Содержание
-
Переходные и непереходные глаголы
-
Цели:
познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»; узнать о связи категорий «возвратность–переходность»; научиться различать переходные и непереходные глаголы, образовывать возвратные глаголы; правильно употреблять винительный и родительный падежи существительных.
-
План урока
Подготовка к восприятию нового материала. Изучение нового материала. Тренировочные упражнения. Культура речи. Домашнее задание. Итоги урока. Оценки.
-
Мы знакомы домами. В одном переулке стояли дома. Родина – наш общий дом. Летом мы были в доме отдыха. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?
-
Мы знакомы домами. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?
-
Дома
На улице дождь непрерывный,А дома тепло и светло.И можно на бурые ливниСпокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя,Спастись от морозного дня.В хорошее место родное – Домой так и тянет меня. Агния Барто
-
Посмотрите на фотографии и запишите словосочетания глагол + существительное, укажите падеж зависимого слова.
Какие виды работ выполняет строитель?
-
строит дом
-
кладёт кирпич
-
штукатурит стены
-
белят потолок
-
настилает линолеум прибивает плинтус
-
Изучение нового материала
Строит дом Кладёт кирпич Штукатурит стены Белит потолок Клеит обои Настилает линолеум Прибивает плинтус (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.)
-
Что общего в значении всех этих глаголов?
Действие направлено на какой-то предмет.
-
Чтение § 82
Вывод. Переходными называются глаголы, выражающее действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Не путать винительный падеж и родительный! Задавать 2 вопроса! Кого?/Чего? и Кого?/Что?
-
Особые случаи
Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже: при отрицании, при указании на часть целого
-
Распилил доски – не распилил досок. В.п. Р.п.
-
Налить бензин – налить бензина. В.п. Р.п.
-
Вспомните, как называются глаголы с суффиксом -ся?
Возвратные глаголы
-
В чём особенность возвратных глаголов? Действие возвращается на предмет, который его производит. Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.
-
Сравните
убедить – убедиться остановить – остановиться стучать – стучаться чернеет – чернеется Запомни: все возвратные глаголы – непереходные
-
Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить – убедиться).
-
Чем отличаются глаголы в данных предложениях?
Редактор правит рукопись. Миром правит сам человек. В каком их этих предложений глагол является переходным?
-
Редактор правит рукопись. В каком их этих предложений глагол является переходным? ВЫВОД
-
В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может выступать как переходный и непереходный.
При непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут день и ночь (П.).
-
Домашнее задание
выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте.
-
Итоги урока
От чего может зависеть переходность глаголов? Какие глаголы называются переходными? Как соотносятся категории переходности и возвратности?
-
Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом.
-
К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм. К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.
-
С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол. При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях: для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба; при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права.
-
убедить – убедиться остановить – остановиться стучать – стучаться чернеет – чернеется Запомни: все возвратные глаголы - непереходные
-
Рефлексия учащихся
Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно…
-
Презентацию подготовила Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской средней общеобразовательной школы № 2 Новосибирской области
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.