Презентация на тему "Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии." 9 класс

Презентация: Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
Включить эффекты
1 из 10
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии." для 9 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 10 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    10
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.
    Слайд 1

    Тайны русской орфографии

  • Слайд 2

    Чем может быть интересна орфография? Это интересно: * Откуда появились правила правописания? * Зачем запоминать правописание стольких слов? Откуда возникли чередования в словах? Ответы на некоторые вопросы!

  • Слайд 3

    Русская орфография менялась на протяжении более чем десятка веков в результате различных языковых процессов, реформ, преобразований. Но многие слова все-таки сохранили свое историческое написание. Русская орфография интересна тем, что правильное написание слов в большинстве случаев зависит от их исторического значения, от положения орфограмм в словах, а также от сложившейся веками традиции написания.

  • Слайд 4

    Чередования в словах Такое явление в языке может быть обусловлено позицией звука в слове или традицией. Традиционные чередования называют еще и историческими, так как они возникли в результате различных языковых процессов (ассимиляция, палатализация и др.) на протяжении всей истории языка. (см. А.А.Реформатский «Введение в языковедение») Зная исторические чередования и соотношения слов, можно без труда писать грамотно те слова, где наблюдаются такие «чудесные явления»! Друг – друзья – дружить (г//з//ж) Дерево - древо (е//о) Скакать - скачу (к//ч) Излагать – изложить (г//ж; а//о)

  • Слайд 5

    В результате таких исторических процессов и связанных с ними чередований два слова: «конец» и «начало» - разошлись в своих значениях. Но они однокоренные, имеющие общий исторический корень "kenti" в значении возникать, начинаться, граница. В слове конец исторически корень кон- и -суффикс -ец (из ьць). Нетрудно доказать, что в звукосочетании – ча- в слове начало был носовой [е]; достаточно проанализировать следующий ряд: начало - начинать начну (ча// чин// ч(ь)н). Звук (ч) появился в результате чередования со звуком [к] перед гласными переднего ряда (е и ь). Следовательно, в этих антонимах корни -кон- и –ча- исторически равнозначны. Исторически корень -кон сохранил свою смысловую близость к понятию «начало чего-либо» в выражении испокон веку, искона в значении «издавна с незапамятных времён». Это интересно!

  • Слайд 6

    Орфография русского языка подчиняется разным принципам, главным из которых является морфологический. Следуя ему, все морфемы пишем по принципу единообразия. Чтобы проверить правописание слова, необходимо поставить сомнительную букву ( а точнее звук) в сильную позицию и написать «сомнительное место» в слове по принципу единообразия.

  • Слайд 7

    Для написания орфограмм в корне применяется морфологический принцип. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. листок – лист Позолота – золото Когда сомневаетесь, какую сомнительную согласную написать, нужно изменить слово или подобрать однокоренное таким образом, чтобы«подозрительная» согласная находилась перед гласной или перед сонорными согласными – л, м, н, р, то есть поставить ее в сильную позицию. дуб- дубы просьба - просить

  • Слайд 8

    Столько приставок, которые не изменяются! И нам приходится запоминать их написание! А зачем? Поступаем проще! Все эти приставки можно поставить в сильную позицию проверить теми же способами, что безударные гласные или сомнительные согласные в корне и написать по принципу единообразия! Сделать – содействовать Запеленать – запись Надписать - надорвать

  • Слайд 9

    Окончания сомнительных существительныхтоже пишутся по морфологическому принципу. Оказывается, их можно проверить ударением! Не верите? Убедитесь сами!

  • Слайд 10

    Если хочешь грамотным Быстро очень стать, Должен ты историю Языка узнать! Тайны орфографии Кроются лишь в ней… Если отгадаешь их, Умен будешь вполне. Ты секреты эти Для себя открой - И грамотность тогда Дружна будет с тобой!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке