Содержание
-
Основные виды тропов, их использованиемастерами художественного слова
-
Цель урока :
1.Систематизировать сведения об основных видах тропов и их использовании в художественных текстах /синтаксические фигуры языка/. 2.Закрепить навык анализа художественного текста/ на материале заданий В8 ЕГЭ/.
-
Орфографическая разминка
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1. г…рмония, н…стальгия, разоч…рование2. чес…ный ,свис…нул ,прелес…ный3. патри…тический, ж…ланный, оск…рбленный4. расст…лить ,изм…нение ,соб…раться
-
Основная особенность художественной речи -создание художественного образа, что достигается использованием художественно-выразительных средств языка / тропов/
-
-
Синтаксические фигуры
Повтор – основная разновидность фигур прибавления. Лексический повтор-повторение одного и того же слова: Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое ; выносили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили , и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
-
Морфемный повтор-повторение окончаний ,суффиксов ,приставок, корней.
А как же Пушкин ? Какая непоправимая и бессмысленная гибель!.. Да, непоправимая ,но не бессмысленная. Да , «невольник чести», но ведь чести…Все остальное им не нужно ,все остальноене важно.
-
Анафора– повтор слов или словосочетаний в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах: Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины… Ф.И.Тютчев
-
Эпифора- повторение слов или словосочетаний в конце строки
Степям и дорогам Не кончен счет; Камням и порогам Не найден счет… Э.Багрицкий
-
Тренинг
Определите , какая синтаксическая фигура использована в данном тексте. В лучах утреннего солнца загораются капли росы. Можно , конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие –чисто кровавого цвета, третьи- матово светятся изнутри. Можно написать ,как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью луговых цветов .Можно вспомнить ,как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу….
-
Параллелизм- развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях:
День –как трава расстилаюся. Ночь – слезами умываюся. Н.А.Некрасов
-
Инверсия–необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок:
Не глядя на него ,суровая, ничего не прощающая, подавалаонаему воду молча. Прямой порядок. Суровая, ничего не прощающая ,онаподавалаему воду молча, не глядя на него.
-
Градация–расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости
Все грани чувств ,все грани правды Стерты в мирах, в годах , в часах… А.Белый Полная жизнь русской классики в школе –это условие существования нашего народа, нашегогосударства; этовопрос национальной безопасности. В.Непомнящий
-
Период -это способ оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм.
Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг ,который совершила она, когда японимаю , что она живет в душе каждого человека в любые времена –тогда я соглашаюсь : да, литература – это наша национальная гордость.
-
Риторический вопрос и риторическое восклицание- устанавливают активное взаимодействие со слушателем.
О времена ! О нравы! Что такое культура ,зачем она нужна ? Что такое культура как система ценностей ? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции ?
-
Парцелляция- членение предложения, при котором какая-то его часть отделяется от основной части, чтобы подчеркнуть, усилить значение отделенной части /парцеллята /
Этим летом я увидел море.Впервые в жизни. /Этим летом я впервые в жизни увидел море /.
-
Тренинг
Определите , какие синтаксические фигуры использованы в тексте. Выросла рябинка при дороге. Она выросла случайно . Незаконно. Просто пристроилась у дощатого забора. Хороша была рябинка , когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя ,когда каждая ягода дрожала в капле воды , когда ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья , склеенные ,как пальцы после рукопожатия.
-
Домашнее задание
1.Повторить материал по теме : «Синтаксические фигуры». Выполнить зад В 8. /вар. 1-5/ .
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.