Презентация на тему "Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса"

Презентация: Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса
Включить эффекты
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 37 слайдов. Также представлены другие презентации по русскому языку. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    37
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса
    Слайд 1

    Коковина Е.Ю., учитель русского языка и литературы НОУ гимназия во имя Св.Николая Чудотворца

    Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса

  • Слайд 2

    ФГОС: метапредметные результаты школьного обучения

    «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на практике. Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком: умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение

  • Слайд 3

    Смысловое чтение (по А.А. Леонтьеву)

    процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей

  • Слайд 4

    Метапредметные результаты, на достижение которых нацелен курс языкознания в современной школе:

    освоение универсальных учебных действий при работе с языком разных предметных областей, прежде всего – личностных и познавательных УУД, под которыми подразумеваются действия смыслоообразования на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также «общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем» (см.: Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010).

  • Слайд 5

    Метапредметный объект: язык, на котором происходит обучение школьников

    Метапредметное обучение русскому языку - совокупность содержательных и методических составляющих, которые объединяют русский язык как предмет изучения и как средство обучения в других предметных областях.

  • Слайд 6

    Из указанных в Примерных программах по русскому языку результатов обучения:

    понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; (из метапредметных результатов) способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

  • Слайд 7

    Из Примерных программ по иностранным языкам

    1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур…, 2) формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение  лингвистического кругозора и лексического запаса…, 4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,  в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка…

  • Слайд 8

    Из Примерных программ по математике:

    (из личностных результатов) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; (из метапредметных результатов) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; (из предметных результатов) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики. 8

  • Слайд 9

    Из Примерных программ по физике:

    (из метапредметных результатов) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; (из предметных результатов) коммуникативные навыки докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. 9

  • Слайд 10

    Общие языковые проблемы учителей разных предметов

    Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них термины) полностью понятными школьникам? Как научить их выражать (и воспринимать) нужную мысль не только на уроке русского языка, но и на любом другом уроке? Как привлечь внимание, вызвать интерес к языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания? Как помочь запомнить то или иное правило? Вывод: для решения общих проблем необходима технология комплексной работы с языком обучения в масштабе всего образовательного процесса

  • Слайд 11

    Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет

    школьникам: освоить универсальный инструментарий для работы с языком в разных предметных областях и сферах жизни, что в дальнейшем отразится на их профессиональной успешности в любой области деятельности (метапредметный результат); осознать ценность своего языка как национально-культурного феномена, свою национальную и культурную идентичность, сформировать толерантное отношение к чужим языкам и культурам (личностные результаты)

  • Слайд 12

    учителям: повысить уровень профессиональной компетентности и преподавания своего предмета, а также межпредметной интеграции, модернизировать содержание и формы сотрудничества (взаимоучет действий педагогов разных предметов, работа совместных методических объединений учителей русского и иностранных языков или учителей русского языка с другими предметниками) использование совместной яз. работы для объединения коллектива.

  • Слайд 13

    Что изменится в образовательном процессе:

    для школьников и учителей становится привычным постоянное внимание к языковым аспектам любого предмета, у них формируется лингвистическая зоркость и потребность в языковой рефлексии, язык изучаемого предмета становится дополнительным фактором мотивации обучения

  • Слайд 14

    Поле метапредметного обучения русскому языку очень широко:

    овладение средствами языка и применение их в речевой практике адекватно коммуникативной ситуации, овладение знаниями о языке и использование их для неформального понимания языковых процессов, повышения мотивации обучения в разных предметных областях, освоение приемов, направленных на понимание смысла текстов (в том числе учебно-научных), формирование представления о роли языка в разных областях жизни и обучения, освоение языковых аспектов исследовательской работы, выделение лингвистических проблем в исследовании разных областей культуры, языковые аспекты обучения в российской школе учащихся-инофонов.

  • Слайд 15

    Метапредметное обучение русскому языку: необходимые условия

    формирование у школьников и учителей лингвистического мировоззрения (как общего взгляда на язык и как взгляда на мир через язык); повышение уровня лингвистической компетенции учителей разных предметов (прежде всего – учителей русского языка); систематизированное сотрудничество учителей русского языка с другими предметниками

  • Слайд 16

    Метапредметное обучение русскому языку: методические установки

    содержательная связь в обучении русскому и иностранным языкам (использование элементов сравнительного языкознания), специальное внимание к фактам отражения жизни народа и отдельного человека в языке, обращение в учебном процессе к собственному языковому опыту учащихся (или языковому опыту близких людей), выделение языковых аспектов в обучении всем предметам.

  • Слайд 17

    Приемы метапредметного обучения русскому языку (возможно применение в разных предметных областях)

    Лингвистическая активность - деятельность, связанная с восприятием, анализом, сопоставлением лингвистического содержания, а в некоторых случаях – и созданием соответствующего языкового продукта

  • Слайд 18

    Виды лингвистической активности были выделены на основе многолетнего опыта работы с развивающим лингвистическим содержанием:

    Второе издание (первое было в изд-ве ВЛАДОС: 2001г. – пособие для учащихся, 2003 г. – книга для учителя) Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2009 Дроздова О. Е.Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - – М.: Просвещение, 2009 Можно заказать книги на сайте: umlit.ru

  • Слайд 19

    1 направление: внутриязыковые и межъязыковые сопоставления (слов, их компонентов, словесных конструкций)

    Пример 1. Сопоставление частей слов при изучении сказки «Маленький принц» «телескоп», «астероид», «монарх» Сопоставление со словами «телевизор», «микроскоп», «астра», «монолог» теле- - далеко, -скоп – смотрю, астер- - звезда, моно- - один, архо- власть

  • Слайд 20

    1 направление: внутриязыковые и межъязыковые сопоставления Пример 2. Сопоставление слов на уроках биологии

    (греч.) биос - жизнь mus-culus (латин.) био-логияmus (мышь) био-масса мыш-ца (славян.) био-сфера мышь анти-био-тики пре-био-тики А.А. Быков «Анатомия терминов» (М.: ЭНАС, 2008), 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого языка

  • Слайд 21

    2 направление:выяснение этимологии слов и выражений(названий ключевых понятий текста, необычных слов, вызвавших интерес учащихся)

    На уроке физики: электрон (греч.) – янтарь gintaras (литов.) – ginti – защищать На уроке биологии: en-tom-on (греч.) энтомология in-sec-tum (латин.) дезинсекция на-сек-омое (рус.)

  • Слайд 22

    3 направление:выявление отраженных в языке явлений культуры своего и других народов

    а-том – греч. «неделимое» (заблуждение ученых): «томос» - часть, «а-» - отрицание _________________________________ bug (комп. термин) – ошибка (буквально: англ. «насекомое; клоп, жук) (по одной из версий - история из жизни Билла Гейтса) __________________________________ Использование пословиц, содержащих указание на какое-то физическое явление С.А.Тихомирова «Физика в пословицах, загадках и сказках» (М.: Школьная Пресса, 2002. – 128 с.)

  • Слайд 23

    Воспитательный потенциал лингвокультурологического материала

    Знаете ли вы, как появились эти прозвища? Прозвище русских у украинцев кацап Прозвище украинцев у русских хохол

  • Слайд 24

    Постоянное внимание к языковым аспектам обучения вырабатывает языковое чутье, позволяющее выявлять псевдонаучные факты

    Пример лженаучного рассуждения, обсуждавшегося на семинаре «Лингвистический компонент в обучении истории» (пример академика РАН А.А. Зализняка) Украинцы – потомки укров? укрАина – место у края окрАина – место вокруг краев Утверждения украинских националистов: Племя УКРОВ – потомки троянцев Троянцы - teukrai (по-русски «тевкры») teukrai – это ТЕ УКРЫ, которые стали украинцами

  • Слайд 25
  • Слайд 26
  • Слайд 27
  • Слайд 28

    4 направление:фиксация языковых ассоциаций, цитат, устойчивых образов, связанных с определенным словом

    Классические: «Говорящие фамилии» - Держиморда, Простакова Переход имени собственного в нарицательное – Плюшкин, Митрофанушка Индивидуальные: центробежная и центростремительная сила (к центру – стремятся, а от центра – бегут) _______________________________________ Приемы мнемотехники Математика: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам» Биология: «Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками» (для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза)

  • Слайд 29

    5 направление:включение слова, выражения в языковую игру, использование его в шутке

    Математика.Теорема Пифагора Пифагоровы штаны — На все стороны равны. Химия. Научная шутка (ученые Э.Лехнер, Л.Норпченер, М.Кауфман): предупреждение о заражении кампуса Калифорнийского университета дигидрогеном монооксида Литература.«Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории…»

  • Слайд 30

    6 направление:выражение словесной конструкции другими словами, подбор синонимов, сжатие и разворачивание текста

    Задание: передайте разными словами смысл фразы «Через несколько лет он уехал из деревни в город». (Нельзя вносить новые элементы смысла и терять какие-то части содержания, заложенного в этом предложении) Типичные ошибки при пересказе задания. Химия. Используя понятие «металл», учащиеся 8 класса часто произносят: «железо»; перманганат калия называют «марганец».

  • Слайд 31

    Пример работы учителя математики.Из статьи учителя ОУ инновационной сети -гимназии №1567 Шилейко С.Е.

    Ряд недостатков, которые являются общими для фрагментов текстов разных учебников: Фразы в учебных текстах очень длинные, плохо структурированные, со сложной иерархией, неоправданными инверсиями; Некоторые утверждения оказываются многозначными (что совершенно недопустимо в учебных текстах); Основные факты часто «теряются» среди примеров, вводных предложений и менее значимой информации; Определения некоторых терминов или их расшифровка даются внутри текста, описывающего их свойства; Отдельные утверждения некорректны.   31

  • Слайд 32

    Примеры применения методических приемов.

    Прочитать данную фразу и изложить ее своими словами. Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой пересекаются две данные плоскости, перпендикулярна к каждой из этих плоскостей (Атанасян и др. 2004, с. 49). Вариант упрощения (предложен учащимися): «Если две плоскости пересекаются, а третья плоскость перпендикулярна к их линии пересечения, то она перпендикулярна и к каждой из этих плоскостей».  Прочитать данную фразу и проверить, не имеет ли она несколько смыслов. На дне рожденья у Васи было 10 ребят (включая Васю). Оказалось, что у каждых двух из этих ребят есть общий дедушка. Докажите, что у семи из них есть общий дедушка (ВОШпоМАТ, 2009, 2 этап, 8 класс, 6 задача). Последняя фраза многозначна. Что подразумевается :«у семи из них есть»: ровно у семи; хотя бы у семи; не более чем у семи? 32

  • Слайд 33

    Примеры специальной языковой работы учителей школ инновационной сети

    Химия (типичные языковые ошибки школьников) География «К топливным ресурсам относят уголь, нефть, газ, электроэнергию» (ошибочно использовано слово «электроэнергия»: она не является топливным ресурсом). Употребление слова «Америка» вместо «США» (возможно только в разговорной речи). Америка – это не страна, а часть света, состоящая из двух материков (Северная Америка и Южная Америка). «Места рождения нефти» вместо «месторождение нефти».

  • Слайд 34

    Лингвистический компонент воспитательной работы

    Классные часы с выделением лингвистического компонента: о родном городе (лингвистический компонент: особенности речи москвича, петербуржца и т.д.), о выборе профессии (лингвистический компонент: анализ названий современных профессий, встречающихся в газетных объявлениях, например, офис-менеджер, мерчендайзер, логистик, менеджер по клинингу) Формирование словаря школьника: знают ли учащиеся точное значение наименований качеств личности (открытость, замкнутость, аналитические способности, принципиальность, толерантность, внушаемость, снобизм, закомплексованность и др.) Работа с родителями, например: «Какие слова в речи вашего ребенка должны вас насторожить?» (ознакомление с лексикой наркоманов)

  • Слайд 35

    Метапредметное обучение русскому языку может осуществляться не только во время уроков, но в во внеклассной деятельности

  • Слайд 36

    Подготовка школьников. Примеры докладов

    Основная школа 8 класс, «Лингвистические трудности восприятия терминологии на уроках физики (на примере учебника «Физика» 8 класс)» 6 класс, «Особенности формирования и функционирования спортивной терминологии в русском языке (на примере футбольной терминологии)» 6 класс, «Морская терминология в речи капитана Врунгеля» Старшая школа 10 класс, «Терминология естественных наук, входящая в школьную программу» 10 класс«Невербальная коммуникация дирижеров и брокеров: опыт исследовательского поиска» __________________________________________________________________В помощь учителю: Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

  • Слайд 37

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке