Содержание
-
МСОШ № 30 Должность Учитель начальных классов Плющева Нина Ивановна 1
-
Тема: « Творческие виды работ на уроках русского языка как средство развития креативных способностей младших школьников». 2
-
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать».
В.А.Сухомлинский 3
-
Актуальность темы: снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению; отсутствие нравственного ориентира. Цель работы: Представить опыт работы по развитию творческих способностей учащихся на уроке русского языка Задачи: изучить теоретический материал; собрать практический материал по теме, систематизировать его; привлечь внимание к актуальности этой проблемы. 4
-
« Не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести « таинственному цветку поэзии» в душе ребёнка, школьника, начинающего мастера»Л.Н.Толстой
Творческие (креативные) виды деятельности: познание, преобразование, создание, творческое применение знаний. Компоненты творческих (креативных) способностей: творческое мышление, творческое воображение. применение методов организации творческой деятельности 5
-
Опыт творческой деятельности предполагает : перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы её решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новые. Виды работ для развития творческих способностей на уроках русского языка: творческие диктанты, творческое изложение, творческое сочинение, творческая игра. 6
-
Творческие диктанты
(Какой?) ... в сентябре лес - в нём рядом весна и осень. (Какой?) ... лист и (какая?) ... травинка. (Какие?) ... травы и (какие?) ... цветы. (Какой?) ... иней и бабочки. (Какое?) ... солнце и (какой?) ... ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! Н. Сладков В осеннем цветистом лесу Особенно красив и печален (какой?) ... лес в ранние осенние дни. На (каком?) ... фоне (какой?) ... листвы выделяются (какие?) ... пятна (каких?) ... клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз (какие?) ..., ... листья. От дерева к дереву протянуты (какие?) ... нити (какой?) ... паутины. Тихо в (каком?) ... лесу. По И. Соколову-Микитову 7
-
.
1 Рассматривание репродукции картины. 2 Беседа по картине. 3 Рассказ о художнике и его творчестве. Творческий диктант по картине В. Д. Поленова «Московский дворик» 8
-
4 Языковая подготовка к написанию творческого диктанта. 5 Орфографическая подготовка6 Чтение текста диктанта учителем
МОСКОВСКИЙ ДВОРИК Начало лета..., солнце освещает ... дворик.... трава кажется изумрудной. За ... кустами сирени почти скрыт барский дом. Вдали видны, крыши ... домов. Горят на солнце купола ... церкви. Своим сиянием, они усиливают ощущение зноя ... дня. Но пейзаж- дополнен и другими образами. Идёт с... ведром, женщина. На ... траве играют ... ребятишки. Ждёт своего хозяина ... лошадёнка. Картина, привлекает нас чистотой и звучностью цвета, создает настроение покоя и тишины. 7 Написание творческого диктанта 9
-
Сказки с досказками, или изложение с продолжением
Сорочка счастливого человека (Восточная история) Халиф лежал при смерти, утопая в шелковых подушках. Врачи сошлись на том, что спасти его может только одно - сорочка счастливого человека. Гонцы в каждом городе искали счастливого человека, но у всех были только горе и заботы. Наконец встретили они пастуха, который, весело напевая, пас свое стадо. "Счастлив ли ты?" - спросили у него. "Я не знаю никого счастливее меня", - ответил он. "Тогда дай нам твою сорочку!" - воскликнули гонцы. "У меня ее нет". - сказал пастух. Странная весть о том, что единственный счастливый человек не имеет сорочки, заставила халифа задуматься. Три дня и три ночи он никого не пускал к себе. А на четвертый ' день велел раздать народу шелковые подушки, драгоценные камни и с того дня, как повествует легенда, стал опять здоровым и счастливым. Задание Расскажите, какая жизненная мудрость заключена в этой истории. Ответ Предлагаем вам два разных истолкования этой сказки. 1. Счастье не в богатстве, не во власти, не в высоком звании. Можно быть счастливым, и не имея всего этого. 2 Халиф правил страной, где у всех людей были только горе и заботы, а сам утопал в роскоши. Из-за этого-то он и стал болеть Когда он раздал свои богатства, он стал здоровы и счастливым. 10
-
« Школьное сочинение – учебная работа, упражнение в развитии речи, в построении текста; в тоже время оно является средством самовыражения личности, его жизненной позиции, его внутреннего мира. Сочинение- творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника» М.Р.Львов
Толковый словарь С.И.Ожегова: Сочинить: 1.Создать какое-нибудь литературное или музыкальное произведение. 2.Составить, написать какой-нибудь текст. 3. Выдумать, придумать 11
-
Игра-превращение.Превращение - наикратчайший и наилегчайший путь к фантазированию
Работы детей. « Я красивая и болтливая черепаха. Мне нравится гулять и бегать. Мир вокруг меня красивый и необычный. Меня окружают животные и люди. Я смотрю на природу, и мне становится хорошо».Коля Ш. « Я ленивая черепаха, которая любит вкусно поесть. Я люблю кушать клубнику. Когда я наемся, то прячусь в панцирь и сладко засыпаю. Я не люблю, когда меня беспокоят. А когда наступает утро, я отправляюсь на поиски завтрака и новых приключений. Мне нравится смотреть на всё живое и красивое. Я очень люблю яркое солнышко».Женя З. 12
-
"Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка"- В.А.Сухомлинский
Этапы сказочного сюжета Отлучка Запреты Беда. Снаряжение героя в путь Получение волшебного средства. Даритель. Благодарные животные. Лес Превращенный герой Трудные задачи. Бегство Ложный герой Возвращение домой Воцарение героя 13
-
Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»
1.Подготовка учителя к уроку. 2.Подготовка к восприятию картины. 3.Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях. «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей». А вот отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Первый снег»: ... Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло. 14
-
4.Рассматривание картины.5.Беседа по содержанию картины.6.Работа со словарем настроений.7.Выявление изобразительных средств картины.8.Речевая подготовка к сочинению.9.Составление плана сочиненияа) Первый день зимы.б) Радость детей.в) Цвет и настроение картины.г)Моё отношение к картине.
15
-
Работы детей
Сочинение от лица мальчика «Я проснулся рано. В комнате было очень светло. Я удивился и выглянул в окно. Чудо! Все покрыто снегом, даже глазам больно смотреть. Я разбудил сестру. Маша быстро встала, накинула платок, сунула ноги в валенки и выбежала на крыльцо. А я оделся и пошел вслед за сестрой на улицу. Маша стояла на крыльце и любовалась первым снегом. Улыбка была на ее лице. Сестра радовалась красоте, которая была перед нашими глазами. Красавица береза покрылась, как белой шубкой, снегом. Кое-где еще проглядывала травка. Даже ворона радовалась первому снегу. Сосед Степан Михайлович достал санки и позвал нас кататься. Мне тоже передалась общая радость, я засмеялся и обнял сестру. Я сказал: «Маша, вот и зима пришла!» (Саша Р) Сочинение от лица вороны «Я была так рада, когда выпал первый снег. Я стояла под березой, и было видно, что она тоже радуется первому снегу. Она расставила свои ветки, и на них падал снег. Вдалеке шел человек с санями, он тоже хотел испробовать первый снег 16
-
Сочинение от лица девочки «Наступило утро. В комнате было необыкновенно светло. Яркий свет шел из окон. Что же это такое? Брат успел одеться, а я только накинула платок. Мы выбежали на крыльцо. Во дворе все было бело. Ночью выпал снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. И лишь у забора осталась небольшая проталина, рядом с которой ходила серо-черная ворона, тоже радуясь снегу. Мы смотрели на все с удивлением и радостью. Как волшебно изменилась природа от первого снега!» (Марина С.) Сочинение от лица детей «Было осеннее утро. Мы проснулись и увидели, что за окном все белым-бело и так тихо. Не слышно было ни шума опавших листьев, пи свиста пронизывающего ветра. Мы полуодетые выбежали на крыльцо. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем всю деревню: и землю, и крыши домов, и деревья. Это была для нас большая радость, ведь всю дождливую осень мы ждали появления снега». (Саша Л.) 17
-
Сочинение-мозаика на тему «Краски весны»
1. Организационный момент 2. Постановка темы и задачи урока. 3. Подготовительная беседа. 4 .Беседа об особенностях сочинения-мозаики 5. Обсуждение границ и объёма темы, типа текста, стиля речи. 6. Устное составление рассказа и плана сочинения. 7. Продолжение работы ( какие краски есть у весны) 8. Домашнее задание Сочинение будете писать дома. Его можно написать в прозе, в жанре сказки. Можно сделать иллюстрацию. 9. Итог . 18
-
Письмо своему другу о впечатлениях по картине
Здравствуй, Рита! Недавно я впервые увидела замечательную картину В.А. Серова, которая называется «Девочка с персиками». Об этой чудесной картине я хочу рассказать тебе. Представь себе, Рита, большую светлую комнату с широкими окнами, из которых льются потоки солнечного света. Посреди комнаты за столом, покрытым белой скатертью, сидит девочка. . У неё красивые, добрые глаза, румянец во всю щёку, копна густых каштановых волос. Она выглядит настоящей барышней, хотя ей всего одиннадцать лет. На девочке розовая кофточка, украшенная большим чёрным бантом, а в руках она держит крупный персик. На столе лежат ещё персики и осенние кленовые листики. Обаяние девочки передаёт и солнечный свет. Золотые блики и солнечные зайчики играют на всех предметах, оживляя всю картину. Мне очень понравилась картина В.А. Серова «Девочка с персиками», потому что она вся пронизана радостным ожиданием чуда, которое должно обязательно произойти. Очень хотелось бы узнать, как сложилась её жизнь. До свидания, Рита. Твоя подруга Аня 19
-
Сочинение по началу.
Вот так снеговик. Прослушайте два описания снеговика. О каком снеговике вы хотели бы сочинить сказку. У снеговика вместо глаз блестели две пуговицы, вместо носа красовалась морковка. Изогнутая веточка заменила снеговику рот. Снеговик вышел добрый, забавный. Он всем улыбался. На свет он появился под звонкий смех мальчишек. Вместо глаз у него было два угля. Во рту он держал обломок расчески. Снеговик широко раскрыл рот и всем показывал острые зубы. Вид у него был задиристый, боевой. 20
-
Сочинение по данному плану и началу.
. 1.Толкование слова ЧУЧЕЛО. 2. Знакомство с фразеологизмом, 3. Сочинение «Как Чучело гороховое с работы ушло». План 1. Чучело гороховое в поле. 2. Заскучало Чучело. 3. Как Чучело счастье искало. Как Чучело гороховое с работы ушло. То ли ветер в поле воет, то ли плачет горько кто-то. Солнце палит нещадно. Стоит посреди поля Чучело гороховое. Штаны дырявые, рубаха без рукава, шляпа птицами засижена... 4 Самостоятельная запись сказки. 21
-
Сочинение по наблюдениям на тему «Прогулка по осеннему парку»
1. Определи, о чем будешь писать (тему). 2. Наметь цель своего сочинения, свое отношение к описываемому. 3. Наметь части сочинения, составь план. 4. Определи, о чем рассказать подробнее. 5. Напиши сочинение. 6. Проверь работу 22
-
Сочинение по наблюдениям и заданной теме.
1. Постановка учебной задачи «Если бы у меня была волшебная палочка». 2. Обсуждение основной мысли сочинения 3.Обсуждение структуры текста За чистым-чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть город... Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки. Всех чудес в сказочном городе не перечесть... Жить-поживать в этом городе одно удовольствие. Все жители здесь сказочно вежливы... (По Л. Васильевой-Гангнус) 23
-
4. Какие приключения могли бы произойти в этом сказочном городе с вежливыми (невежливыми)людьми?* А что случилось бы с вами, если бы вы попали в этот волшебный город и у вас была бы волшебная палочка?5. Запись текста и проверка
24
-
"Ребёнок мыслит образами".К.Д.Ушинский
Творческий словарь. Сорока Ворона Медведь трамвай 25
-
Сочини загадку
1. Организационный момент. Звучит музыка П.И. Чайковского. 2. Повторение изученного.3.Определение стиля речи. 4.Новый материал. — Как вы думаете, к какому стилю речи относится загадка из раздела «Устное народное творчество»? 5.Приход бабушки Загадушки — Отгадайте:Ног нет, а хожу.Рта нет, а скажу. Когда спать, когда встать. Когда работу начинать. (Часы) 26
-
6.Составление загадки о часах,а) Беседа о часах.б)Работа с памяткой. (Памятки №4, 5, 6, 7, 8)в)Обратите внимание — в загадке, как правило, иносказательно (скрыто) отмечаются постоянные и наиболее отличительные признаки предмета.г)Сочинение загадки — самостоятельная работа.д)Проверка7. Вторая загадка бабушки Загадушки (самостоятельно дома)
27
-
3. Формирование показателей речевых творческих способностей
Показатели беглости мышления 28
-
Показатели ассоциативности мышления.
29
-
Показатели оригинальности мышления
30
-
Показатели результатов обученности при написании сочинений и изложений
Сочинение Изложение 31
-
Результаты анализа проблемы развития креативных способностей через систему творческих заданий на уроках русского языка
проанализированы творческие способности младших школьников и сформулированы требования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать эти способности; рассмотрено содержание различных учебных курсов как ресурс для творческих заданий; дана классификация творческих заданий по типу деятельности и по уровню сложности; 32
-
проанализированы возможности использования различных методов изобретательства и развития воображения в творческих заданиях для младшихшкольников; предложены способы организации рефлексии творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики; сформулированы требования к организации процесса обучения; самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер; подача учебного материала должна быть не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя. 33
-
Перспектива.
Продолжить применять в учебной деятельности формы, методы и приемы, способствующие развитию креативных способностей младших школьников. Продолжить отслеживать сформированность речевых творческих способностей с целью изучения креативности школьников. Познакомить с опытом работы педагогов, работающих в начальной школе. 34
-
Плющева Нина Ивановна
35
-
36
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.