Содержание
-
Презентация НОД поОБЖ в подготовительной группе«Поход с доктором Травкиным - 2».Тема: «Безопасное лето. Насекомые.»
Автор: Сикорская Инна Сергеевна, МБДОУ ЦРР детский сад № 58 «Белочка», г. Мытищи
-
Цель: Дать детям представление о разнообразных опасных и полезных насекомых. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылки экологического сознания.
Задачи:- Закрепить знания о многообразии растительного и животного мира; - Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости в природе. - Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых, с которыми они встречаются в природе. - Сформировать понятие о правилах поведения при встрече с разными насекомыми. - Формировать представление о том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности. - Развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность. - Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственность за ее сохранение; - Способствовать развитию мышления, воображения, любознательности, - Закреплять правильное звукопроизношение, развивать диалогическую и монологическую речь детей, активизировать и обогащать активный словарь; - Формировать умение восхищаться прекрасным, находясь на природе. - Развивать быстроту и ловкость.
-
Оборудование: Иллюстрации и слайды с изображением луга и леса, полезных насекомых, насекомых-вредителей, хищников и опасных насекомых, аудиозапись «звуки луга», костюм доктора Травкина, гимнастическая скамейка, обруч, мяч, проектор, экран. Предварительная работа: беседы на темы: «Насекомые», «Лес» и «Луг», «У реки», «В лесу», дидактические игры, наблюдения в природе, чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; подвижные игры «День-ночь», «У медведя во бору», рассматривание иллюстраций насекомых, отгадывание загадок на протяжении учебного года.
-
Ход НОД
На экране появляется Доктор Травкин. - Здравствуйте, ребята! На улице такая прекрасная погода, что у меня возникло желание пойти в поход. Не хотите составить мне компанию? (Ответы детей) - Знаете, зачем я взял с собой лупу? Чтобы рассматривать насекомых! Это сегодня цель моего похода. Я и вас познакомлю с этим прекрасным и огромным миром маленьких существ. Готовы отправляться? (Ответы детей) - Давайте вспомним правила поведения на природе. (Ответы детей) В поход всегда надевай головной убор. Нужна удобная закрытая обувь, заправленные в носки длинные брюки, заправленная рубашка с длинным рукавом. Не бери в поход лишние предметы. В походе всегда нужно держаться вместе и не отставать. Открытые участки тела необходимо обрабатывать средством от комаров. Не нужно бездумно рвать цветы и травы, грибы и ягоды. Никогда не оставляй мусор после себя, береги природу. ДТ: - Молодцы, ребята. Вижу, вы готовы идти в поход. Чтобы нам оказаться на природе, мы должны взяться за руки и пройти змейкой через тоннель из трех обручей. Цепочку не разрывать! (Дети проходят через тоннель и садятся на ковер).
-
ДТ: Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит запись «Звуки луга» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12747746409124090657&text=%D0%B7%D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%B8%20%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C&path=wizard&parent-reqid=1589286802455601-606189660502261305000239-production-app-host-vla-web-yp-324&redircnt=1589286901.1 ) ДТ: Где мы с вами оказались? (Ответы детей: на лугу) Где бы мы ни находились – в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми. Когда в душистом сквозняке Присядешь летом в сосняке, Внимательно вглядись вокруг Ты многое заметишь, друг. Личинку тащит муравей, Спешит куда-то меж корней Большой сосны. На толстый сук Уселся золотистый жук. Порхает легкий мотылек, Пьет хоботком душистый сок. И собирает мед пчела. Все заняты, у всех дела. Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь.
-
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации.
Правильный ответ - Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, кузнечик). - Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего? ДТ: Совершенно верно. Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. Насекомыми называют живых существ, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два усика, средней части и брюшка. Насекомые есть крылатые и бескрылые. Давайте рассмотрим насекомых с помощью моей увеличительной лупы, а я расскажу вам о них. Усаживайтесь поудобнее. (На экране появляются изображения насекомых).
-
Муха-журчалка.Еще ее называют вертолетиком, она умеет зависать в воздухе на одном месте. Преимущественно охотится на тлю, садовых вредителей. Взрослые журчалки похожи на пчел, шмелей, ос и пилильщиков. Веселая дружелюбная, безобидная для человека мушка. Красотел пахучий. Ведёт ночной образ жизни и прячется под бревнами, камнями или в расщелинах почвы в течение дня. Быстро убегает при опасности. Умеет летать, но редко делает это. Очень нарядный и дружелюбный жучок. Семиточечная коровка. Названа так потому, что на крыльях 7 точек. Живет на лугах, в садах, парках, на клумбах. Питается тлей, поедая ее в больших количествах, чем приносит огромную пользу растениям. Златоглазка обыкновенная. Уничтожает вредителей, несмотря на свой нежный вид: прозрачные тоненькие крылышки, нежное тельце, тоненькие усики. Златоглазки полезны в садах и на огородах, она – большой помощник.
-
Муравей. Легко узнать черных или коричневых муравьёв по узким талиям, выпуклым брюшкам и локтевым усикам. Это санитары леса. Муравьи поедают вредителей. В большинстве случаев, когда наблюдаете за ними, видите рабочих, все из них — самки. Жужелица садовая. Встречается на открытых площадях. Активна ночью и охотится на дождевых червей и т.д. на лесной подстилке. Узнаваема по рядам золотых углублений на крыльях. Кузнечик зеленый. Живет на деревьях и на лугах, усеянных кустарниками, поедает растительность и других насекомых. Кузнечик Степная дыбка. Гигантский хищник оснащен острыми шипами по всей длине передних лап и сильными челюстями. Ждет, не двигается и широко раскрывает передние лапки, как в ложные дружеские объятия.
-
Клоп-водомерка. Бегают группами по прудам и ручьям. Тела тонкие, темные, длиной более 5 мм. Короткими передними лапками ловят насекомых и поедают их на поверхности воды. Сколопендра. Ненасытный хищник питается беспозвоночными, такими как сверчки, черви и тараканы, а также охотится на ящериц. Оса. Осы хищные паразиты и сладкоежки, имеют жало, которое легко удаляется из жертвы после укуса. Первыми не нападают на людей, если их не трогать. Богомол. Использует остроконечные передние лапы для ловли живых насекомых. Когда встревоженный богомол принимает «угрожающий» вид, он поднимает и шуршит крыльями, демонстрирует предупреждающую окраску. Стрекоза. Ловит добычу, хватая ее лапками. Основной корм – комары. Эффективный охотник, поедает огромное количество комаров.
-
ДТ: - Ребята, в моем рассказе вы обратили внимание на то, что все эти насекомые питаются другими насекомыми? Так оно и есть. Эти насекомые – хищники. Но это вовсе не значит, что они все опасны для человека, вовсе нет. Большинство из них приносит огромную пользу, поскольку уничтожают вредителей в садах, лесах, парках, лугах, у воды и на полях. - А теперь давайте с вами перейдем по мостику через речку и пойдем к лесному озеру. Там очень красиво и интересно! (Дети, расставив руки в стороны, проходят по гимнастической скамейке).
-
ДТ: Предлагаю вам сделать зарядку. Физкультминутка. «Гусеница» ( координация речи с движением) Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя) У людей зовётся «кокон». Свив на ветке этот дом, (вращают руками) Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой) Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой) Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх) Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово) Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются) Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко, поворот вокруг себя) Гусенице не до сна. (грозят пальцем) Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
-
ДТ: Да, ребята, в мире насекомых наряду с полезными есть и опасные для жизни и здоровья человека. Например, сколопендра. (Изображение на экране). Она может по ошибке напасть на человека, но яда недостаточно, чтобы убить или парализовать взрослого человека. Она более опасна для ребенка, у которого еще не сформировался крепкий иммунитет. При встрече с многоножкой не нужно пытаться брать ее в руки, скорее всего она сама убежит. Если же она вас укусила, то обязательно промойте место укуса с мылом, обработайте рану, примите обезболивающее и лекарство от аллергии и обратитесь к врачу. Осторожно, опасные насекомые! ДТ: Отдохнули? Отлично. Посмотрите вокруг: какая красота! Помним правила поведения возле водоема? (Ответы детей) - Не заходи в воду без сопровождения взрослого! Поскольку я тут с вами один взрослый, мы купаться не будем, а поговорим о насекомых. Каких насекомых чаще всего можно встретить у водоема? (Ответы детей: клоп-водомерка, жук-плавунец, комар и стрекоза). ДТ: Правильно, молодцы! Но мы с вами возлелесногоозера, значит нас может подстерегать опасность… Какая? (Клещи) Как мы защищаемся от клещей? (Правильная одежда) - А от комаров? (Средства, отпугивающие комаров)
-
Осторожно, опасные насекомые! - Укус клеща опасен в мае и сентябре, клещи могут переносить опасное заболевание. Как нужно защищаться от укуса клеща? (Ответы детей: Чтобы этого не случилось, нужно правильно одеваться для похода в лес и проверять свое тело по возвращении из леса). - Так же, надо стараться избегать неприятностей при встрече с осами. Укус осы очень болезненный, на него бывает аллергия. Что надо делать. Чтобы не привлекать внимание ос? (Ответы детей: Не брать с собой в лес сладости, а продукты не оставлять открытыми, чтобы не привлекать насекомых). - Совершенно верно. Если же все-таки оса укусила, проверьте место укуса – нужно удалить жало. Промыть место укуса водой с мылом и приложить содовый раствор или лист календулы. Так же принимаются меры при укусе пчелы, шершня или шмеля. - Не нужно располагаться для привала вблизи муравейника, муравьи охраняют свою территорию. Не трогайте муравьев, не разрушайте их жилище, и они не тронут вас.
-
Осторожно, опасные насекомые.
ДТ: обобщим ваши знания. (Дети рассказывают о том, что узнали об опасных насекомых).
-
ДТ: Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый – ответ». (Анализ и синтез)
(Взрослый в кругу с мячом. Называет 4 слова и кидает мяч. Поймавший должен назвать нужное слово). Что подходит муравью: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник; Что подходит пчелке: спинка, гнездо, вредитель, трудолюбивая; Что подходит кузнечику: полосатый, нектар, «чемпион по прыжкам», ползает; Что подходит бабочке: улей, мохнатая, большие глаза, порхает; Что лишнее: бабочка, стрекоза, жук, паук; Что лишнее: оса, шершень, божья коровка, комар; Что лишнее: бабочка, жужелица, куколка, гусеница. Что лишнее: заяц, ёж, лиса, шмель. Что лишнее: трясогузка, паук, скворец, сорока. Что лишнее: бабочка, стрекоза, муравей, енот. Что лишнее: лягушка, комар, жук, бабочка.
-
ДТ: Очень хорошо поиграли, молодцы! А сейчас еще одна игра: «Где чей дом?» (Дети называют, кто где живет).
-
Внимание – опасность! Осиное гнездо!
ДТ: Вот посмотрите еще несколько домиков насекомых. - Никогда не подходите близко и не тянитесь палкой к осиному гнезду. Осы, почуяв опасность, нападают всем роем и жалят, охраняя свой дом. Такое приключение может закончиться смертельным исходом. Такое же или очень похожее гнездо строят шершни. Они крупнее ос и кусают сильнее. Смотришь иной раз – висит такой фонарь и гудит! Сильно гудит! Значит, надо убежать подальше, пусть занимаются своим делом. ДТ: Если увидите дырочки в земле или обрывистом берегу, не тыкайте туда палочкой. Это может быть норка шмелей.Мирные мохнатые ребята-шмелята будут защищать свое гнездо. Тогда обидчику не поздоровится. Ведь шмель – это насекомое какое? (Жалящее) Опасно! Норка шмелей! Шершень
-
Осторожно, пасека!
- А это чьи домики? (Ответы детей) - Да. Это пасека. Городок, где живут пчелки-труженицы. Только детям там не место. Работает с пчелками только их хозяин - пасечник. Он умеет обращаться с мохнатыми работницами, умеет защищаться от их укусов, когда собирает мед из ульев. И пасечник же заботится о пчелах зимой, подкармливает их и не дает замерзнуть. Внимание: муравейник! ДТ: Чей же это домок-теремок? (Ответы детей) Это муравейник, правильно. Маленькие муравьишки – большие труженики. Они не только спасают лес от вредителей, но еще и строители, и няньки для своих малышей. Только устраивать привал рядом с муравейником не стоит, а тем более разрушать его. Берегите муравейники!
-
ДТ: Ребята, здесь недалеко есть домик лесника. Хотите зайти к нему в гости? (Ответы детей) Сначала сделаем зарядку. На лугу поутру мы затеяли игру (Дети сидят на корточках) Ты – ромашка, я – вьюнок. Становитесь в наш венок. (Взялись за руки построились в круг) Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу) А теперь мы – ручейки, побежим вперегонки, (Бег по кругу) Прямо к озеру спешим, (Смыкание в круг) Станет озеро большим. (Делаем большой круг) Вся природа дивным цветом расцвела. Спасибо, лето!!! (Дети кланяются)
-
ДТ: Вот и дом лесника. А кто такой лесник? (Ответы детей) - Да, лесник – человек, который живет в лесу и заботится о сохранности растительного и животного мира в нем. Располагайтесь на поляне перед домом, а лесник Федор Иванович расскажет вам о насекомых-вредителях. Внимание! Насекомые – вредители. ФИ: - Здравствуйте, ребята. В природе есть как полезные насекомые, так и насекомые – вредители. Вот у меня в саду, например, завелся вредитель- малиново-земляничный долгоносик. С виду очень симпатичный, но вредит ягодам малины. Он хоботком протыкает ягодку и пьет сладкий сок. От этого ягоды имеют жесткую сухую каемочку по краям. Наверное, вы такие встречали. Но он вредит и клубнике, и землянике. А справиться с нашествием долгоносиков способны муравьи. Они мои помощники.
-
Внимание! Насекомые – вредители.
А еще напала тля. Это маленькие серые или зеленые букашки, которые поселяются колониями и обгрызают все листья растений, оставляя голые палки. С тлей бороться мне помогают божьи коровки и мухи-журчалки. Здорово они с ней расправляются! Тля Еще вредитель – белокрылка. С виду милая бабочка. Но она откладывает яйца на нижней стороне листьев растений. Из яиц вылупляются личинки, которые объедают листья и растение гибнет. Белокрылокловят паучки, богомолы и кузнечики. А личинок уничтожают муравьи и личинки златоглазки. Так что, у моего сада много друзей среди насекомых. ФИ: - Моя работа, ребята, беречь лес. Лес – это часть природы, которая нас окружает. В лесу растения и животные, птицы и насекомые, рыбы в водоемах – все взаимосвязано, все друг другу необходимо. Я буду очень рад, если вы станете настоящими друзьями природы – юннатами, что значит «юными натуралистами».
-
Красная книга
ФИ: Вы знаете, что существует Красная книга? (Ответы детей) Так вот в этой книге записаны и насекомые, которые могут навсегда исчезнуть на нашей планете. (Дети рассматривают иллюстрации и называют насекомых). ФИ: - И ведь это далеко не все виды. К сожалению, таких насекомых очень много. - Что мы должны делать. Чтобы этого не случилось? (Ответы детей) Чтобы этого не случилось, мы должны бережно относиться к природе, ко всему живому, что нас окружает.
-
ДТ: Ну вот, ребята, нам пора. Скажем спасибо Федору Ивановичу за интересный рассказ и будем собираться домой. Нам нужно перейти речку (дети проходят по гимнастической скамье), пройти лабиринт из трех обручей, взявшись за руки (дети проходят лабиринт). Вот мы и в детском саду. Присядьте на ковер, отдохните и разгадайте загадки. Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит: Сядет и укусит. (Комар.) Целый день летает, Всем надоедает. Ночь настанет- Тогда перестанет. (Муха.) Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит-будет плохо. (Оса.) Не птица, а с крыльями. Над цветами летает, Медок собирает. (Пчела.) Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (Бабочка). Я работаю в артели у корней лохматой ели. По буграм тащу бревно – больше плотника оно. (Муравей.) У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела. И большие - большие глаза, Называют ее… (стрекоза). Всех жучков она милей, Спинка алая на ней. А на ней кружочки Черненькие точки. (Божья коровка).
-
ДТ: Молодцы, друзья мои. Нам осталось подвести итог нашего похода. Вы устали? (Ответы детей.) Многое узнали? (Ответы детей). Было интересно? (Ответы детей). Только честно-честно! (Ответы детей). Отлично. Теперь сформулируем правила общения с насекомыми в природе. Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми. (Дети самостоятельно формулируют правила по наводящим вопросам). Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых. - Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор. - Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить. - Если около вас летает пчела или оса, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. - Если при укусе осталось жало пчелы или осы, его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором. - Встретив на пути муравьев, не трогайте их, понаблюдайте за ними. Не будешь им мешать, они тебя не укусят. - От комаров надо защищаться, используя средства, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает у водоема, вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.
-
Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми
- Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять продукты, которые пригодны для их питания и для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице. - Опасное насекомое – клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть. Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу. - Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов. Берегите насекомых! ДТ: На этом мы с вами прощаемся. До новых встреч, друзья! Надеюсь, мы с вами сходим в поход еще много раз.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.