Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Добрянский детский сад № 8» Ирина Юрьевна Первак учитель – логопед
Практикум для родителей «Игротека для маленьких пальчиков» Цикл игровых интегрированных занятий
-
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.
-
Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
-
Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого свои функции обучения, воспитания и развития ребенка, но они могут научиться взаимодействовать друг с другом. Ребенку необходимо умело и вовремя оказать помощь, и именно в коррекционной работе чрезвычайно ценна роль родителей.
-
Давно выявлена следующая закономерность: чем активнее родители сотрудничают со специалистами ДОУ, старательнее выполняют их рекомендации, тем лучше результаты у ребенка, несмотря на сложность его дефекта.
-
В коррекционной практике широко используются различные формы работы с семьей, но, не всегда эта работа приносит желаемый результат. Для нас важно, чтобы родители были не пассивными слушателями, а активными участниками, помощниками и поэтому мы выбрали практические формы взаимодействия с семьей, наполняя их актуальным (значимым для ребенка и взрослого) содержанием.
-
Исходя из вышесказанного оформилась идея: разработать практикум для детей и родителей «Игротека для маленьких пальчиков», который включает в себя цикл игровых интегрированных занятий.Форма организации: игровая содеятельность взрослых и детей. Периодичность: 1 раз в 2 месяца.Охват: дети среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) и их родители.Цель: развитие тонких движений пальцев рук у детей дошкольного возраста (4 – 5 лет).Задачи:1. Организовать игровые тренинги для детей и родителей по формированию тонких движений пальцев рук для детей 4 – 5 лет;2. Повышать педагогическую компетенцию родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста посредством участия в игровых тренингах;3. Создавать условия для формирования предпосылок речевого развития в контексте развития мелкой моторики детей 4 – 5 лет;4. Формировать эмоционально – положительный опыт детско – родительских отношений через совместные игровые виды деятельности.
-
План проведения практикумов в течении учебного года
-
Этапы организации содеятельности: 1 этап:Анкетирование - позволяет выявить уровень компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, установить обратную связь, проанализировать эффективность работы учителя – логопеда с родителями в процессе организации коррекционно-развивающей деятельности. В дальнейшем данная информация помогает при построении и организации образовательного процесса (см. приложение 1).2 этап:Первичный мониторинг(см. приложение 2) - позволяет сформировать группу участников игровых взаимодействий. 3 этап:Организация и проведение интегрированных занятий - происходит на основании разработанных конспектов (см. приложение 3).4 этап:Сбор и анализ отзывов о проведенном мероприятии . 5 этап: Итоговый мониторинг – позволяет обобщить результаты работы и обозначить перспективу развития – рекомендации родителям и педагогам.
-
Работа с родителями - одно из ведущих направлений в нашей работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев как формы активизации речевого развития ребенка. Используемые нами методы и приемы в работе дали положительный результат и обогатили педагогические знания и умения родителей. Участники проекта - дети и взрослые получают в рамках содеятельности как практические навыки игровой содеятельности, так и положительный эмоциональный заряд. Доступность и простота, используемых приемов и материалов, позволяет значительно обогатить палитру детско – родительских отношений в условиях семьи.
-
Анкета для родителей на тему Приложение 1. «Развитие мелкой моторики у дошкольников» 1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?- Да- Затрудняюсь ответить- Нет2. В каком возрасте нужно начинать ее развивать?- В младенчестве- 3-4 лет- 7 лет3. Что Вы используете для развития моторики рук дома?
-
4. Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?- В детском саду- ТВ- В интернете- Подсказывает своя интуиция- Иное (написать) 5. Возникают ли у вас трудности при организации игр по мелкой моторике с ребенком в домашних условиях? - недостаток игрового материала - недостаток опыта по проведению таких игр - недостаток информации - иное (написать) 6. Какая форма работы с учителем – логопедом по этому вопросу Вам наиболее комфортна? - Родительское собрание - Мастер – класс - Индивидуальная беседа - Консультации в родительском уголке - Никакая, информации хватает вполне
-
Приложение 2.Мониторингопределения уровня развития мелкой моторики и готовности руки к овладению письмом (материалы по методикам Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера, Н.И. Гуткиной, Н.В. Нищевой). Задания для детей 4 – 5 лет
-
-
-
-
-
-
Оценка состояния всех параметров исследования для занесения в диагностическую карту определяется по уровням и баллам:0 баллов – ребенок не выполнил задание;1 балл – при выполнении задания испытывает значительные трудности;2 балла – ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;3 балла – четкое выполнение задания.Уровни:- ниже нижнего: от 0 до 0,9;- низкий: от 1 до 1,9;- средний: от 2 до 2,5;- высокий: от 2,6 до 3.Диагностическая карта:
-
Приложение 3.Игровой тренинг по развитию мелкой моторики с использованием природного материала для детей и родителей«Посмотри! Волшебный лес полон сказок и чудес!»МБДОУ «Добрянский детский сад № 8»Учитель- логопед Первак И. Ю. Возраст: с 4 – 5 лет.Количество участников: 5 детей, 5 взрослыхОборудование: - Игрушки: медведь;- Пособия: сухие листья в неограниченном количестве, тазик, сосновые шишки (22 шт.), грецкие орехи (11 шт.), картонные шаблоны: зонтик, шишка, листок (по кол. уч.), веточки настоящей или искусственной ели (11 шт.), искусственные ёлки и деревья (лес), 5 листов формата А3; маркеры, клей (клейстер), кисти, тряпочки, влажные салфетки (по кол. уч.).
-
Ход встречи:1. Динамическое упражнение «Прогулка». Учитель – логопед приглашает детей и родителей в музыкальный зал на прогулку. Логопед: В лес волшебный на прогулку приглашаю вас пойти. Интересней приключенья нам, ребята, не найти. Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь.Дети и родители берутся за руки и за логопедом идут хороводным шагом «змейкой» между разложенными на ковре листьями. Логопед: Под ногами листочки, какого они цвета? (Ответы детей). Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю. 2. Дыхательное упражнение «Ветер и листья». Учитель – логопед предлагает детям поднять с ковра по одному листочку, положить его на ладошку, сделать глубокий вдох и на выдохе и попытаться сдуть его в тазик (2 раза). 3. Упражнение для мышц плечевого пояса, мимических и артикуляционных мышц лица «Волшебный лес» (задание выполняется у зеркал). Логопед: Мы оказались в волшебном лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво! Поворачиваем голову в одну сторону, затем в другую (2 раза). А теперь подняли голову вверх; опустили, смотрим под ноги – вниз, и опять вверх, вниз. Вдруг набежали серые тучи. Нахмурьте брови (2 раза). Вдруг небо стало светлеть. Удивитесь и поднимите брови вверх (2 раза).
-
4. Упражнение с элементами пальчиковой гимнастики «Шишки для мишки».Учитель – логопед с детьми и родителями подходит к ёлочке, вокруг которой разбросаны шишки. Логопед: Детки по лесу гуляли, (шлёпаем ладошками по коленям) Детки шишки собирали. (берём по шишке в каждую руку) Вот какие шишки (крутим шишками перед собой) Мы подарим мишке! Вот как шишечки стучат (стучим шишкой об шишку) Всех ребяток веселят. Вот какие шишки (крутим шишками перед собой как «фонариками») Мы подарим мишке! Мишке шишки мы покажем, (протягиваем шишки к мишке) А потом за спинку спрячем. (прячем шишки за спинку) Поищи- ка, мишка, (качаем плечиками) Где же наши шишки? (мишка ищет шишки) А, вот они! (детки показывают шишки) Полюбуйся мишка, Вот какие шишки! (крутим шишками перед собой как «фонариками») Складываем шишки в корзинку, и дарим мишке. Учитель – логопед раскидывает из корзинки шишки и предлагает детям и родителям ещё раз поиграть с мишкой (текст игры произносят и дети, и родители). Логопед: Мишка шишкам очень рад, Позабавит он ребят. Приготовил нам сюрприз. Из орешков чудный приз (логопед показывает лукошко с грецкими орехами).
-
5. Упражнение с элементами массажа рук и пальцев «Грецкий орешек».Учитель – логопед раздаёт по одному орешку детям и взрослым и предлагает с ним поиграть. Логопед вместе с детьми и родителями: Наш орешек непростой, (крутим орех в правой руке) Он волшебный, золотой. (крутим орех в левой руке) С орешком будем мы играть (катаем орех между ладоней; Своим ручкам помогать. правая ладонь внизу) Мы с орешком поиграем, (катаем орех между ладоней; Его с горочки катаем. левая ладонь внизу) Вверх и вниз, вверх и вниз (катаем правой рукой орех от пальцев Ты по рученьке катись! к плечу левой руки и наоборот) Снова весело играем, По другой руке катаем. (катаем левой рукой орех от пальцев Вверх и вниз, вверх и вниз к плечу правой руки и наоборот) Ты по пальчикам катись! В пальцы мы орех возьмём (правой рукой берём орех, И немного повернём. вдавливаем в ладошку левой руки, крутим) Крепко пальцами держи И ещё раз поверни. (крутим в другую сторону) В другую руку мы возьмём (левой рукой берём орех, И немного повернём. вдавливаем в ладошку правой руки, крутим) Крепко пальцами держи И ещё раз поверни. (крутим в другую сторону) 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть.Складываем орешки в лукошко и ставим возле ёлочки. Логопед: Ёлочке нашей скучно стоять Ёлка предлагает с нами поиграть.
-
6. Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».Учитель – логопед раздаёт по одной веточке ели (настоящей или искусственной) каждому участнику. Логопед: 1, 2, 3, 4, 5! (ветка ёлки лежит в левой руке, накрываем левую руку правой) С ёлкой будем мы играть! (прокатываем веточку ели между ладонями) С ёлкой будем мы играть! Своим ручкам помогать! Ёлочка, ёлочка, (ветка ёлки лежит в правой руке, накрываем правую руку левой) Колкая иголочка, (прокатываем веточку ели между ладонями) Нас несильно уколи, Нашим ручкам помоги. Ветку ёлочки возьмём (катаем ветку ели между ладонями вертикально) И в руках её помнём! 1, 2, 3, 4, 5! Ёлка будет танцевать. Свою ёлочку возьмём, И с собой мы заберём. (движения по тексту) 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Логопед: Ветер тоже загрустил И сказал: «Нет больше сил Листья мне кружить, сдувать!» Будем ветру помогать (ответы детей).
-
7. Дыхательная гимнастика «Ветер».Учитель – логопед подходит вместе с детьми и родителями к дереву, на котором висят сухие листики и предлагает подуть на них согласно инструкции педагога. Логопед: Дует лёгкий ветерок – ф ф ф ф ф. (спокойный, ненапряжённый выдох) И качает так листок – ф ф ф ф ф (спокойный, ненапряжённый выдох) Дует сильный ветер – Ф Ф Ф Ф Ф (активный выдох) И качает так листок – Ф Ф Ф Ф Ф (активный выдох). Логопед: Слышите! Листики шуршат. И они играть хотят! 8. Учитель – логопед предлагает детям подойти к тазику с сухими листочками и «поиграть» с ними (измельчить их). А родителей просит выбрать трафарет для аппликации и сделать заготовку на листе бумаги. 9. Совместная деятельность детей и родителей. Логопед: Волшебные кисти бегут по листу Педагог предлагает родителям и детям подойти к столам и нанести равномерно клей на контур будущей картины. Логопед: А сверху добавим волшебную пыльцу.Учитель – логопед раздаёт коробочки с «волшебной пыльцой» (с измельчёнными листьями) и просит равномерно распределить содержимое коробочки на места нанесения клея.Пока работы высыхают, логопед предлагает поиграть.
-
10. Пальчиковая игра «Листики на дереве». Логопед вместе с детьми и родителями: Листики у клена и каштана, (показываем ладошки с раскрытыми пальчиками) Как ладони великана. У березки, у березки (ладони опущены, пальцы сомкнуты) Белый ствол и листья слезки. А у тоненькой рябинки (руки в «замок», крутим) Листья сложные картинки. Логопед: А на этом наша прогулка подошла к концу! Вам понравилось? (ответы детей).Учитель – логопед благодарит за сотрудничество детей и родителей; дарит им грецкие орешки и картины, которые сделали совместно дети с родителями.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.