Содержание
-
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Урок русского языка 10 класс Тарасенко Н.А.
-
Изобразительно-выразительные средства
-
Ознакомимсяс тропами.
-
Метонимия-вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.
-
Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
-
Метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
-
Синекдоха — троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется:
Единственное число вместо множественного: «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь); Множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны». (Пушкин); Часть вместо целого: «Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства». (Герцен); Родовое название вместо видового: «Ну что ж, садись, светило». (Маяковский) (вместо: солнце); Видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку». (Гоголь) (вместо: деньги).
-
Гипербола- чрезмерное преувеличение. Литота - литературный приём (троп) преуменьшение размера, силы, значения описываемого.
-
Перифраз(перефраз, перифраза) — это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»). В перифразах названия предметов и людей заменяются указаниями на их признаки, например, «пишущий эти строки» вместо «я» в речи автора, «погрузиться в сон» вместо «заснуть», «царь зверей» вместо «лев», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат». Различают логические перифразы («автор „Мёртвых душ“») и образные перифразы («солнце русской поэзии»).
-
Сравнение Олицетворение Фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
-
ПЕРЕХОДИМ К СТИЛИСТИЧЕСКИМ ФИГУРАМ
-
ОБРАЩЕНИЕ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь, может быть употреблено вне предложения или в его составе; грамматически оно не связано с членами предложения. риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.
-
Ана́фора — стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков)
-
ПАРЦЕЛЯЦИЯ ИНВЕРСИЯ фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. нарушение обычного порядка слов в предложении.
-
Градация- фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая.
-
Оксюморон это конструкция, в которой несколько смежных предложений, построенных с одинаковой синтаксической структурой, выстроены в одной последовательности. стилистическая фигура — сочетание слов с противоположным значением. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. Синтаксический параллелизм
-
Антитеза- противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом
-
Закрепим знания
1) Какое средство языковой выразительности встречается в предложении? В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут (А.С. Пушкин) эпифора эпитет синтаксический параллелизм риторическое восклицание
-
2) Какое средство языковой выразительности встречается в предложении?
Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн (К. Бальмонт) аллитерация аллегория ассонанс антитеза
-
3) Какое средство языковой выразительности встречается в предложении?
За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег (С. Сергеев-Ценский). сравнение гипербола эпитет метонимия
-
4) Какое средство языковой выразительности встречается в предложении?
Только слышно на улице где-то Одинокая бродит гармонь (В. Исаковский) антитеза метонимия риторическое обращение умолчание
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.