Презентация на тему "Полисемия (многозначность)"

Презентация: Полисемия (многозначность)
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, благодаря которой учащиеся познакомятся с таким термином, как полисемия и узнают, что он означает. Данная работа больше рассчитана на практическую работу, чтобы закрепить уже пройденный материал.

Краткое содержание

  • Изучаем полисемию
  • Фразеология, "крылатые выражения"
  • Правописание суффиксов причастий и прилагательных (-н-, -нн-)
  • Практические задания

Содержание

  • Презентация: Полисемия (многозначность)
    Слайд 1

    Полисемия(многозначность слов)Урок- практикум

    Учитель русского языка и литературы Матвеева Е.Б.

    ГОУ СОШ № 364 Санкт - Петербург

  • Слайд 2

    Задачи занятия

    1. Рассмотреть роль явления – полисемии.

    2.Узнать, почему существует связь контекст- полисемия.

    3.Повторить понятия «фразеология» и «крылатые слова».

    4.Повторить правописание суффиксов причастий и прилагательных (-н-, -нн-)

  • Слайд 3

    Характер заданий

    • Анализ текста (наличие многозначных слов)
    • Установление связи значения слова и контекста
    • Двоякое толкование значения слов в тексте
    • Выбор слова, соответствующего контексту
    • Установление значения и происхождения наиболее употребительных «крылатых слов»
  • Слайд 4

    Справка Полисемия – «поли» – много, «сема» –значение.Значение помогает установить толковые

    словари.Прямое и переносное значение слов.

  • Слайд 5

    Задание 1

    Какое значение имеет слово «дом» в следующих словах?

    1.Господский дом уединенный…стоял над речкою…

    2.Она правила всем домом.

    3.Весь дом был в движении: кто-то работал пылесосом, кто-то мыл посуду, кто-то гладил белье.

    4.Меня три дома на вечер зовут.

  • Слайд 6

    Проверь себя

    1. Здание, сооружение

    2.Всем хозяйством в доме

    3.Все люди, живущие в доме

    4.Три семьи приглашают в гости

  • Слайд 7

    Задание 2

    • Найти слова с прямым и переносным значением.
    • Как появилось переносное значение?
    • В скобках запишите синонимы.

    1.Холодный ( ) прием

    2.Холодная ( ) голова

    3.Холодный ( ) прием

    4.Холодный ( ) суп

    5.Холодные ( ) страны

    6.Холодное ( ) пальто

  • Слайд 8

    Проверь себя

    Холодный

    1.Холодный (равнодушный, официальный) прием

    2.Холодная ( умеющая здраво рассуждать) голова

    3.Холодный (спокойный, беспристрастный) анализ

    4.Холодный (остывший) суп

    5.Холодные ( северные, с холодным климатом) страны

    6.Холодное ( демисезонное, без теплой подкладки) пальто

  • Слайд 9

    Задание 3 третий «лишний»

    1.Одет со вкусом 1. Свадебный наряд

    2.Приятный на вкус 2. Осенний наряд

    3.Вкус лимона 3.Наряд вне очереди

    1.Сила воли 1.Выполнить долг

    2.Воля к победе 2.По долгу службы

    3.Дать волю 3.Жить в долг

  • Слайд 10

    что такое фразеологизм ?

  • Слайд 11

    Фразеологизм (идиомы, устойчивые словосочетания)

    • Называют одно понятие
    • Не могут быть разделены на части
    • Основаны на переносном значении

    Примеры:

    Взять себя в руки

    Беречь как зеницу ока

    Подлить масла в огонь

  • Слайд 12

    На каком основании произведен перенос значения?

    • Подошва горы __________
    • Зерно истины __________
    • Русский язык __________
    • Язык жестов __________
    • Родительский очаг ______
    • Нос лодки __________
    • Ручка двери __________
    • Ножка стула __________
  • Слайд 13

    Проверь себя

    • Подошва горы – нижняя часть обуви под ступней
    • Зерно – главное, из чего вырастает истина
    • Русский язык – язык помогает создавать звуки, слова, предложения
    • Язык жестов – средство общения, как и язык
    • Очаг – печь, дающая тепло
    • Нос лодки – часть лодки, похожая на человеческий нос
    • Ножка стула – та же функция, что и у ног человека
  • Слайд 14

    Сделай выбор и объясни

    • У него (каменное, золотое, железное) лицо
    • У моего друга (золотое, бриллиантовое, медное) сердце
    • У этого мастера (золотые, серебряные, металлические ) руки
    • Каменное –ничего не выражающее лицо
    • Золотое – добрый, отзывчивый человек
    • Золотые – превосходный мастер, мастер на все руки
  • Слайд 15

    Повторение орфографии-н- и –нн в суффиксах прилагательных и причастий

    1. Карто_ый, исти_ый, подли_ый.

    2. Серебря_ый, полотня_ый, кожа_ый,стекля_ый, румя_ый.

    3. Соломе_ый, традицио_ый, экстре_ый.

    4. Кури_ый, гуси_ый, лошади_ый.

    5. Ю_ый, си_ий, зеле_ый.

    6. Балова_ый, иллюстрирова_ый.

    7. Пуга_ая ворона, растоле_ое молоко, ране_ый человек, испуга_ая птица.

  • Слайд 16

    взаимопроверка

    1. Картонный, истинный, подлинный.

    2. Серебряный, полотняный, кожаный,стеклянный, румяный.

    3. Соломенный, традиционный, экстренный.

    4. Куриный, гусиный, лошадиный.

    5. Юный, синий, зеленый.

    6. Балованный, иллюстрированный.

    7. Пуганая ворона, растоленное молоко, раненый человек, испуганная птица.

  • Слайд 17

    Домашнее задание Путешествие в древнюю Грецию

    Установите происхождение крылатых фраз и объясните, в каком значении они употребляются в современном русском языке:

    • Ахиллесова пята
    • Вавилонское столпотворение
    • Нить Ариадны
    • Перейти Рубикон
    • Тридцать сребреников
    • Яблоко раздора
Посмотреть все слайды

Конспект

Методический портал учителя «Методсовет» - http://metodsovet.su

Пояснительная записка

(размещается в архиве с материалом)

Автор материала (ФИО) *

Матвеева Елена Брониславовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета) *

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ №364

Название материала *

Полисемия (многозначность)

Класс (возраст) *

11 класс

Учебный предмет *

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) *

Презентация к уроку

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *

Мультимедийный проектор

Цели,

Задачи материала *

Определить роль полисемии, повторить теорию, выполнить различные задания по теме, еще раз вспомнить явление под названием «фразеология", провести орфографическую 5-минутку (-н-, -нн- в суффиксах)

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). *

Предложенный материал поможет провести занятие (урок или элективное занятие) по русскому языку в 11 классе на тему: Полисемия (многозначность).

Методический портал учителя «Методсовет» - http://metodsovet.su

Пояснительная записка

(размещается в архиве с материалом)

Автор материала (ФИО) *

Матвеева Елена Брониславовна

Должность (с указанием преподаваемого предмета) *

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ №364

Название материала *

Полисемия (многозначность)

Класс (возраст) *

11 класс

Учебный предмет *

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) *

Презентация к уроку

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *

Мультимедийный проектор

Цели,

Задачи материала *

Определить роль полисемии, повторить теорию, выполнить различные задания по теме, еще раз вспомнить явление под названием «фразеология", провести орфографическую 5-минутку (-н-, -нн- в суффиксах)

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). *

Предложенный материал поможет провести занятие (урок или элективное занятие) по русскому языку в 11 классе на тему: Полисемия (многозначность).

Скачать конспект

Сообщить об ошибке