Содержание
-
Переходные и непереходные глаголы
Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
-
Цель
Знать: критерий переходности-непереходности глаголов; Уметь: различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять их в речи; развивать речь учащихся.
-
Поэтическая пятиминутка
Поэт! В плену своих возвышенных идей Не игнорируй прозу средней школы. Чтобы глаголом жечь сердца людей Необходимо твёрдо знать глаголы.
-
Повторим изученное
-Какие глаголы относятся к разноспрягаемым и почему? -Назовите глаголы особого спряжения? -Почему их отнесли в разряд особых?
-
Понаблюдаем вместе!
Его нет дома, пошёл гулять собаку. Няня гуляет ребёнка только по будним дням. - Возможно ли таким образом построить данные высказывания? - Какие слова «режут» слух? - Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов? - Как исправить эти ошибки? В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы
-
- Таким образом построить данные высказывания нельзя. - Глаголы «гулять», «гуляет». - Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога. - Поставить существительное при глаголе в нужном падеже. Его нет дома, пошёл гулять с собакой. Няня гуляет с ребёнком только по будним дням.
-
Познакомьтесь с правилом
Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными. Все остальные глаголы являются непереходными. Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога: брал (что?) книгу (в.п.), встречать (кого?) его (в.п.)
-
При переходных глаголах существительное или местоимение может стоять и в родительном падеже: 1) при отрицании: не купил (чего?) хлеба (р.п.), не выпить (чего?) молока (р.п.); 2) при указании на часть предмета: отрезал (чего?) сыру (р.п.), нарвать (чего?) цветов (р.п.)
-
Понаблюдаем вместе!
Запишите слова ОБЛИВАТЬ, СМОТРЕТЬ, СТУЧАТЬ, добавляя к ним суффикс -ся. Вспомните, как называются глаголы с суффиксом –ся? В чём особенность возвратных глаголов? Действие возвращается на предмет, который его производит. Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет. Определите, переходные или непереходные глаголы у вас получились.
-
Сделаем вывод
Когда к приведенным в качестве примеров глаголам прибавляется суффикс -ся, образуются возвратные глаголы. Они всегда непереходные! Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс -ся.
-
Распределительный диктант
Распределить глаголы на 2 группы. Образец: озарить(что?) душу(В.п, перех.) ПереходныеНепереходные озарить душу нервничать по пустякам околдовать слушателей заразиться гриппом не помнить себя(отриц.) подойти к двери запросить сто рублей увлекаться спортом углубить знания служить Отечеству рассказать сказку бороться за мир
-
Практические задания
Задание 1 Выберите переходные глаголы Сидеть, командовать, почистить, удерживать, вспомнить, сделать, лежать, прийти, определить. Задание 2 Выберите непереходные глаголы Поздравлять бабушку, бегать по стадиону, болеть гриппом, чувствовать обиду, прыгать на батуте, придумать головоломку, напевать песню, гордится успехом, заниматься музыкой, вышивать узор.
-
Задание 3 Выберите из предложений переходные глаголы 1. Сидел я за столом в комнате. Синичка принимает снежинки за мошкару. 2. Трещат кузнечики в тихом вечернем воздухе. 3. Тишину нарушает лишь звонкая трель жаворонка 4. За морем заря погасает, сливается с синею далью. 5. Фее платье подвенечное дал колокольчик полевой. 6. Только гудение пчел нарушало безмолвие. 7. Может, гномы строят царские хоромы?
-
Задание 4 Выберите из предложений непереходные глаголы 1. С давних времен полюс притягивал к себе отважных и дерзких путешественников. 2. В 1886году Левитан впервые уехал из Москвы на юг, в Крым. 3. Закат тяжело пылает на кронах деревьев. 4. Невдалеке я увидел ветхую избушку. 5. Пестрые суслики выползали из своих нор. 6. Грузчики и носильщики доставляют багаж на пароход.
-
Задание 5 Выберите переходные глаголы Принести воды, проспать охоту, побежать на реку, купить слив, кричит петух, не писать писем, искать кота, срубить елку, глядеть на звезды, скакать на лошади.
-
Домашнее задание
Выучить параграф 82 Выполнить упражнение 475
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.