Содержание
- 
              
            Средства речевой выразительностиПОДГОТОВКА к ГИААвтор:Брюханова Н.Н., учитель русского языка и литературы 
- 
              
            Изобразительно-выразительные средства русского языка.Тропы – это слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении. Синекдоха Олицетворение Эпитет Сравнение Гипербола Литота ПЕрифраза Метафора Фигуры речи- особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность. Инверсия Риторический вопрос Риторическое обращение Градация Парцелляция Антитеза Оксюморон 
- 
              
            СинекдохаРазновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот. Например, Мы все глядим в Наполеоны.(мн.число употребляется вместо единственного) 
- 
              
            ОлицетворениеНаделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: Спит земля в сиянье голубом.. Вечор, ты помнишь, вьюгазлилась. 
- 
              
            ЭпитетОбразное определение , отвечающее на вопрос какой? Какая? Какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Например,Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. 
- 
              
            СравнениеСопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а)формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например:Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки. б)сравнительным придаточным предложением Например:Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в)существительным в Т.п. Например:Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. 
- 
              
            Гиперболаизлишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Например, В сто тысяч солнц закат пылал. 
- 
              
            Литотачрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Например,мальчик-с-пальчик 
- 
              
            Перифразазамена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты. Например, царь зверей(вместо лев), автор «Капитанской дочки»(вместо А.С.Пушкин) 
- 
              
            Метафораперенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Например,Пустых небес прозрачное стекло. Багровый костер заката 
- 
              
            Метафора(скрытое сравнение)В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. 
- 
              
            Градациярасположение слов по нарастанию или убыванию их значения(смыслового или эмоционального) Например,Сейте разумное, доброе, вечное… 
- 
              
            Типы градацииВосходящая(цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости) Нисходящая (цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости) 
- 
              
            Инверсияобратный порядок слов. При необычном порядке слов: а) подлежащее стоит после сказуемого б) прилагательное после существительного в) наречие после глагола Например, досадно было, боя ждали. 
- 
              
            Риторический вопросэто вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например, что день грядущий нам готовит? 
- 
              
            Риторическое обращениеэмоциональное обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности. Например,люди мира, бережно относитесь к природе! 
- 
              
            ОксюморонКонтрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. Например, мертвые души, живой труп, грустная радость 
- 
              
            Антитезарезкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Например, ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, матушка- Русь! 
- 
              
            Оксюморонконтрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.. Например, живой труп, пленница свободы, светлая тьма 
- 
              
            ПарцелляцияНамеренное нарушение границ предложения; разделение одного предложения с помощью точек на несколько частей- две и более. Например, От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! 
- 
              
            1. Укажите предложение, в котором содержитсяметафора.Кормили плохо, вечно хотелось есть. Утка была некрупная, молодая. Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая. Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз. 
- 
              
            2. Укажите предложение, в котором содержитсяэпитет.Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности? Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! - Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте? Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы. 
- 
              
            3. Укажите предложение, в котором содержитсясравнение.Перед глазами его вдруг встало лицо Марины... Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать... Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье... Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына. 
- 
              
            
 4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях? «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи». Гипербола Метафора Антитеза Сравнительный оборот 
- 
              
            5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук». Эпитет Олицетворение Синтаксический параллелизм Фразеологизмы 
- 
              
            6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и отцу по телефону и что передавали в «Последних известиях», нечётко выполняли режим дня». Лексический повтор Эпитет Олицетворение Метафора 
- 
              
            Список литературы1.Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся.- Москва: Интеллект-Центр, 2013. 2.Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. Подготовка к ГИА.- Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2010 
- 
              
            
 1.Драбкина С.В., Субботин Д.И. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся.- Москва: Интеллект-Центр, 2013. 2.Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. Подготовка к ГИА.- Под ред. Н.А.Сениной.- Ростов н/Д: Легион, 2010 
- 
              
            Удачи, выпускник!!!
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.