Содержание
-
Средства речевой выразительностиПОДГОТОВКА к ГИА
Автор:Брюханова Н.Н., учитель русского языка и литературы
-
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Тропы – это слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении. Синекдоха Олицетворение Эпитет Сравнение Гипербола Литота ПЕрифраза Метафора Фигуры речи- особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность. Инверсия Риторический вопрос Риторическое обращение Градация Парцелляция Антитеза Оксюморон
-
Синекдоха
Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот. Например, Мы все глядим в Наполеоны.(мн.число употребляется вместо единственного)
-
Олицетворение
Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: Спит земля в сиянье голубом.. Вечор, ты помнишь, вьюгазлилась.
-
Эпитет
Образное определение , отвечающее на вопрос какой? Какая? Какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Например,Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
-
Сравнение
Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а)формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например:Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки. б)сравнительным придаточным предложением Например:Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в)существительным в Т.п. Например:Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
-
Гипербола
излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Например, В сто тысяч солнц закат пылал.
-
Литота
чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Например,мальчик-с-пальчик
-
Перифраза
замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Например, царь зверей(вместо лев), автор «Капитанской дочки»(вместо А.С.Пушкин)
-
Метафора
перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Например,Пустых небес прозрачное стекло. Багровый костер заката
-
Метафора(скрытое сравнение)
В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.
-
Градация
расположение слов по нарастанию или убыванию их значения(смыслового или эмоционального) Например,Сейте разумное, доброе, вечное…
-
Типы градации
Восходящая(цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости) Нисходящая (цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости)
-
Инверсия
обратный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Например, досадно было, боя ждали.
-
Риторический вопрос
это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например, что день грядущий нам готовит?
-
Риторическое обращение
эмоциональное обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например,люди мира, бережно относитесь к природе!
-
Оксюморон
Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Например, мертвые души, живой труп, грустная радость
-
Антитеза
резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Например, ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, матушка- Русь!
-
Оксюморон
контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.. Например, живой труп, пленница свободы, светлая тьма
-
Парцелляция
Намеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей- две и более. Например, От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!
-
1. Укажите предложение, в котором содержитсяметафора.
Кормили плохо, вечно хотелось есть. Утка была некрупная, молодая. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
-
2. Укажите предложение, в котором содержитсяэпитет.
Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
-
3. Укажите предложение, в котором содержитсясравнение.
Перед глазами его вдруг встало лицо Марины... Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать... Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье... Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
-
4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях?
«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». Гипербола Метафора Антитеза Сравнительный оборот
-
5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:
«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». Эпитет Олицетворение Синтаксический параллелизм Фразеологизмы
-
6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:
«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». Лексический повтор Эпитет Олицетворение Метафора
-
Список литературы
1.Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся.- Москва: Интеллект-Центр, 2013. 2.Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. Подготовка к ГИА.- Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2010
-
1.Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся.- Москва: Интеллект-Центр, 2013. 2.Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. Подготовка к ГИА.- Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2010
-
Удачи, выпускник!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.