Презентация на тему "Переходные и непереходные глаголы"

Презентация: Переходные и непереходные глаголы
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Переходные и непереходные глаголы" для 4-6 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 33 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Переходные и непереходные глаголы
    Слайд 1

    Переходные и непереходные глаголы

  • Слайд 2

    Цели:

    познакомиться с понятием «переходные–непереходные глаголы»; узнать о связи категорий «возвратность–переходность»; научиться различать переходные и непереходные глаголы, образовывать возвратные глаголы; правильно употреблять винительный и родительный падежи существительных.

  • Слайд 3

    План урока

    Подготовка к восприятию нового материала. Изучение нового материала. Тренировочные упражнения. Культура речи. Домашнее задание. Итоги урока. Оценки.

  • Слайд 4

    Мы знакомы домами. В одном переулке стояли дома. Родина – наш общий дом. Летом мы были в доме отдыха. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

  • Слайд 5

    Мы знакомы домами. В каком предложении слово ДОМ употреблено в значении «семья»?

  • Слайд 6

    Дома

    На улице дождь непрерывный,А дома тепло и светло.И можно на бурые ливниСпокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя,Спастись от морозного дня.В хорошее место родное – Домой так и тянет меня. Агния Барто

  • Слайд 7

    Посмотрите на фотографии и запишите словосочетания глагол + существительное, укажите падеж зависимого слова.

    Какие виды работ выполняет строитель?

  • Слайд 8

    строит дом

  • Слайд 9

    кладёт кирпич

  • Слайд 10

    штукатурит стены

  • Слайд 11

    белят потолок

  • Слайд 12

    настилает линолеум прибивает плинтус

  • Слайд 13

    Изучение нового материала

    Строит дом Кладёт кирпич Штукатурит стены Белит потолок Клеит обои Настилает линолеум Прибивает плинтус (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.) (В.п.)

  • Слайд 14

    Что общего в значении всех этих глаголов?

    Действие направлено на какой-то предмет.

  • Слайд 15

    Чтение § 82

    Вывод. Переходными называются глаголы, выражающее действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Не путать винительный падеж и родительный! Задавать 2 вопроса! Кого?/Чего? и Кого?/Что?

  • Слайд 16

    Особые случаи

    Дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже: при отрицании, при указании на часть целого

  • Слайд 17

    Распилил доски – не распилил досок. В.п. Р.п.

  • Слайд 18

    Налить бензин – налить бензина. В.п. Р.п.

  • Слайд 19

    Вспомните, как называются глаголы с суффиксом -ся?

    Возвратные глаголы

  • Слайд 20

    В чём особенность возвратных глаголов? Действие возвращается на предмет, который его производит. Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? Нет, потому что у переходных глаголов действие переходит на другой предмет.

  • Слайд 21

    Сравните

    убедить – убедиться остановить – остановиться стучать – стучаться чернеет – чернеется Запомни: все возвратные глаголы – непереходные

  • Слайд 22

    Обычно переходные и непереходные глаголы не имеют своих особых морфологических признаков. Однако некоторые типы словообразования глаголов являются показателями переходности и непереходности глагола. Так, к непереходным относятся все глаголы с суффиксом -ся (ср.: убедить – убедиться). 

  • Слайд 23

    Чем отличаются глаголы в данных предложениях?

    Редактор правит рукопись. Миром правит сам человек. В каком их этих предложений глагол является переходным?

  • Слайд 24

    Редактор правит рукопись. В каком их этих предложений глагол является переходным? ВЫВОД

  • Слайд 25

    В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может выступать как переходный и непереходный.

    При непереходных глаголах возможен винительный падеж без предлога, но исключительно со значением пространства или времени: Войска идут день и ночь (П.).

  • Слайд 26

    Домашнее задание

    выбрать какую-то профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Подчеркните переходные глаголы в получившемся тексте.

  • Слайд 27

    Итоги урока

    От чего может зависеть переходность глаголов? Какие глаголы называются переходными? Как соотносятся категории переходности и возвратности?

  • Слайд 28

    Глаголы переходные и непереходные различаются по значению. Основой такого различения является отношение к объекту действия, выраженного глаголом.

  • Слайд 29

          К переходным относятся глаголы со значением действия, направленного на предмет, изменяющего или производящего этот предмет – объект действия: читать книгу, расширить рукав, сшить костюм.       К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние, например: лететь, болеть, стоять, страдать.

  • Слайд 30

    С лексическим значением переходных и непереходных глаголов связано их синтаксическое различие: переходные глаголы сочетаются с обозначением объекта в винительном падеже без предлога, а непереходные глаголы требуют дополнения только в косвенных падежах без предлога или с предлогами; ср.: любить (кого? что?) - переходный глагол, помогать (кому? чему?) - непереходный глагол.       При переходных глаголах объект действия может быть выражен родительным падежом в двух случаях: для обозначения части объекта: выпить воды, купить хлеба; при наличии отрицания при глаголе: не читал газет, не получал зарплаты, не имеет права.

  • Слайд 31

    убедить – убедиться остановить – остановиться стучать – стучаться чернеет – чернеется Запомни: все возвратные глаголы - непереходные

  • Слайд 32

    Рефлексия учащихся

    Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно…

  • Слайд 33

    Презентацию подготовила Чурсина Л.Н., учитель русского языка и литературы Чановской средней общеобразовательной школы № 2 Новосибирской области

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке