Содержание
-
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи
Период Составитель: Петросян Э.Э.
-
Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его… Н.В.Гоголь
-
Неизмеримость эту понимаешь, когда читаешь классическую художественную литературу, стихотворения.
-
Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, – Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога... М.Ю.Лермонтов
-
Стихотворение М.Лермонтова – предложение, являющееся образцом сложного предложения, именуемого периодом(от латинского periodos – круг; переносно – «закругленная», замыкающая речь). Многие поэтические произведения целиком построены в виде развернутого периода, который в таком случае используется как художественно-композиционный прием. Но не только в стихах используется период. Такие предложения можно найти в прозе многих писателей, публицистов.
-
Период – это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей.
-
Как ни хотелось моему отцу исполнить обещание, данное матери, горячо им любимой, как ни хотелось ему в Багрово, в свой дом, в свое хозяйство, в свой деревенский образ жизни, к деревенским своим занятиям и удовольствиям, но мысль ослушаться Прасковьи Ивановны не входила ему в голову. С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
-
Чем разнообразнее таланты и дарования людей, тем более ярко горит жизнь, тем богаче она фактами творчества, тем быстрее ее движение к великой цели. Из публицистики М. Горького
-
Важно научиться понимать структуру периода, определять в нем грамматические основы, находить главную часть (или главные части) и придаточную (или придаточные), уметь идентифицировать период со сложноподчиненными, сложносочиненными или бессоюзными сложными предложениями. Наличие у периода ярких стилистических качеств позволяет считать его стилистико-синтаксической фигурой Например:
-
(1)[По многим приметам, понятным военному человеку, по тому], (2)(как были забиты дороги), (3)(по которым они ехали из армии, способом «голосования» пересаживаясь из машины в машину), (1)[по тому], (4)(как по ночам часовые на дорогах строго требовали соблюдать маскировку, грозя нарушителям стрелять по шинам);(1)[по тому], (5)(что в березовых рощах, в стороне от фронтовых путей, было так шумно и тесно от скопившихся там танков, грузовиков, артиллерии); (1)[по тому], (6)(что даже над пустынной полевой дорогой атаковали их сегодня немецкие «охотники»), - (1)[понимал Мересьев], (7)(что затишью на фронте настал конец), (8)(что где-то – и именно в этих краях – немцы замыслили свой новый удар), (9)(что этот удар произойдет скоро) и (10)(что командование Красной армии знает об этом и подготовило уже достойный ответ).
-
Периоды составляют речь периодическую, в отличие от речи обычной, отрывистой. Периодическая речь характеризуется плавностью, музыкальностью, ритмической стройностью. Со стороны содержания период отличается большей полнотой и законченностью выражения мысли, он развертывает и оформляет сложную аргументацию положения. Из-за этих качеств период особенно широко используется в художественной литературе и в ораторской речи (в публицистике).
-
В художественной прозе: (Когда на озере волны ходят), (когда пароход твой валится с боку на бок), –[знай], (что наш ветер сан-таш качает озеро). Ч.Айтматов, «Белый пароход» В критических статьях: [Тот], ( кто еще думает), (что искусство - это легко), (что труд в нем какой-то другой труд, лишенный физических и нравственных мучений), [тот], (кто считает), (что в этом труде есть паузы), (которых, например, нет у него, в его повседневной работе), и (что паузы эти заполнены бокалами и букетами), или [тот], (кто всего этого не думает, но все-таки считает), (что цветы и аплодисменты, эти внешние знаки успеха, и есть цель артиста, и есть истинное счастье) и (что знаки эти – вполне достаточная награда людям, приносящим себя на алтарь нашей радости), –[пусть посмотрит фильм «Перпетуум мобиле»]. «Вечное движение», статья из газеты
-
В виде периода может быть построено многочленное сложноподчиненное предложение с первой вводящей частью - и второй, заключающей. Чаще всего перечисление однородных придаточных (с параллельной структурой) предшествует главной части (или главным).
-
(Если зашумела старая листва под ногой), (еслизакраснелись веточки разные), (если вербыразвернулись), (если заговорили деревьяразных пород ароматом своей коры), - [то,значит, есть в березах движение], и [нечегопортить березу]. М.Пришвин, «Глаза земли»
-
Сложноподчиненное предложение в форме периода может иметь и несколько иную организацию: одна придаточная вначале, до паузы, и затем перечисление однотипно построенных главных.
-
(Чем чаще празднует лицей Свою святую годовщину), - [Тем робче старый круг друзей В семью стесняется едину], [Тем реже он]; [тем праздник наш В своем веселии мрачнее], [Тем глуше звон заздравных чаш] И [песни наши тем грустнее]. А.С.Пушкин
-
Последовательность придаточных и главных в составе периода может быть и такой: придаточные (или одна придаточная часть) закрывают период, т.е. помещаются во второй части, в понижении.
-
[До чтения ли, до письма ли было тут], (когда душистые черемухи зацветают), (когда почка на березах лопается); (когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков); (когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтоватого и белого цвета); (когда ползут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов); (когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе, над самым двором рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях), (которые хватали меня за сердце), (которых язаслушивался до слез); (когда божьи коровки и все букашки выползают набожий свет), (крапивные желтые бабочки замелькают), (шмели и пчелы зажужжат); (когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет); (когдаи луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полнуюжизненных начал). С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
-
В форме периода может быть построено и сложносочиненное многочленное предложение. Как правило, однотипные по строению, перечисляющиеся части периода (с повторяющимися сочинительными союзами) предшествуют второй части периода, имеющей обобщающее значение или своеобразное значение итогового заключения.
-
[То за две комнаты от меня быстро проговорит что-нибудь в бреду моя дочь Лида], [то жена пройдет через залу со свечой и непременно уронит коробку со спичками], [то скрипнет рассыхающийся шкап] или [неожиданно загудит горелка в лампе] – [все эти звуки почему-то волнуют меня]. А.П.Чехов «Скучная история»
-
В бессоюзном сложном предложении такжевозможно ритмичное объединение частей, т.е.оно может быть в виде периода.
-
[Острые сучья царапают белое лицо иплечи]; [ветертреплет расплетенные косы];[давние листья шумят подногами ее] – [нина что не глядит он]. Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
-
В виде периода может быть организовано и сложное синтаксическое целое, т.е. единица, большая, чем предложение. Так, например, однородные придаточные могут получить предельную синтаксическую самостоятельность при парцелляции, т.е. расчленении речевой цепи.
-
[Бог ты мой, как он обрадовался], (когда без спроса истука распахнулась настежь тяжелая дверь кабинета)! (Когда курносые кеды прыгнули с порога на ковер). (Когда через ковер перескочили ноги в синих штанах сметаллическими заклепками на карманах и с крупнойкрасной строчкой по швам). (Когда, наконец, невзираяна присутствие в кабинете нескольких подчиненных,две сильные и цепкие руки обхватили его за шею)! М.Красов
-
Изучение сложных предложений позволяет обогатить речь, «погрузиться во всю неизмеримость» русского языка, почувствовать всю его красоту, силу и мощь. ФилософИ.А.Ильин писал: «Все доступно нашемуязыку. Он сам покоренвсему мировому и надмирному,и потому властен все выразить,изобразить ипередать.В нем гуденье далеких колоколов исереброближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи ихрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В немклекот и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громынебесные и рыки звериные; ивихри зыбкие, и плескичуть слышные. В нем - вся поющаярусская душа; эхомира и стоны человеческие, и зерцалобожественных видений...»
-
Используемая литература: Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. М.: Агар, 2000 год.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.