Презентация на тему "Порядок разбора слов по составу" 3 класс

Презентация: Порядок разбора слов по составу
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по русскому языку, адресованная начальной школе. Благодаря данной работе учащиеся научатся делать морфологический разбор слов, а также заполнять обучающую таблицу и разгадывать тематические ребусы.

Краткое содержание

  • Алгоритм морфологического разбора слов
  • Тематические ребусы
  • Игровая форма подачи
  • Пояснительные схемы
  • Обучающая таблица

Содержание

  • Презентация: Порядок разбора слов по составу
    Слайд 1

    Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №151г.

    Челябинска

    Состав слова Порядок разбора слова по составу

    Урок русского языка с использованием ИКТ 3 класс УМК «Школа 2100»

    Люлькова Светлана Петровна,учитель начальных классов

  • Слайд 2

    Ребус

    Время года

    , ,

    ЛЕТОПИСЬ

  • Слайд 3
    • золотая
    • ледовое
    • златоглавая
    • смутное
    • грозный
    • книгопечатник

    АССОЦИАЦИИ

  • Слайд 4
    • золотая
    • ледовое
    • златоглавая
    • смутное
    • грозный
    • книгопечатник

    На какие группы можно разделить эти слова?

  • Слайд 5

    Простые слова

    Сложные слова

    • золотая
    • ледовое
    • смутное
    • грозный
    • златоглавая
    • книгопечатник
    • летопись
  • Слайд 6

    Летопись -

    погодово́й, более или менее подробный рассказ о событиях.

  • Слайд 7

    Порядок разбора слова по составу

    1. Объясни лексическое значение слова.

    2. Узнай, на какой вопрос отвечает слово, и что оно обозначает (какой частью речи является).

    3. Найди в слове окончание. Выдели изменяющуюся часть, обозначь её значком .

    4. Выдели в слове основу .

    5. Найди в слове корень ͡ .

    6. Найди суффикс. Обозначь суффикс значком ^.

    7. Найди приставку. Выдели её значком ¬.

    8. Назови по порядку все части слова.

  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Составьте и прочитайте слова

  • Слайд 10

    Дополните высказывание недостающим словом

    ,

    Легко в учении – тяжело в ¬ ͡ ,

    тяжело в учении – легко в¬ ͡  .

    Александр Суворов

    Легко в учении – тяжело в походе,

    тяжело в учении – легко впоходе .

  • Слайд 11

    Расположите буквы правильных ответов ваших тестов внизу таблицы

  • Слайд 12

    Состав

    1. Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.

    2. Продукт смеси, соединения чего-нибудь.

    3. Сцепленные друг с другом железнодорожные вагоны, поезд.

  • Слайд 13

    Сегодня на уроке

    • Я не знал (а)… Теперь я знаю…
    • Мне было трудно
    • Теперь я могу…
    • Мне было легко, потому что…
    • Мне захотелось…
  • Слайд 14

    Список интернет-ресурсов

    Электронные словари

    Иллюстративный материал

    Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве.

    Памятник Минину и Пожарскому в Москве.

    Москва златоглавая.

    Ледовое побоище.

    Золотая Орда

    Летопись

    А.В. Суворов

    Фотография времени года на слайде

    Список использованной литературы

    Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендациидля учителя - М.: Баласс, 2010.

    Ракитина М.Г. Русский язык. Дидактические материалы – М.: Рольф, 2000.

Посмотреть все слайды

Конспект

Люлькова Светлана Петровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №151 г. Челябинска

Урок русского языка

Класс: 3 (третий)

УМК: Школа 2100

Тема урока: Состав слова. Порядок разбора слов по составу.

Тип учебного занятия. Урок комплексного применения знаний и умений.

Цель:

создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Задачи:

- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

- развивать память, внимание, мышление, речь;

- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный), электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Ход урока

I. Орг. момент

Учитель: Урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Ученики делают необходимые записи в тетради

Учитель: Изучите содержание слайда, разгадайте ребус. (СЛАЙД №2)

Ответ: летопись

Учитель: Подберите синоним к слову ЛЕТОПИСЬ

Учащиеся: Синоним к слову летопись – история.

Учитель: Что такое история?

Предполагаемый ответ: История - это прошлое, то, что было до настоящего времени. Повествование о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, записи, факты. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события.

Учитель: Я думаю, что не только знания в области русского языка, но и исторические знания помогут вам справиться с последующими заданиями.

II. Актуализация знаний.

Ассоциации (СЛАЙД №3)

Учитель: Всякое слово связано с другими словами узами ассоциаций.

Для примера возьмем слово Пётр, какие возникают ассоциации?

Учащиеся: Пётр Первый.

Учитель: Прочитайте слова и назовите более-менее логически обоснованные ассоциации к ним.

Золотая

Ледовое

Златоглавая Дети подбирают ассоциации к словам на слайде.

Смутное

Грозный

Книгопечатник

Примеры ассоциаций: Орда, побоище, Москва, время, Иван, Иван Федоров

Учитель фиксирует на доске ассоциации предложенные детьми.

Учитель: Совпали ваши ассоциации с моими? (демонстрация иллюстраций – ассоциаций учителя)

Убрать слайд.

Учитель: Запишите слова по памяти в тетрадь, опираясь на свои ассоциации.

Дети по памяти записывают слова, опираясь на слова-ассоциации, записанные на доске.

Проверка (СЛАЙД №4)

В ходе проверки осуществляется словарно-орфографическая работа.

Повторение понятий простые и сложные слова.

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?

Предполагаемый ответ: части речи или по составу: сложные и простые.

Учитель: Какие слова называют сложными? (Сложные слова состоят из двух основ) (СЛАЙД №5)

Учитель: В какую группу отнесём слово летопись?

Учащиеся: Слово летопись является сложным словом, т.к. состоит из двух основ, соединенных между собой соединительной гласной о.

Учитель: Сформулируйте лексическое значение слова ЛЕТОПИСЬ.

Учащиеся: Летопись - запись исторических событий древнего времени по годам.

3. Работа с толковым словарем.

Учитель: В каком словаре мы можем это уточнить?

Учащиеся: Лексическое значение слова можно узнать, обратившись к толковому словарю.

Работа с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

На партах у учеников словари (толковый словарь Ушакова, толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова), с которыми они работают.

Пара, у которой в словаре нет лексического значения этого слова, работают с электронной версией энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Далее СЛАЙД №6

Учитель: Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето" — отсюда название — летопись.

III. Применение знаний.

Работа в парах.

а) Инструктаж.

Учитель: А сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам необходимо восстановить последовательность действий разбора слова по составу. Первый пункт этого плана мы уже выполнили: узнали лексическое значение слова. Какие шаги нам необходимо проделать дальше?

На партах учеников полоски бумаги, на которых записан алгоритм разбора слов по составу. Необходимо расположить в правильной последовательности эти полоски.

б) Самостоятельная работа.

в) Проверка (СЛАЙД №7)

По ходу проверки воспроизводим в памяти определения слов: КОРЕНЬ, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА, СУФФИКС, ПРИСТАВКА.

2. Разбор слов по составу

Учитель: Молодцы. А теперь мы попробуем применить эти знания на практике.

а) Разбор слов по составу:

Золотая

Ледовое

Златоглавая

Смутное

Грозный

Книгопечатник

Летопись

Ученики разбирают слова по составу комментируя каждый свой шаг, опираясь на алгоритм.

Работа с электронными словарями

Учитель: Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Он позволяет быстро найти нужное слово. (Слайд №8)

б) Подбор однокоренных слов к слову ЛЕТОПИСЬ.

Учитель: Какие словари нам могут помочь?

Учащиеся: Словообразовательный словарь.

Учитель: Предлагаю воспользоваться не словообразовательным словарем, а школьным орфографическим и найти в нем однокоренное слово.

Учащиеся: Летописец.

Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?

Учащиеся: Суффикс.

Учитель: Находим значение этого слова в электронной версии «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Работа учеников с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Учитель: Образуйте однокоренное имя прилагательное.

Учащиеся: Летописный.

Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?

Учащиеся: Суффикс.

3. Работа в группах.

Работа с таблицами (Слайд №9).

а) Инструктаж.

Учитель: Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.

Ученики знакомятся с содержанием таблицы

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

налетели

ученик

куст

молчит

коньки

мудрец

старость

домик

б) Самостоятельная работа.

Ученики, объединившись в группы, выполняют задание.

в) Проверка.

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

пословица

налетели

ученик

куст

молчит

научит

коньки

мудрец

старость

домик

мудрость

Установление связи между словами в предложении.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение?

Учащиеся: Необходимо изменить окончание слова мудрость.

Запись в тетрадь: Пословица научит мудрости.

Работа с высказыванием А.Суворова.

Учитель: Дополните высказывание недостающим словом, которое представлено схемой:

Легко в учении – тяжело в ¬ ͡ (, тяжело в учении - легко в ¬ ͡ (.

Ответ: походе

Учитель: Какому известному человеку принадлежат эти слова?

Учащиеся: Это высказывание Александра Суворова.

Проверка Слайд № 10

Учитель. Как вы понимаете значение этого высказывания?

Ответы детей.

Дополнения учителя: Первоначально оно имело значение: "солдату тяжело на военных учениях, но усвоенные навыки позволят ему легко и уверенно чувствовать себя в бою".

Учитель. Какие трудности вы испытываете при изучении темы «Состав слова» и над чем нужно еще усердно поработать, поможет выявить следующее задание.

Тест

Учитель: Сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

Ученики знакомятся с содержанием теста

Вопрос

А

Б

В

1

В какой из строчек все слова являются однокоренными?

А. Горка, гористый, горячий.

Б. Ужалить, жалко, жалоба.

В. Дом, домашний, домишко.

2

В какой из строчек все слова имеют приставку по-?

А. Подумать, побежать, поезд.

Б. Потеплеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.

3

В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ?

А. Дворик, столик, облик.

Б. Носик, мячик, карандашик.

В. Стульчик, ключик, сникнуть.

4

В какой из строчек все слова имеют одинаковое окончание?

А. Орёл, хлеб, подарок.

Б. Загар, улов, страна.

В. Стол, соль, озеро.

5

В какой из строчек все слова построены по схеме

¬͡ ^ (?

А. Пригородный, подарки, корзинка.

Б. Дошкольный, переходный, подъезд.

В. Перелётные, прохладный, простудный.

6

В какой из строчек все слова имеют нулевое окончание?

А. Лужок, морозец, пригород.

Б. Румянец, шкаф, поле.

В. Доплата, звёзды, полесье.

Ученики отвечают на вопросы теста.

Проверка теста (Слайд №11)

Учитель: Расположите буквы правильных ответов ваших тестов внизу таблицы.

Ответ: состав

Учитель: Какое значение может иметь слово СОСТАВ? (Слайд №12)

Учитель: Какое значение подходит к теме нашего урока? О каком составе мы говорили? Учащиеся: Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.

IV. Итог

Учитель: А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? Учащиеся: Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без.

Учитель: А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

Учитель: Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.

Учитель: Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

Рефлексия (Слайд №13)

Сегодня на уроке

Я не знал (а)… Теперь я знаю…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Мне было легко, потому что…

Мне захотелось…

Домашнее задание.

Учитель: Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

Учитель: Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;

Учитель: Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова

Учитель: Спасибо за урок.

Список использованной литературы

1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2010.

2. Ракитина М.Г. Русский язык. Дидактические материалы – М.: Рольф, 2000.

Интернет-ресурсы

Электронные словари http://slovari.yandex.ru/�� HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/векша/значение/" \t "_parent" летопись/значение/

Пословицы http://posloviz.ru

Иллюстративный материал

Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/489/35489285_Pamyatnik_pervopechatniku_Ivanu_Fedorovu_v_Moskve.jpg

Памятник Минину и Пожарскому в Москве. http://www.aras print.ru/catalog/big/907.jpg

Москва златоглавая. http://www.cirota.ru/forum/images/88/88963.jpeg

Ледовое побоище. http://ratigor.com/wp-content/uploads/2011/03/14.jpg

Золотая Орда http://www.emc.komi.com/02/02/img/206.jpg

Иван Грозный http://kp.ru/f/4/image/12/86/308612.jpg

Летопись http://img.oboz.obozrevatel.com/files/29/_Picture_file_path_29143.jpg

Радзивилловская летопись http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/551/2095551/f_15763463.jpg

А.В. Суворов http://macrogen.ucoz.ru/_nw/1/93458323.jpg

Фотография времени года на слайде №2 http://videootkritki.ucoz.ru/_ph/84/340743074.jpg

�PAGE � �PAGE �6�

Люлькова Светлана Петровна, учитель начальных классов МОУ СОШ №151 г. Челябинска

Урок русского языка

Класс: 3 (третий)

УМК: Школа 2100

Тема урока: Состав слова. Порядок разбора слов по составу.

Тип учебного занятия. Урок комплексного применения знаний и умений.

Цель:

создание условий для систематизации знаний по теме «Состав слова».

Задачи:

- сформировать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

- развивать память, внимание, мышление, речь;

- формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, листы с тестовыми заданиями, словари (орфографический, толковый, словообразовательный), электронная версия энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Ход урока

I. Орг. момент

Учитель: Урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Ученики делают необходимые записи в тетради

Учитель: Изучите содержание слайда, разгадайте ребус. (СЛАЙД №2)

Ответ: летопись

Учитель: Подберите синоним к слову ЛЕТОПИСЬ

Учащиеся: Синоним к слову летопись – история.

Учитель: Что такое история?

Предполагаемый ответ: История - это прошлое, то, что было до настоящего времени. Повествование о событиях прошлых лет, о каком-либо случае, происшествии, записи, факты. Это наука, которая занимается изучением прошлого, выяснением правды, что и откуда произошло, причины и события.

Учитель: Я думаю, что не только знания в области русского языка, но и исторические знания помогут вам справиться с последующими заданиями.

II. Актуализация знаний.

Ассоциации (СЛАЙД №3)

Учитель: Всякое слово связано с другими словами узами ассоциаций.

Для примера возьмем слово Пётр, какие возникают ассоциации?

Учащиеся: Пётр Первый.

Учитель: Прочитайте слова и назовите более-менее логически обоснованные ассоциации к ним.

Золотая

Ледовое

Златоглавая Дети подбирают ассоциации к словам на слайде.

Смутное

Грозный

Книгопечатник

Примеры ассоциаций: Орда, побоище, Москва, время, Иван, Иван Федоров

Учитель фиксирует на доске ассоциации предложенные детьми.

Учитель: Совпали ваши ассоциации с моими? (демонстрация иллюстраций – ассоциаций учителя)

Убрать слайд.

Учитель: Запишите слова по памяти в тетрадь, опираясь на свои ассоциации.

Дети по памяти записывают слова, опираясь на слова-ассоциации, записанные на доске.

Проверка (СЛАЙД №4)

В ходе проверки осуществляется словарно-орфографическая работа.

Повторение понятий простые и сложные слова.

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?

Предполагаемый ответ: части речи или по составу: сложные и простые.

Учитель: Какие слова называют сложными? (Сложные слова состоят из двух основ) (СЛАЙД №5)

Учитель: В какую группу отнесём слово летопись?

Учащиеся: Слово летопись является сложным словом, т.к. состоит из двух основ, соединенных между собой соединительной гласной о.

Учитель: Сформулируйте лексическое значение слова ЛЕТОПИСЬ.

Учащиеся: Летопись - запись исторических событий древнего времени по годам.

3. Работа с толковым словарем.

Учитель: В каком словаре мы можем это уточнить?

Учащиеся: Лексическое значение слова можно узнать, обратившись к толковому словарю.

Работа с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

На партах у учеников словари (толковый словарь Ушакова, толковый словарь Даля, толковый словарь Ожегова), с которыми они работают.

Пара, у которой в словаре нет лексического значения этого слова, работают с электронной версией энциклопедии «Кирилла и Мефодия».

Далее СЛАЙД №6

Учитель: Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: "в лето" — отсюда название — летопись.

III. Применение знаний.

Работа в парах.

а) Инструктаж.

Учитель: А сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам необходимо восстановить последовательность действий разбора слова по составу. Первый пункт этого плана мы уже выполнили: узнали лексическое значение слова. Какие шаги нам необходимо проделать дальше?

На партах учеников полоски бумаги, на которых записан алгоритм разбора слов по составу. Необходимо расположить в правильной последовательности эти полоски.

б) Самостоятельная работа.

в) Проверка (СЛАЙД №7)

По ходу проверки воспроизводим в памяти определения слов: КОРЕНЬ, ОКОНЧАНИЕ, ОСНОВА, СУФФИКС, ПРИСТАВКА.

2. Разбор слов по составу

Учитель: Молодцы. А теперь мы попробуем применить эти знания на практике.

а) Разбор слов по составу:

Золотая

Ледовое

Златоглавая

Смутное

Грозный

Книгопечатник

Летопись

Ученики разбирают слова по составу комментируя каждый свой шаг, опираясь на алгоритм.

Работа с электронными словарями

Учитель: Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Он позволяет быстро найти нужное слово. (Слайд №8)

б) Подбор однокоренных слов к слову ЛЕТОПИСЬ.

Учитель: Какие словари нам могут помочь?

Учащиеся: Словообразовательный словарь.

Учитель: Предлагаю воспользоваться не словообразовательным словарем, а школьным орфографическим и найти в нем однокоренное слово.

Учащиеся: Летописец.

Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?

Учащиеся: Суффикс.

Учитель: Находим значение этого слова в электронной версии «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Работа учеников с электронной версией «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Учитель: Образуйте однокоренное имя прилагательное.

Учащиеся: Летописный.

Учитель: Какая часть слова помогла образовать это слово?

Учащиеся: Суффикс.

3. Работа в группах.

Работа с таблицами (Слайд №9).

а) Инструктаж.

Учитель: Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.

Ученики знакомятся с содержанием таблицы

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

налетели

ученик

куст

молчит

коньки

мудрец

старость

домик

б) Самостоятельная работа.

Ученики, объединившись в группы, выполняют задание.

в) Проверка.

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

СЛОВО

походка

слово

сестрицы

река

пословица

налетели

ученик

куст

молчит

научит

коньки

мудрец

старость

домик

мудрость

Установление связи между словами в предложении.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы у нас получилось предложение?

Учащиеся: Необходимо изменить окончание слова мудрость.

Запись в тетрадь: Пословица научит мудрости.

Работа с высказыванием А.Суворова.

Учитель: Дополните высказывание недостающим словом, которое представлено схемой:

Легко в учении – тяжело в ¬ ͡ (, тяжело в учении - легко в ¬ ͡ (.

Ответ: походе

Учитель: Какому известному человеку принадлежат эти слова?

Учащиеся: Это высказывание Александра Суворова.

Проверка Слайд № 10

Учитель. Как вы понимаете значение этого высказывания?

Ответы детей.

Дополнения учителя: Первоначально оно имело значение: "солдату тяжело на военных учениях, но усвоенные навыки позволят ему легко и уверенно чувствовать себя в бою".

Учитель. Какие трудности вы испытываете при изучении темы «Состав слова» и над чем нужно еще усердно поработать, поможет выявить следующее задание.

Тест

Учитель: Сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

Ученики знакомятся с содержанием теста

Вопрос

А

Б

В

1

В какой из строчек все слова являются однокоренными?

А. Горка, гористый, горячий.

Б. Ужалить, жалко, жалоба.

В. Дом, домашний, домишко.

2

В какой из строчек все слова имеют приставку по-?

А. Подумать, побежать, поезд.

Б. Потеплеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.

3

В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ?

А. Дворик, столик, облик.

Б. Носик, мячик, карандашик.

В. Стульчик, ключик, сникнуть.

4

В какой из строчек все слова имеют одинаковое окончание?

А. Орёл, хлеб, подарок.

Б. Загар, улов, страна.

В. Стол, соль, озеро.

5

В какой из строчек все слова построены по схеме

¬͡ ^ (?

А. Пригородный, подарки, корзинка.

Б. Дошкольный, переходный, подъезд.

В. Перелётные, прохладный, простудный.

6

В какой из строчек все слова имеют нулевое окончание?

А. Лужок, морозец, пригород.

Б. Румянец, шкаф, поле.

В. Доплата, звёзды, полесье.

Ученики отвечают на вопросы теста.

Проверка теста (Слайд №11)

Учитель: Расположите буквы правильных ответов ваших тестов внизу таблицы.

Ответ: состав

Учитель: Какое значение может иметь слово СОСТАВ? (Слайд №12)

Учитель: Какое значение подходит к теме нашего урока? О каком составе мы говорили? Учащиеся: Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое.

IV. Итог

Учитель: А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? Учащиеся: Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без.

Учитель: А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

Учитель: Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

Учащиеся: Состав слова может объяснить образование слов. Знание состава слова помогает мне увидеть, в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.

Учитель: Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

Рефлексия (Слайд №13)

Сегодня на уроке

Я не знал (а)… Теперь я знаю…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Мне было легко, потому что…

Мне захотелось…

Домашнее задание.

Учитель: Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

Учитель: Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;

Учитель: Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова

Учитель: Спасибо за урок.

Список использованной литературы

1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2010.

2. Ракитина М.Г. Русский язык. Дидактические материалы – М.: Рольф, 2000.

Интернет-ресурсы

Электронные словари http://slovari.yandex.ru/�� HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/векша/значение/" \t "_parent" летопись/значение/

Пословицы http://posloviz.ru

Иллюстративный материал

Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/35/489/35489285_Pamyatnik_pervopechatniku_Ivanu_Fedorovu_v_Moskve.jpg

Памятник Минину и Пожарскому в Москве. http://www.aras print.ru/catalog/big/907.jpg

Москва златоглавая. http://www.cirota.ru/forum/images/88/88963.jpeg

Ледовое побоище. http://ratigor.com/wp-content/uploads/2011/03/14.jpg

Золотая Орда http://www.emc.komi.com/02/02/img/206.jpg

Иван Грозный http://kp.ru/f/4/image/12/86/308612.jpg

Летопись http://img.oboz.obozrevatel.com/files/29/_Picture_file_path_29143.jpg

Радзивилловская летопись http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/551/2095551/f_15763463.jpg

А.В. Суворов http://macrogen.ucoz.ru/_nw/1/93458323.jpg

Фотография времени года на слайде №2 http://videootkritki.ucoz.ru/_ph/84/340743074.jpg

�PAGE � �PAGE �6�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке