Презентация на тему "Орфоэпические нормы"

Презентация: Орфоэпические нормы
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Орфоэпические нормы" по русскому языку. Презентация состоит из 23 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.3 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.17 Мб.

Содержание

  • Презентация: Орфоэпические нормы
    Слайд 1

    Орфоэпические нормы

    Подготовил студент гр.ДУ-07 Князева О.А.

  • Слайд 2

    План

    Основные понятия орфоэпической нормы Некоторые правила произношения Постановка ударения Глоссарий Литература

  • Слайд 3

    Основные понятия

    Орфоэпия(от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность правил устной речи, произношения и ударения, тем самым обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения. Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

  • Слайд 4

    Орфоэпические нормы: Произношение- норма воспроизведения звуков в слове. Произношение определено фонетической системой гласных и согласных звуков. В нём проявляются такое свойство звуков в русском языке как редукция безударных гласных, оглушение согласных на конце и перед глухими, озвончение согласных перед звонкими: [марос] – мороз, [смаска] – смазка, [маладьба] –молотьба. Наблюдается также смягчение перед мягкими сонорных и сонорных перед сонорными и мягкими: коНчик, коНца, ПеРмь, боРщ В основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных.

  • Слайд 5

    Ударение- выделение гласного звука силой голоса(связано с грамматическими свойствами слова и его лексическим значением). Иначе норму ударения называют Акцентуация –правильное ударение в словах. В русском языке существует сложная система подвижного, разноместного ударения. Оно может падать на любой слог и перемещаться при образовании, грамматических форм слова. Например: водА – вОду, прИнял – принялА, товар дОрог – вещь дорогА. Каждое слово имеет ударение на любом из слогов: тОпливо, корОва, толокнО.

  • Слайд 6

    Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

  • Слайд 7

    Некоторые правила произношения

    Итак напомним - в основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных. Свойства их, процесс образования, сочетания сказываются на произношении. Система гласных звуков включает в себя шесть единиц: а, о, э, у, ы, и Орфоэпические нормы в области гласных в общих чертах отражены в книге «Краткий справочник по современному русскому языку» /под ред. П.А. Леканта. В современном русском литературном языке господствует норма иканье, аканье, то есть произношение после мягких согласных в безударном положении и, точнее и[э], а после твёрдых а вместо о. Примером тому могут быть слова: [ри[э]ка, ни[э]су, пи[э]так,горат]- река, несу, пятак.

  • Слайд 8

    Система согласных звуков насчитывает большее количество единиц, нежели гласных. Принято различать согласные звуки по: 1.По месту образования(это участие органов речи: губ, языка, зубов - в создании согласного звука ): губные [ф, в,м,п, б]; переднеязычные [с, з, ш, ж, л, н, р, т, д, ц, ч]: зубные[с, з, л, н, т, д, ц] ; передненёбные[ш,ж,р,ч]; Среднеязычным[й], Заднеязычными – мягкие и твёрдые [х, к, г]. 2.По способу образования(это метод преодоления преграды воздушной струёй): согласные шумные:[ф, в, с, з, ш, ж, х], [п, б, т, д, к, г, ц, ч]; сонорные[л, м, н, р].

  • Слайд 9

    Произношение сочетаний чн, чт: В современном русском языке слова с сочетанием чн можно разделить на 3 группы: Те, которые произносятся только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на -чнаИльинична, Кузьминична, Фоминична Те, в которых чн произносится только как [ч,н]: точно, удачный, точечный, маскировочный Те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения - [ч,н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

  • Слайд 10

    В отдельных случаях варианты произношения разграничивают разные лексические значения: Сердечный [ч,н] приступ – друг сердечный [шн] перечница [ч,н] (сосуд для перца) – чёртова перечница [шн] (о злой, сварливой женщине)

  • Слайд 11

    Произношение мягкого [жж]: дожди, визжать, твёрдого [жж]: дрожжи. Звуки [д], [т] не произносятся между [з], [н]:поздно, праздник, звёздный. На месте [ч] перед [н] в одних словах произносится [ч]; вечность, точный, отличник, печник, в других – [ш]; горчичный, двоечник, конечно, прачечная, скворечник, скучно. В разговорной речи такое произношение является либо нарушением литературной нормы: « - Ещё бы загранишное всё привезти бы надо из-за морей…» Такое произношение может различать слова по значению: сердешный – сердечный, молошница – молочница, лоточник – лотошник. «- А ведь у нас, сердешный, нет его, самовара-то!»

  • Слайд 12

    Другая норма произношения связана со звуком [г] пред глухим согласным. Он произносится как [к]: дёгтя, ногти, прилягте, отягчать, загс. Но в корнях легк-/легч, мягк-/мягч- произносится [х] перед [к] , [ч] и мягкий [х] перед мягким [к]: [лёхкое], [мяхкая]. В некоторых словах произносится [гэ] вместо [г]: бухгалтер, господи, ага, ей-богу. Кроме перечисленных взаимодействий в орфоэпической норме литературного языка находится ещё ассимиляция согласных по звонкости-глухости: [казьба] – косьба, оглушение звонких согласных на конце: столб [п], гвоздь [ть], стог [к].

  • Слайд 13

    Не менее важны орфоэпические нормы заимствованных слов. Они касаются в первую очередь гласных звуков: безударный [о], болеро, боа, досье, какао, кредо, радио, трио,фойе и др. В именах собственных также произносится безударное [о]Флобер, Шопен. Однако в этой норме встречаются варианты: [паэт] – [поэт], [болеро] – [балеро].

  • Слайд 14

    В большинстве заимствованных слов произношение [а] в безударном положении соответствует норме произношения русских слов: [кастюм], [валейбол], [пианина]. Произношение твёрдого и мягкого согласного перед «Е» имеет тенденцию к твёрдому произношению: антенна, бизнес, дельта, кафе, кашне, кодекс, модель, отель, пюре, шоссе и другие. В некоторых словах допустимо двоякое произношение: дедукция, декан, конгресс, кредо. Только мягко произносятся согласные в словах: брюнет, музей, пионер, рельс, термин, фанера, шинель, террорист, термометр, демон, депутат, компресс, акварель. Другие иностранные слова отличаются произношением [э] в начале слова: эпиграф, экватор, элемент, эмоция, эпизод, эрудиция, эталон,эфир, этап, экипаж. Внутри слова может произноситься и долгий, и краткий согласный: ванна, вассал, гетто, касса, лемма, мадонна, манна, масса, сумма, тонна. Краткий согласный встречается чаще и произносится в словах: аттестат, аттракцион, бассейн, грамматика, иллюзия, каллиграфия, коллектив, миллиметр, параллель, перрон, режиссёр.

  • Слайд 15

    Постановка ударения

    Ударение различает слова одного звукового и буквенного состава по значению, лексическому и грамматическому, например: мука– мука, пили – пили. Существуют и варианты ударения: творог – предпочтительное, творог – допустимое.

  • Слайд 16

    Ударение — это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, - безударные.

  • Слайд 17

    В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом, де-ре-во, зе-лё-ный, по-бе-дитъ. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

  • Слайд 18

    Большинство слов русского языка имеет одно ударение -основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение. ЖелезнодорОжный, водогрязелечЕбница.

  • Слайд 19

    различает разные слова: мука - мука, замок - замок; различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу, кружки - кружки; различает формы одного слова: снега - снега, носите - носите. Поскольку в большинстве случаев трудно выявить какую-либо закономерность в постановке ударения, необходима работа со списками слов, трудных с точки зрения орфоэпии.

  • Слайд 20

    Различные части речи имеют варианты ударения в некоторых своих грамматических формах, что различает два вида произношения по стилю и нормативности. Обратим внимание на те формы частей речи, которые более распространены в устной речи: 1) Р.п., ед. ч. односложных существительных - блина, боба, винта, жгута, зонта, кита; 2) В.п., ед. ч. - ботву, весну, десну, золу, нору, овцу ; 3) П.п.,ж. р. с предлогами в, на - в горсти, на двери, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сети, в степи, в тени,; 4) Р.п., мн. ч., имён существительных -местностей, почестей, прибылей, ведомостей ; 5) глаголы и причастия прошедшего времени, ж. р. -била, брила, дула, жала, клала, крала, крыла, мыла, мяла, шила,пала; забрана ; 6) краткие прилагательные во мн. ч. - бледны, вкусны, вредны, бодры.

  • Слайд 21

    Ошибки в ударении встречаются часто в этих формах глаголов: после того как мы включимтабло. Если завтра в это же время вы включите телевизор, вы встретитесь с этой программой. Такое корневое ударение рассматривается современной нормой не только как нежелательное, но грубо ошибочное. Правильно: включим, включат, включите, включаться, подключиться, отключена.

  • Слайд 22

    Глоссарий

    Редукция (лат. reducire сокращать) — лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим — ударным элементам. Сонорный согласный (от лат. sonorus «звонкий» образующийся, произносимый с преобладанием голоса над шумом) - это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как /л/, /м/, /н/, /р/). Норма (лат. norma — дословно «наугольник», переносное значение «правило») — регулирующее правило, указывающее границы своего применения. Оглушение согласных - переход звонких согласных в глухие в конце слов или перед глухими согласными. Фоне́ма (др.-греч.φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка.

  • Слайд 23

    Литература:

    Русский язык и культура речи для студентов нефилологических специальностей университетов. Учебное пособие / Сост. О.Ю. Машина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. – 283 с. www.wikipedia.org www.edu.1september.ru www.langrus.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке