Презентация на тему "Преодоление речевых нарушений у детей со стертой дизартрией"

Презентация: Преодоление речевых нарушений у детей со стертой дизартрией
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.36 Мб). Тема: "Преодоление речевых нарушений у детей со стертой дизартрией". Предмет: русский язык. 22 слайда. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Преодоление речевых нарушений у детей со стертой дизартрией
    Слайд 1

    Преодоление речевых нарушений у дошкольников с дизартрией

    Подготовил: Учитель-логопед МБДОУ «Центр Развития Ребенка – детский сад №123» КолюжинаИрина Михайловна

  • Слайд 2

    Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками со стертой дизартрией

    Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

  • Слайд 3

    Виды дизартрии

    На практике мы сталкиваемся с 2-мя основными видами стёртой дизартрии: СПАСТИЧЕСКОЙ (когда преобладает напряжение) и ПАРЕТИЧЕСКОЙ (преобладает вялость) В соответствии с 2-мя формами стёртой дизартрии: СПАСТИЧЕСКОЙ и ПАРЕТИЧЕСКОЙ, можно выделить 2 набора нарушенных звуков: БОКОВЫЕ ЗВУКИ: свистящие, шипящие, Р, РЬ, ЛЬ, ТЬ, ДЬ, Й, ГЬ, КЬ,ХЬ МЕЖЗУБНЫЕ ЗВУКИ: свистящие, шипящие, Л, ЛЬ, Т, Д, ТЬ, ДЬ

  • Слайд 4

    Проба на дизартрию

    «Полакать молочко» как киска, повторить 10 раз: делать старательно, в темпе, с широко открытым ртом. Затем высунуть язык и не двигать им. Проявятся все дизартрические особенности!

  • Слайд 5

    Пять признаков дизартрии

    1.Паретичность: лицо амимичное , рот полуоткрыт (из-за слабости мышц нижней челюсти); язык высунут, губы вялые, их углы опущены; 2.Спастичность: напряжены мышцы губ, языка, шеи, нижней челюсти, постоянная улыбка напряжения; 3.Гиперкинезы: насильственные движения щёк, губ, языка, 4.Девиация языка (отклонения от средней линии), сочетается с асимметрией губ при улыбке; 5.Гиперсаливация, т. е. повышенное слюноотделение во время речи (дети не сглатывают слюну).

  • Слайд 6

    Три блока индивидуальной работы

    1 БЛОК Активизация неречевых процессов, тесно связанных с речью (НПР) А. Высшие психические функции (познавательные процессы): мотивация внимание восприятие память мышление воображение Б. Пальчиковая гимнастика 2 БЛОК Коррекция устной речи (УР) 3 БЛОК Формирование процессов, связанных с письменной речью (ПР)

  • Слайд 7

    Содержание 3-х блоков инд. работы при дизартрии

    1 БЛОК (НПР) В начале обучения Неречевые процессы, тесно связанные с устной речью (мотивация, внимание, восприятие, память, мышление, пальчиковая моторика) 2 БЛОК (УР) До полной коррекции Компоненты устной речи фонетика (артикуляционная готовность, произношение, мелодико – интонационная сторона речи, слоговая структура слова) лексика, грамматика, связная речь 3 БЛОК (ПР) До конца обучения Процессы, связанные с письменной речью (звуковой анализ и синтез, чтение, подготовка руки к письму, письмо печатными буквами)

  • Слайд 8

    Содержание 1го блока индивидуальной работы

    Известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В наше время выяснилось, что не только ум! Учёными неоспоримо доказано, что подражательные действия пальцев активно стимулируют: пространственное мышление ребёнка, его воображение, внимание, память, артистизм, умственные и творческие способности. СВЯЗЬ ПАЛЬЧИКОВОЙ И РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ Многолетний опыт подтверждает: у большинства детей с дефектами речи движения пальцев слабые, скованные, некоординированные, их темп замедленный. На проекции моторной сферы в коре головного мозга видна близость артикуляционной и пальцевой зон. В процессе передачи нервных импульсов осуществляется их взаимное влияние. Для детей - органиков пальчиковая моторика приобретает особую значимость!

  • Слайд 9

    Содержание 2го блока индивидуальной работы (УР)

    Основное время отводим (15мин): ФОНЕТИКЕ и ФОНЕМАТИЧЕСКОМУ ВОСПРИЯТИЮ артикуляционная готовность, звукопроизношение, мелодико – интонационная сторона речи, слоговая структура слова РАБОТА НАД: Лексикой, Грамматикой, Связной речью (10 мин) занимаемся по индивидуальному плану

  • Слайд 10

    Артикуляционная готовность при дизартрии

    Работая над АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКОЙ с ДИЗАРТРИКАМИ, помним о 2-х направлениях: массаж и активная гимнастика, а также то, что польза от самостоятельных движений больше!

  • Слайд 11

    Упражнения с противодействием для нормализации мышечного тонуса

    - нажимай на щёки и надувай их, - держи улыбку и сжимай губы, - я держу язык, а ты прячь его, - тяну вправо, а ты двигай влево, - поднимаю, а ты опускай и т.п.

  • Слайд 12

    Про артикуляционную гимнастику

    У дизартриков проводим гимнастику всех подвижных частей артикуляционного аппарата: щёк, губ, нижней челюсти, мягкого нёба и, конечно, языка. Активизируем упражнения в тех зонах, где ощущаем слабость или излишнюю напряжённость мышц Вспомогательные средства: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕДЕНЦОВ НА ПАЛОЧКЕ С помощью Чупа - чупса проводим как активную гимнастику губ, так и массаж. Помним: чем меньше шарик, тем активнее работают мышцы! В КАЧЕСТВЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗУЕМ ХЛЕБНУЮ СОЛОМКУ, МАРМЕЛАД, САХАРНЫЕ ШАРИКИ… КОКТЕЛЬНЫЕ ПАЛОЧКИ Задания: обними ракетку язычком (кладём вдоль и поперёк) удержи сердечко над верхней губой удержи ракетку перед нижней губой подержи сердечко на щеке и пр. Непременно стерилизуем их перед работой!

  • Слайд 13

    Причинно – следственная цепочка проявлений в картине ДИЗАРТРИИ

    Нарушение на органической основе иннервации, а отсюда и подвижности органов артикуляции Ослабление кинестетических ощущений, основанных на дифференцированном восприятии артикуляционных движений Искажение звукопроизношения, основанного на чётких кинестезиях Размытость фонематического восприятия, невозможного без совпадения звучаний собственной фонемы и образца

  • Слайд 14

    Комплексное воздействие

    Для коррекции фонетических нарушений у дизартриков нередко требуется медицинское воздействие. Оно определяется неврологом, включает медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, физиотерапию, медицинский массаж и др.

  • Слайд 15

    Точечный массаж при дизартрии

    В последние годы резко возрос процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции. Существенную помощь в коррекции дизартрии оказывает точечный массаж, который включают в комплексное логопедическое воздействие. Каждый курс и процедуру рекомендуется начинать с массажа точек 1 и 2, что повышает защитные силы организма. Точку 1 массируют поочередно на левой и правой руке, точку 2 – одновременно на обеих ногах. Ребенок при этом сидит, вытянув ноги. В первые два дня массируются точки 1 и 2. Во время третьей и четвертой процедур одновременно массируют симметричные точки 3 и 4 шейно-воротниковой области. Проводя пятую и шестую процедуры, массируют точки 5 и 6 одновременно с обеих сторон. С седьмой процедуры приступают к массажу БАТ на лице и голове – по две точки в день. На точки 7 и 8 воздействуют одновременно. При массаже точек 9, расположенных на расстоянии одного сантиметра от угла рта, рот должен быть слегка приоткрыт. Последовательно массируют и другие точки (рисунок). Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и дыхание (при дизартрии, заикании, ринолалии), то врачи-рефлексотерапевты советуют воздействовать на точки 14,15,116 и 17, ответственные за дыхательный акт в процессе речи. Точки 16 и 17, которые массируют одновременно, подключают в следующей процедуре. При воздействии на точки 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 13, 16, 17 ребенок должен сидеть; во время массажа точки 6 – лежать на животе, точек 9, 10, 11, 12, 14, 15 – сидеть или лежать на спине, последнее предпочтительнее. При дизартрии нарушается не только общая, но и мелкая моторика, в результате чего возникает писчий спазм.

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Содержание 3-его блока: индивидуальной работы (ПР)

    - А. Звуковой анализ и синтез - Б. Обучение чтению - В. Подготовка к письму - Г. Обучение письму Развитие ФВ, коррекция звукопроизношения и слоговой структуры слова Формирование навыков звукового анализа и синтеза Обучение чтению и письму А. ДВОЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ формирования навыков звукового анализа и синтеза в цепочке задач при коррекции ОНР

  • Слайд 18

    Только при усвоении навыков звукового анализа и синтеза произношение становится чётким, осознанным, а значит НЕОБРАТИМО ПРАВИЛЬНЫМ Навыки ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА и СИНТЕЗА помогают при чтении объединять звуки в слоги и слова, причём анализ должен предшествовать синтезу! Б. ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ - ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВКЛЮЧАЕТ: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  • Слайд 19

    Классификация слов по слоговому составу

    1. Односложные слова без стечений согласных: УМ, СЫН 2. Двухсложные слова из открытых слогов: У-МЫ, РА-МА 3. Двухсложные слова из открытого и закрытого слогов (без стечения): СЫ-НОК, ЗА-ГОН 4.Двухсложные слова со стечением на стыке: ЛАМ-ПА, СУМ-КА, ОС-ЛИК 5. Односложные слова со стечением: СТОЛ, КУСТ 6. Двухсложные слова со стечением в одном слоге: ТРА-ВА, КЛУМ -БА При обучении навыкам ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА даём слова в строго определённой последовательности - с учётом их СЛОГОВОГО СОСТАВА. Такой же порядок наиболее эффективен при обучении чтению детей с нарушениями речи. «Восприятие и различение букв есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка" (Эльконин Д. Б.)

  • Слайд 20

    Если в основе овладения чтением и письмом лежат навыки ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, значит учёт ИХ ЭТАПОВ – КЛЮЧ К РЕЗУЛЬТАТИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ! ЧТЕНИЕ – это воссоздание «живого слова» на основе его графического, причём символического, изображения. Сознательно читать может лишь тот, кто понял звуко – слоговое строение слова. Формируется чтение на базе устной речи, являясь её зрительно – слуховой формой. Звук – не название буквы, а наоборот: буква – это символ звука, то есть она ВТОРИЧНА!

  • Слайд 21

    Принципы обучения письменной речи для 3 блока

    К чтению и письму приступаем только после овладения правильным произношением, а на его основе НАВЫКАМИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА! Этап чтения должен опережать этап письма. Например: читаем двусложные слова из открытых слогов (ЛАПА, ВИЖУ), а пишем односложные (МАК, ШАР, ПУХ) Подготовку к письму по возможности передаём воспитателям и родителям.

  • Слайд 22

    Каким должно быть чтение ребёнка к концу дошкольного обучения

    Точным (без перестановок звуков и слогов, пропусков, замен) Слитным, напевным, послоговым (не побуквенным, не обязательно беглым! Беглость – результат навыка и высокого речевого развития. Для слитности учим читать с протягиванием гласных) Сознательным (не угадывающим! Для этого называем каждое прочитанное слово, соблюдаем паузы /.,/ и интонацию /!?/, допускаем повторы и возврат к прочитанному, называем всё прочитанное предложение + постоянно обогащаем устную речь)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке