определённо-личное предложение -
это односоставное предложение со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица настоящего или будущего времени.
-
Сказуемое может стоять в изъявительном или повелительном наклонении.
-
Анализ определённо-личных предложений.
Выделите грамматические основы предложений. Определите тип предложений (односоставное или двусоставное). Найдите определённо-личные предложения. ____________________________________________________________________________________________________________ На опушке обнаженной рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой.
-
Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой. Легко дышу свежим воздухом. Вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся, словно в них кто-то ворочается. Беру мешок и развязываю, из него выскакивает и удирает от меня ёж.
-
От какого лица ведется повествование? Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего? Подберите синоним к слову обнаженная.
-
В определённо-личных предложениях на первый план выдвигается действие, деятель же не назван, но форма глагола указывает, кто его производит.
-
Повторим изученное.
Из предложения Легко дышу свежим воздухом выпишите все возможные словосочетания. Определите видподчинительной связи в словосочетаниях.
-
Глубоко дышу – примыкание Дышу воздухом – управление Свежим воздухом – согласование
-
Готовимся к ОГЭ!
Замените словосочетание «легко дышу», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
-
Дышу с лёгкостью
-
Среди предложений найдите такое предложение, в состав которого входит односоставное определённо-личное предложение. Назовите номер этого предложения.
Есть на нашей р..кет..кие глух… и укромн… м..ста, что, когда прод…решься через спута…ые л..сныезар..сли и присяд..шь около самой в..ды, почу..ствуешь себя в обособл..нном мир.. . Мы дума..м, что мир состоит из двух ч…стей, из зелен... и в..ды. Но и в в..деотр..жается всё та же спл..шная зелень.
-
Мы будем теперь по капельк… ув..личивать наше внимание. При этом почти одновреме..о с водой и зеленью увид..м, что и небо прин..мает (не)последнее участие в сотворении наш..гомаленьк…го мира. Оно то серое, то (серо)розовое, то (ярко)красное, то (золотисто)синее и, наконец, голубое.
-
Найдите определённо-личные предложения
В решете воды не носят. До поры до времени не сеют семени. Любишь кататься – люби и саночки возить. После драки кулаками не машут. Сделаешь наспех – сделаешь на смех.
-
На сердитых воду возят. Поспешишь – людей насмешишь. Сражайся смело за правое дело! Без труда не вынешь рыбку из пруда. Дело веди, а безделье гони. Пишут не пером, а умом.
-
Обобщённо-личные предложения
Последние предложения, проанализированные нами, имеют значение обобщённого лица, т.е. указывают на то, что действие производится всеми, любым лицом.
-
Мысленно в данных предложениях можно поставить на роль подлежащего слова «все», «каждый», «всякий», «любой».
-
С обобщённо-личными предложениями вы познакомитесь на следующих уроках по теме «Односоставные предложения».
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.