Презентация на тему "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Презентация: Правописание частицы НЕ с глаголами
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Еще одна презентация по русскому языку, посвященная правописанию частиц НЕ с глаголами. Глядя на наглядные примеры, дети будут учиться находить такие сочетания в тексте и применять полученные знания на практике.

Краткое содержание

  • Правописание НЕ с глаголами
  • Практическое задание
  • Наглядные примеры

Содержание

  • Презентация: Правописание частицы НЕ с глаголами
    Слайд 1

    Урок русского языка в 5 классе

    НЕ С ГЛАГОЛАМИ

    Учитель русского языка Солдатова Лариса Евгеньевна

    ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ УРОК В 5 КЛАССЕ ЛЕВИЦКАЯ С.С., УЧИТЕЛЬ

    РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ЛИЦЕЯ № 4 Г. МУРМАНСКА

  • Слайд 2

    НЕ С ГЛАГОЛАМИ

    Учитель русского языка Солдатова Лариса Евгеньевна

    1. Глагол - это .............часть речи:

    а) самостоятельная ; б) служебная

    2. Глагол отвечает на вопросы:

    а) какой? какая? какое?; б) кто? что?;

    в) что делал? что делает? что сделает?

    3. Глагол обозначает:

    а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

    4. У глагола есть три времени: ..............., .......... и ......... .

    5. Спряжение глаголов - это:

    а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в) изменение глаголов по временам

    6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

    а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам

    7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью …….. .

    8. В предложении чаще всего глагол бывает ........... и образует с подлежащим ............. . 9. Глаголы………нашу речь.

  • Слайд 3

    НЕ С ГЛАГОЛАМИ

    Учитель русского языка Солдатова Лариса Евгеньевна

    1. Глагол - это САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ часть речи

    2. Глагол отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

    3. Глагол обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

    4. У глагола есть три времени: НАСТОЯЩЕЕ, ПРОШЕДШЕЕ И БУДУЩЕЕ

    5. Спряжение глаголов – это ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

    6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются ПО РОДАМ

    7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью СУФФИКСА -Л-

    8. В предложении чаще всего глагол бывает СКАЗУЕМЫМ и образует с подлежащим ГЛАВНЫЕЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ) 9. Глаголы УКРАШАЮТ, ОБОГАЩАЮТ нашу речь

  • Слайд 4

    НЕ С ГЛАГОЛАМИ

    Учитель русского языка Солдатова Лариса Евгеньевна

    Закончите предложение:

    Я ………… (очень, не очень) доволен (довольна) тем, как справился (справилась) с заданием.

  • Слайд 5

    НЕ С ГЛАГОЛАМИ

    Учитель русского языка

    Солдатова Лариса Евгеньевна

    Закончите предложение:

    Я ………… (очень, не очень) доволен (довольна) тем, как справился (справилась) с заданием.

  • Слайд 6

    НЕ С ГЛАГОЛАМИ

    Учитель русского языка

    Солдатова Лариса Евгеньевна

    Закончите предложение:

    Я ………… (очень, не очень) доволен (довольна) тем, как справился (справилась) с заданием.

  • Слайд 7

    НЕ С ГЛАГОЛАМИ

    Учитель русского языка Солдатова Лариса Евгеньевна

    ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ

  • Слайд 8

    НЕ С ГЛАГОЛАМИ

    Учитель русского языка

    Солдатова Лариса Евгеньевна

    Цели урока:

    расширить и углубить знания….…. ;

    учиться находить и правильно писать ….….… ;

    уметь с помощью алгоритма применять правило...... .

  • Слайд 9

    НЕ С ГЛАГОЛАМИ

    Учитель русского языка Солдатова Лариса Евгеньевна

    Цели урока:

    1) расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами;

    2) учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами ;

    3) уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами .

  • Слайд 10

    ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

    1. Смотри, употребляется ли слово без НЕ

    НЕТ

    ДА

    ПИШИ СЛИТНО

    2. Определи часть речи

    ГЛАГОЛ

    ПИШИ РАЗДЕЛЬНО

  • Слайд 11

    ПРОВЕРКА!

    Кто не работает, тот не ест.

    С ложью правда не дружит.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Лень добра не делает.

    Расстояние дружбе не мешает.

    Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

    С добрым делом не опоздаешь.

    Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

    Плохо можется, коли нездоровится.

    Кто кого обидит, тот того и ненавидит.

  • Слайд 12

    Сегодня мы узнали о….

    Теперь я могу….

    Я научился….

    Мне было трудно….

    Своей работой я ….

  • Слайд 13

    Спасибо за работу!!!

Посмотреть все слайды

Конспект

Конспект урока по русскому языку

Автор: Левицкая Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 4 г. Мурманска

Тема: "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Аннотация:

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, но особенно - РЕГУЛЯТИВНЫЕ.

Формирование основ любого умения может происходить только при самостоятельной работе. Отсюда следует, что основной формой работы ученика на уроке является системная самостоятельная работа. Задача учителя заключается в том, что работа каждого ученика должна быть успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности.

Цели урока:

1) формировать навык правописания НЕ с глаголами;

2) познакомить с глаголами-исключениями;

3) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;

4) обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

класс: 5

Тип урока: урок-практикум

Правописание НЕ с глаголами.

Ход урока

Прозвенел звонок в срок…

Все готовы начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Львовой и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение. Будьте внимательны - не ко всем вопросам вам предложены варианты ответов. В некоторых из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .

5. Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам

7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью .........

8. В предложении чаще всего глагол бывает ........... и образует с подлежащим ............. .�9. Глаголы………нашу речь.

Самооценка

Закончите предложение:

Я доволен(льна)……………….(очень, не очень) тем, как справился с заданием.

Мобилизующий этап. На доске написаны пословицы:

(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

В чужом доме (не) указывают.

(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

Лодырю всегда (не) здоровится.

- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

2. Формулирование темы и целей урока.

- Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.

Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).

- Открываем тетради. записываем дату и тему урока.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) расширить и углубить знания…;

2) учиться находить и правильно писать….;

3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

- А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?

Не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится.

- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?

- Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?

- Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.

НЕ откладывай НЕздоровится

НЕ указывают

НЕ хвали

- Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется. (нездоровится).

- Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).

- Такие глаголы составляют исключения. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.

Чтение правила в учебнике на с. 98!!!!!!! Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.

Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.

image1.png

- Обобщите наши рассуждения и сформулируйте правило о правописании НЕ с глаголами.

- А сейчас потренируемся. Будем работать с сигнальными карточками. Я буду читать предложения и словосочетания, в которых есть глаголы с НЕ, а вы должны поднять нужную карточку вверх. (Слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Работаем по алгоритму. Но прежде, чем мы приступим к выполнению этого задания, продолжите предложение:

Задание на самоанализ

Чтобы выполнить задание, мне необходимо .........

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, невзлюбил я эту собаку за ее злость, не знать правило, не сочувствовать другу, новых друзей наживай, а старых не забывай.

Работа выполняется с комментированием.

Закрепление изученного материала.

- Продолжим работу по правописанию НЕ с глаголами и разговор о правильном поведении. Для этого вновь обратимся к фольклору. Прочитаем пословицы.

Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой нашего урока. (Надо написать пословицы, в которых речь идет о поведении человека и в которых есть глаголы с частицей НЕ, раскрыть скобки и подчеркнуть изучаемую орфограмму).

Упражнение 1

Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай.

В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.

Через порог руки (не) подают.

От учтивых слов язык (не) отсохнет.

Зазнайство (не) возвышает, а унижает.

- Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует выполненному упражнению.

- Прочитайте упражнение. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать полученные предложения, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.

Упражнение 2

Сомневаться, удивляться (НЕ) истовствовать

Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие (НЕ)навидеть

Испытывать чувство сильной вражды, ненависти (НЕ)годовать

Проявлять безудержную ярость, буйство (НЕ)доумевать

Болеть, плохо себя чувствовать (НЕ)домогать

Образец: принуждать, заставлять делать что-нибудь против воли, желания – неволить.

- Как написали глаголы с частицей НЕ? Почему?

- Таким образом, вы записали себе те глаголы, которые составляют исключения и пишутся с НЕ слитно, так как без частицы не употребляются.

- Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание, мы с вами дали объяснение, раскрыли ЛЗ каждого глагола.

- Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует упражнению.

- Перед вами на партах лежат розовые листочки с предложениями. Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Подсчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.

- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).

- Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).

Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Упражнение 3

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

Количество глаголов с НЕ

1

3

2

-

3

-

4

3

5

1

Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

Тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

Коли (не) здоровится.

Проверка.

После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку. У кого нет ошибок, ставят себе 5, у кого одна - две ошибки - 4, у кого три-четыре - 3, у кого больше четырех - 2.�

Итог урока

- Наш урок подошёл к концу.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему мы научились?

- Какой алгоритм составили?

Рефлексия

Устная работа «Закончи предложение»

1. Сегодня мы узнали о …

2. Теперь я могу…

3. Я научился…

4. Мне было трудно…

5. Своей работой я …

Д/З: составьте и напишите памятку поведения в общественных местах из 6-7 пунктов, употребляя в предложениях глаголы с частицей НЕ (чтобы писалась слитно и раздельно).

Правила поведения на улице.

В общественном транспорте.

В кинотеатре.

Например: Бегай в парке только по дорожкам, не бегай по газонам.

�PAGE � � PAGE \* MERGEFORMAT �1�

Конспект урока по русскому языку

Автор: Левицкая Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея № 4 г. Мурманска

Тема: "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Аннотация:

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС. В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, но особенно - РЕГУЛЯТИВНЫЕ.

Формирование основ любого умения может происходить только при самостоятельной работе. Отсюда следует, что основной формой работы ученика на уроке является системная самостоятельная работа. Задача учителя заключается в том, что работа каждого ученика должна быть успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности.

Цели урока:

1) формировать навык правописания НЕ с глаголами;

2) познакомить с глаголами-исключениями;

3) уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;

4) обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.

класс: 5

Тип урока: урок-практикум

Правописание НЕ с глаголами.

Ход урока

Прозвенел звонок в срок…

Все готовы начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

Учебник Львовой и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

За учителем следят?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

И начнем наш урок с повторения изученного. Сделаем это в форме самотестирования, переходящего в рассказ – сообщение. Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение. Будьте внимательны - не ко всем вопросам вам предложены варианты ответов. В некоторых из них вам необходимо будет самостоятельно написать ответ. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .

5. Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам

7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью .........

8. В предложении чаще всего глагол бывает ........... и образует с подлежащим ............. .�9. Глаголы………нашу речь.

Самооценка

Закончите предложение:

Я доволен(льна)……………….(очень, не очень) тем, как справился с заданием.

Мобилизующий этап. На доске написаны пословицы:

(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

В чужом доме (не) указывают.

(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

Лодырю всегда (не) здоровится.

- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).

2. Формулирование темы и целей урока.

- Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.

Тема нашего урока: Правописание НЕ с глаголами. (Учитель пишет тему урока на доске).

- Открываем тетради. записываем дату и тему урока.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) расширить и углубить знания…;

2) учиться находить и правильно писать….;

3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .

Цель урока: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами, уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.

- А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?

Не откладывай, не указывают, не хвали, нездоровится.

- Что вы уже знаете, помните о правописании НЕ с глаголами?

- Распределите все глаголы на 2 группы. Каким принципом будете руководствоваться при распределении глаголов?

- Напишите эти глаголы в два столбика с частицей НЕ, выделив орфограммы.

НЕ откладывай НЕздоровится

НЕ указывают

НЕ хвали

- Назовите глагол, который без частицы НЕ не употребляется. (нездоровится).

- Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).

- Такие глаголы составляют исключения. Без частицы НЕ эти слова не употребляются. Правописание этих слов нужно запоминать.

Чтение правила в учебнике на с. 98!!!!!!! Выстроим алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.

Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.

Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.

image1.png

- Обобщите наши рассуждения и сформулируйте правило о правописании НЕ с глаголами.

- А сейчас потренируемся. Будем работать с сигнальными карточками. Я буду читать предложения и словосочетания, в которых есть глаголы с НЕ, а вы должны поднять нужную карточку вверх. (Слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Работаем по алгоритму. Но прежде, чем мы приступим к выполнению этого задания, продолжите предложение:

Задание на самоанализ

Чтобы выполнить задание, мне необходимо .........

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу говорить, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю, в решете воды не удержать, невзлюбил я эту собаку за ее злость, не знать правило, не сочувствовать другу, новых друзей наживай, а старых не забывай.

Работа выполняется с комментированием.

Закрепление изученного материала.

- Продолжим работу по правописанию НЕ с глаголами и разговор о правильном поведении. Для этого вновь обратимся к фольклору. Прочитаем пословицы.

Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой нашего урока. (Надо написать пословицы, в которых речь идет о поведении человека и в которых есть глаголы с частицей НЕ, раскрыть скобки и подчеркнуть изучаемую орфограмму).

Упражнение 1

Вперед людей (не) забегай, и от людей (не) отставай.

В чужом доме (не) будь приметлив, а будь приветлив.

Через порог руки (не) подают.

От учтивых слов язык (не) отсохнет.

Зазнайство (не) возвышает, а унижает.

- Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует выполненному упражнению.

- Прочитайте упражнение. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать полученные предложения, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.

Упражнение 2

Сомневаться, удивляться (НЕ) истовствовать

Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие (НЕ)навидеть

Испытывать чувство сильной вражды, ненависти (НЕ)годовать

Проявлять безудержную ярость, буйство (НЕ)доумевать

Болеть, плохо себя чувствовать (НЕ)домогать

Образец: принуждать, заставлять делать что-нибудь против воли, желания – неволить.

- Как написали глаголы с частицей НЕ? Почему?

- Таким образом, вы записали себе те глаголы, которые составляют исключения и пишутся с НЕ слитно, так как без частицы не употребляются.

- Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание, мы с вами дали объяснение, раскрыли ЛЗ каждого глагола.

- Расскажите ту часть правила о написании НЕ с глаголами, которая соответствует упражнению.

- Перед вами на партах лежат розовые листочки с предложениями. Прочитайте эти предложения и внимательно рассмотрите таблицу. Подсчитайте, сколько глаголов с НЕ в каждом предложении и проставьте цифры в таблице.

- А в каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).

- Какова основная мысль этого текста? (Поведение человека зависит от многого: от воспитания, знания необходимых правил и в большей степени от его совести).

Запишите готовый текст, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Упражнение 3

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

Количество глаголов с НЕ

1

3

2

-

3

-

4

3

5

1

Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

Тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

Коли (не) здоровится.

Проверка.

После выполнения дети сверяют с правильными вариантами. Правильный вариант на доске. Исправляют свои ошибки зелёной ручкой. Ставят себе оценку. У кого нет ошибок, ставят себе 5, у кого одна - две ошибки - 4, у кого три-четыре - 3, у кого больше четырех - 2.�

Итог урока

- Наш урок подошёл к концу.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему мы научились?

- Какой алгоритм составили?

Рефлексия

Устная работа «Закончи предложение»

1. Сегодня мы узнали о …

2. Теперь я могу…

3. Я научился…

4. Мне было трудно…

5. Своей работой я …

Д/З: составьте и напишите памятку поведения в общественных местах из 6-7 пунктов, употребляя в предложениях глаголы с частицей НЕ (чтобы писалась слитно и раздельно).

Правила поведения на улице.

В общественном транспорте.

В кинотеатре.

Например: Бегай в парке только по дорожкам, не бегай по газонам.

�PAGE � � PAGE \* MERGEFORMAT �1�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке