Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация по русскому языку, предназначенная для учеников начальных классов. Благодаря данной работе школьникам будет проще узнать о глаголе и его начальной форме. Наглядные примеры и тематические задания заметно упрощают процесс обучения.
Учитель начальных классов МБОУ “СОШ № 47" г. Перми Круглова Татьяна Юрьевна
Слайд 2
Пкчаг
ТЬ
ТИ
ЧЬ
Телеграмма
Остров Глаголов Срочно приезжайте! Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.
Слайд 3
остров Глаголов
Н.В.
Б.В.
П.В.
выглянул
верит
прилетит
маленький
везти
плывём
читал
думать
ответит
одиннадцать
испечь
пели
строить
рисую
ходьба
стричь
посмотрит
нести
Слайд 4
остров Глаголов
Н.В.
Б.В.
П.В.
везти
думать
испечь
строить
стричь
нести
выглянул
верит
прилетит
плывём
читал
ответит
рисую
пели
посмотрит
Слайд 5
думать
строить
везти
нести
испечь
стричь
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА
Что делать? Что сделать?
12 3 6 9
.
.
.
1, 2, 3, 4
ТЬ ТИ ЧЬ Н.ф.
Слайд 6
лить слёзы
глотать воду
витать в облаках
говорить неправду
бить баклуши
повесить нос
держать язык за зубами
плакать
пить
мечтать
лгать
бездельничать
грустить
молчать
Слайд 7
Без дела … - небо … .
Умелые руки … скуки.
Доброе дело само себя ... .
(не)знать
хвалить
жить
коптить
Слайд 8
Без дела … - небо … .
Умелые руки … скуки.
Доброе дело само себя .
Н.в., мн.ч.
Н.ф.
Н.ф.
Н.в., ед.ч.
не знают
хвалит
жить
коптить
Слайд 9
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идёт Гвидон.
П.в., мн.ч.
П.в., мн.ч.
Н.в., ед.ч.
запалить
палить
зазвонить
звонить
идти
Слайд 10
пали
запали
звони
зазвони
ть ть ть ть
разные слова
следи за
Слайд 11
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идёт Гвидон.
П.в., мн.ч.
П.в., мн.ч.
Н.в., ед.ч.
запалить
палить
зазвонить
звонить
идти
Слайд 12
Пкчаг
ТЬ ТИ ЧЬ
Неопределённая форма глагола
что делать? что сделать?
12 3 6 9
.
1, 2, 3, 4
Слайд 13
Домашнее задание
Запиши 10 глаголов в неопределённой форме
что делать?
что сделать?
Составь с ними несколько
(3 - 5) предложений.
Посмотреть все слайды
Конспект
Разработка урока
Тема: “Поговорим о начальной форме глагола"
Цель: Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных форм глагола глаголы неопределённой формы и от глаголов неопределённой формы временные формы.
Ход урока:
1) Организационный момент.
СЛАЙД 1.
- Ребята, какой у нас будет урок? (Урок русского языка)
- Почему вы так решили? (К нам пришёл человечек по имени Пкчаг – Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно.)
- Чем мы будем заниматься на уроке? (Человечек Пкчаг принёс нам новое правило и телеграмму.)
- На телеграмме нет подписи, но есть адрес: остров Глаголов. Прочитайте её. (Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.)
- Вы согласны отправиться в путешествие? Итак, в путь. Нас ждёт остров Глаголов.
2) Актуализация знаний.
СЛАЙД 2.
- Перед вами остров Глаголов. Расскажите всё, что вы знаете о жителях этого острова? (Глаголы – это …)
- А вот и жители этого острова. (Выглянул, верит, прилетит, думать, маленький, везти, плывём, читал, ответит, одиннадцать, испечь, строить, рисую, пели, ходьба, стричь, посмотрит, нести.)
- Проверь, все ли они живут на острове Глаголов? (Нет, маленький – это имя прилагательное, одиннадцать – это имя числительное, ходьба – это имя существительное.)
- Злой волшебник заколдовал их, и они не могут попасть в свои домики. Помогите им. (Дети выполняют задание.)
СЛАЙД 3.
Проверка задания.
- Каким глаголам вы не смогли помочь? (Думать, везти, испечь, строить, стричь, нести.)
3) Постановка учебной задачи.
СЛАЙД 4.
- Оказывается, эти глаголы - жители другого домика. (появляется домик) Домика, который называется “Неопределённая форма". (появляется заголовок)
- Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Сегодня на уроке мы должны узнать, какие глаголы называются глаголами неопределенной формы.)
4) Поиск решения проблемы.
- (появляются часы) Посмотрите на часы. Можно ли по ним определить время? (нет времени, дети пробуют определить время глаголов)
- (появляется маска) Маска в переводе с др. русского – “личина" (лицо). Определить лицо у глаголов. (нет лица, дети пробуют определить лицо)
- (появляются числа) Определите число этих глаголов? (нет числа)
- (появляются мальчик с девочкой) Что ещё мы можем определить у некоторых глаголов? (род) Определите его. (нет рода)
- Прочитайте ещё раз эти глаголы. На какие вопросы они отвечают? (что делать? что сделать?)
- Итак, посмотрите на домик и скажите, какие глаголы называются глаголами неопределённой формы? (дети говорят правило)
- А теперь проверьте, что записано в правиле на странице 88 учебника.
(появляются карточки на стенах домика ТИ, ТЬ, ЧЬ)
- Почему на стенках домика появились карточки? (Потому что все глаголы неопределённой формы оканчиваются на ТИ, ТЬ, ЧЬ. Они выделяются красным цветом)
- Какой же частью слова являются эти сочетания, узнайте из сообщения на странице 91. (дети читают правило)
- Что вы узнали о сочетаниях ТИ, ТЬ? (Это или окончание или суффикс, в основу не входит)
- Что вы узнали о сочетании ЧЬ? (Это часть корня)
5) Формулировка правила.
- Расскажите всё, что запомнили о жителях домика под названием неопределённая форма? (2-3 человека проговаривают правило)
В своих тетрадях неопределённую форму глагола мы будем сокращённо писать так: Н.ф.
6) Закрепление изученного.
СЛАЙД 5.
1) Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме.
Лить слёзы плакать
Глотать воду пить
Витать в облаках мечтать
Говорить неправду лгать
Бить баклуши бездельничать
Повесить нос грустить
Держать язык за зубами молчать
СЛАЙД 6.
У жителей острова Глаголов праздник. Посмотрите, какие воздушные шары летают над островом. Прочитайте.
- Что вы можете сказать про эти глаголы? (Все глаголы в неопределённой форме)
- Почему?
(появляются пословицы)
2) Вставьте в пословицы подходящие по смыслу глаголы.
- Что надо сделать, чтобы грамотно записать эти пословицы? (От неопределённой формы образовать временные формы глагола)
- Запишите пословицы и определите у глаголов время и число.
Умелые руки … скуки. жить
Без дела … – небо … . (не) знать
Доброе дело само себя … . коптить
хвалить
СЛАЙД 7.
Проверка задания.
СЛАЙД 8.
3) Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идёт Гвидон.
- Найдите глаголы. Укажите их время, число. Запишите правее неопределённую форму глагола.
- Посмотрим, как вы выполнили это задание.
запалить палить
зазвонить звонить
идти
- Почему у глагола запалили и зазвонили 2 глагола неопределённой формы? Может ли такое быть? Давайте разберёмся.
СЛАЙД 9.
Палить Звонить
Запалить Зазвонить
- Это разные слова или форма слова? (Разные слова)
- Почему? (Разные основы)
- А могут ли 2 разных слова быть неопределённой формой одного глагола? (нет) Значит одно из них подобрано неверно.
Поэтому при поиске неопределённой формы, при образовании её от временных форм важно не перейти с одного глагола на другой.
Для этого нужно следить за приставкой. Если в глаголе есть приставка, то и у глагола в неопределённой форме тоже должна быть приставка. А если приставки у глагола нет, то её недолжно быть и у глагола в неопределённой форме.
СЛАЙД10.
- Вернёмся к отрывку А.С.Пушкина.
- Что вы скажите о глаголе запалили? (есть приставка)
- Какой же глагол вы должны были написать в неопределённой форме? (запалить)
- А что вы скажите о глаголе зазвонили?
- Какой должен быть глагол в неопределённой форме? (зазвонить)
- Как правильно находить неопределённую форму? За чем важно следить? Почему?
7) Итог урока.
СЛАЙД 11.
- Что нового вы узнали, путешествуя по острову Глаголов?
- Давайте попрощаемся с жителями этого острова и вместе с человечком Пкчаг вспомним все, что мы узнали про глаголы в неопределённой форме.
Оцените свою работу на уроке. Подойдите к человечку и подарите ему свои магнитики.
Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красный магнитик;
Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – синий магнитик;
Тот, кому что-то было непонятно на уроке – зелёный магнитик.
Я за работу на уроке поставила вам такие оценки…
8) Домашнее задание.
СЛАЙД 12.
- Запиши 10 глаголов неопределённой формы и составь с ними несколько предложений.
Разработка урока
Тема: “Поговорим о начальной форме глагола"
Цель: Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных форм глагола глаголы неопределённой формы и от глаголов неопределённой формы временные формы.
Ход урока:
1) Организационный момент.
СЛАЙД 1.
- Ребята, какой у нас будет урок? (Урок русского языка)
- Почему вы так решили? (К нам пришёл человечек по имени Пкчаг – Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно.)
- Чем мы будем заниматься на уроке? (Человечек Пкчаг принёс нам новое правило и телеграмму.)
- На телеграмме нет подписи, но есть адрес: остров Глаголов. Прочитайте её. (Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.)
- Вы согласны отправиться в путешествие? Итак, в путь. Нас ждёт остров Глаголов.
2) Актуализация знаний.
СЛАЙД 2.
- Перед вами остров Глаголов. Расскажите всё, что вы знаете о жителях этого острова? (Глаголы – это …)
- А вот и жители этого острова. (Выглянул, верит, прилетит, думать, маленький, везти, плывём, читал, ответит, одиннадцать, испечь, строить, рисую, пели, ходьба, стричь, посмотрит, нести.)
- Проверь, все ли они живут на острове Глаголов? (Нет, маленький – это имя прилагательное, одиннадцать – это имя числительное, ходьба – это имя существительное.)
- Злой волшебник заколдовал их, и они не могут попасть в свои домики. Помогите им. (Дети выполняют задание.)
СЛАЙД 3.
Проверка задания.
- Каким глаголам вы не смогли помочь? (Думать, везти, испечь, строить, стричь, нести.)
3) Постановка учебной задачи.
СЛАЙД 4.
- Оказывается, эти глаголы - жители другого домика. (появляется домик) Домика, который называется “Неопределённая форма". (появляется заголовок)
- Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Сегодня на уроке мы должны узнать, какие глаголы называются глаголами неопределенной формы.)
4) Поиск решения проблемы.
- (появляются часы) Посмотрите на часы. Можно ли по ним определить время? (нет времени, дети пробуют определить время глаголов)
- (появляется маска) Маска в переводе с др. русского – “личина" (лицо). Определить лицо у глаголов. (нет лица, дети пробуют определить лицо)
- (появляются числа) Определите число этих глаголов? (нет числа)
- (появляются мальчик с девочкой) Что ещё мы можем определить у некоторых глаголов? (род) Определите его. (нет рода)
- Прочитайте ещё раз эти глаголы. На какие вопросы они отвечают? (что делать? что сделать?)
- Итак, посмотрите на домик и скажите, какие глаголы называются глаголами неопределённой формы? (дети говорят правило)
- А теперь проверьте, что записано в правиле на странице 88 учебника.
(появляются карточки на стенах домика ТИ, ТЬ, ЧЬ)
- Почему на стенках домика появились карточки? (Потому что все глаголы неопределённой формы оканчиваются на ТИ, ТЬ, ЧЬ. Они выделяются красным цветом)
- Какой же частью слова являются эти сочетания, узнайте из сообщения на странице 91. (дети читают правило)
- Что вы узнали о сочетаниях ТИ, ТЬ? (Это или окончание или суффикс, в основу не входит)
- Что вы узнали о сочетании ЧЬ? (Это часть корня)
5) Формулировка правила.
- Расскажите всё, что запомнили о жителях домика под названием неопределённая форма? (2-3 человека проговаривают правило)
В своих тетрадях неопределённую форму глагола мы будем сокращённо писать так: Н.ф.
6) Закрепление изученного.
СЛАЙД 5.
1) Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме.
Лить слёзы плакать
Глотать воду пить
Витать в облаках мечтать
Говорить неправду лгать
Бить баклуши бездельничать
Повесить нос грустить
Держать язык за зубами молчать
СЛАЙД 6.
У жителей острова Глаголов праздник. Посмотрите, какие воздушные шары летают над островом. Прочитайте.
- Что вы можете сказать про эти глаголы? (Все глаголы в неопределённой форме)
- Почему?
(появляются пословицы)
2) Вставьте в пословицы подходящие по смыслу глаголы.
- Что надо сделать, чтобы грамотно записать эти пословицы? (От неопределённой формы образовать временные формы глагола)
- Запишите пословицы и определите у глаголов время и число.
Умелые руки … скуки. жить
Без дела … – небо … . (не) знать
Доброе дело само себя … . коптить
хвалить
СЛАЙД 7.
Проверка задания.
СЛАЙД 8.
3) Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идёт Гвидон.
- Найдите глаголы. Укажите их время, число. Запишите правее неопределённую форму глагола.
- Посмотрим, как вы выполнили это задание.
запалить палить
зазвонить звонить
идти
- Почему у глагола запалили и зазвонили 2 глагола неопределённой формы? Может ли такое быть? Давайте разберёмся.
СЛАЙД 9.
Палить Звонить
Запалить Зазвонить
- Это разные слова или форма слова? (Разные слова)
- Почему? (Разные основы)
- А могут ли 2 разных слова быть неопределённой формой одного глагола? (нет) Значит одно из них подобрано неверно.
Поэтому при поиске неопределённой формы, при образовании её от временных форм важно не перейти с одного глагола на другой.
Для этого нужно следить за приставкой. Если в глаголе есть приставка, то и у глагола в неопределённой форме тоже должна быть приставка. А если приставки у глагола нет, то её недолжно быть и у глагола в неопределённой форме.
СЛАЙД10.
- Вернёмся к отрывку А.С.Пушкина.
- Что вы скажите о глаголе запалили? (есть приставка)
- Какой же глагол вы должны были написать в неопределённой форме? (запалить)
- А что вы скажите о глаголе зазвонили?
- Какой должен быть глагол в неопределённой форме? (зазвонить)
- Как правильно находить неопределённую форму? За чем важно следить? Почему?
7) Итог урока.
СЛАЙД 11.
- Что нового вы узнали, путешествуя по острову Глаголов?
- Давайте попрощаемся с жителями этого острова и вместе с человечком Пкчаг вспомним все, что мы узнали про глаголы в неопределённой форме.
Оцените свою работу на уроке. Подойдите к человечку и подарите ему свои магнитики.
Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красный магнитик;
Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – синий магнитик;
Тот, кому что-то было непонятно на уроке – зелёный магнитик.
Я за работу на уроке поставила вам такие оценки…
8) Домашнее задание.
СЛАЙД 12.
- Запиши 10 глаголов неопределённой формы и составь с ними несколько предложений.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.