Содержание
-
Подготовка к ВПР по русскому языку6 класс
Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ «Буревестниковская школа» Урванцевой Оксаны Геннадьевны 2020 г.
-
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 14 заданий. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
-
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Дач..ный п..сёлокра(з/с)пол..жился на песча(н, нн)ой (2) горе у самого моря. За деревя(н, нн)ыми дом..камира(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно) г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море… Море (не)спокойное но пр..красное. Оно в..лну..т..ся в(з/с)дыха..т. Это ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег. А бывает, заспор..т(3) о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые в..лы нал..ют..ся без..сходной ярост..юзар..вутзагр..хоч..т.(4) Словно ж..лая их пр..ободрить, загудят на г..ре́ сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)лад..т. Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни виден (К, к)ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы (судо)р..монтных верфей выход..т прямо из воды. (По Р. Погодину)
-
Дачный поселок расположился на песчаной(2) горе у самого моря. За деревянными домиками раскинулся сосновый бор. Внизу, под горой, серая лента шоссе. По одну её сторону заросли малины, черёмухи. По другую − песок, зелено-голубая осока, источенные водой камни и море.Море неспокойное, но прекрасное. Оно волнуется, вздыхает. Это ветер треплет его пенистые волны, и они выплёскиваются на берег. А бывает, заспорит(3) (возможно: заспорят(3)) о чем-то море с ветром. Тяжёлые валы нальются безысходной яростью, заревут, загрохочут.(4) Словно желая их приободрить, загудят на горе́ сосны: они ведь тоже с неистовым ветром не ладят.Но чаще всего море спокойно и блестит, будто его начистили. В такие дни виден Кронштадт. Он за горизонтом, и поэтому кажется, что трубы судоремонтных верфей выходят прямо из воды.
-
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.
-
Морфемный и словообразовательный разборы слова
песчаной(2) Песч –ан - ой песчаной← песок (суффиксальный способ)
-
Морфологический разбор слова
заспорит(3) 1. Заспорит (что сделает?) – глагол, н. ф. – заспорить. 2. Пост. – сов. вид, невозвр., непереход., II спр.; непост. – в форме изъявит. накл., буд. вр., 3-е л., ед. ч. 3. В предложении является сказуемым.
-
Синтаксический разбор предложения
Тяжёлые валы нальются безысходной яростью, заревут, загрохочут.(4) Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми. Грамматическая основа: валы (подлежащее, выражено именем существительным), нальются, заревут, загрохочут (однородные сказуемые, выражены глаголами). Второстепенные члены предложения: (валы) тяжёлые – определение, выражено именем прилагательным; (нальются) яростью – дополнение, выражено именем существительным;(яростью) безысходной – определение, выражено именем прилагательным.
-
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
А бывает, заспорит о чём-то море с ветром. Бывает в слове 6 букв и 7 звуков, так как буква е обозначает два звука после гласного – [й’] и [э].
-
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Жалюзи, языковой (факт), позвонишь, кухонный. Жалюзи́, языково́й (факт), позвони́шь‚ ку́хонный
-
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Не всякое гусиное перо годилось для письма, из десяти выбиралось одно-два. Не (част.)всякое (мест.) гусиное (прил.) перо (сущ.) годилось (глаг.) для (предл.) письма (сущ.), из (предл.)десяти (числ.)выбиралось (глаг.) одно-два (числ.).
-
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) пирог более вкуснее 2) с шестьюстами страницами 3) забавный шимпанзе 4) для обоих сестёр Пирог более вкусный(или вкуснее),для обеих сестёр.
-
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.)
1) Утром воздух чистый и влажный. 2) Темна и безлунна осенняя ночь. 3) Роса на траве след ночного тумана. 4) Стройный клён желтеет под окошком. Роса на траве − след ночного тумана; обоснование выбора предложения: В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им.п.
-
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских бабочек и ночных жуков. 2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз. 3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат. 4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой. Пропой-ка нам, соловушка, свою нежную и трогательную песенку ещё раз; (обращение)
-
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9 -14.
(1)На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.
-
(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли ,а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.
-
(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и спасибо ей за это…(По Н. Орловой)
-
Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста. Особое отношение к солонке как к почитаемому на Руси предмету отражается в народных обычаях, в творчестве русских мастеров.
-
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план. 1. Особое отношение к солонке на Руси. 2. Солонки-утицы на Русском Севере. 3. Солонки-кресла в Поволжье.
-
Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество?
Ответ может быть сформулирован так: На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. Хлеб и соль на Руси считались символом благополучия, а соль в праздничные дни насыпали в деревянную расписную солонку. Яркая роспись – одно из свидетельств особого отношения мастеров к солонке.
-
Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялосьбы в другом значении.
Отводили – направляли в сторону. На прошлой неделе мы с сестрой дважды отводили младшего брата в детский сад
-
Определите стилистическую принадлежность слова «издревле» из предложения 2, запишите.Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
издревле – книжное; издревле – всегда, давно, издавна.
-
Объясните значение фразеологизма задирать нос, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Задирать нос – зазнаваться, важничать‚ ставить себя выше других, превозносить себя; Мой одноклассник стал победителем олимпиады по математике и заболел «звёздной болезнью». Мы с ребятами по-дружески попросили его не задирать нос, ведь неприятно общаться с зазнайкой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.