Содержание
-
Развитие связной речи детей 4-5 лет
Автор проекта: воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7 «Солнышко» г. Ершова Саратовской области» Кулакова Ирина Анатольевна
-
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи». Л.С.Выготский
-
Цель: создание условий для развития связной речи детей 4-5 лет
Задачи: Подбор наиболее эффективных методов, приёмов, средств, способствующих создать интерес, мотивацию к речевой деятельности у воспитанников; Формирование умений и навыков по составлению рассказов – описаний, пересказа с использованием карточек-схем, символов; Обогащение словаря и грамматического строя речи детей в процессе работы с дневником исследования, речевыми играми и упражнениями. Развитие мелкой моторики рук через различные виды игр, упражнений.
-
Для успешного развития речи необходимы условия:
Предметно развивающая среда в группе; Специальные занятия по разделам развития речи; Использование пальчиковой, артикуляционной гимнастики; Использование схем, мнемотаблиц, дневника наблюдений при составлении рассказов, пересказе литературных произведений; Работа в повседневной жизни.
-
Содержание предметно-развивающей речевой среды в группе ДОУ
Уголок дидактических речевых игр; Уголки сюжетно-ролевых игр; Книжный уголок; Театрализованный уголок; Уголки для развития мелкой моторики рук; Демонстрационный иллюстративный материал для занятий.
-
Пример карты-схемы для составления описательных рассказов
-
Использование дневника исследования
Наиболее эффективным и интересным способом составления рассказа – описания о предметах, игрушках, овощах, фруктах стало использование дневника исследования. Дети знакомятся с символами, обозначающими характеристики предметов. В ходе разнообразных манипуляций с предметами выбирают нужные символы и наклеивают на лист дневника. В итоге получается полный рассказ-описание предмета.
-
Пример дневников исследования, составленных детьми
-
Символическая аналогия для пересказа сказок, рассказов
использование картинок в качестве опоры для запоминания словесного материала, путем соотнесения каждого слова, небольшого эпизода из сказки, рассказа с рисунком, наиболее подходящим по смыслу
-
Использование символической аналогии при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Запоминая материал по картинкам, дети соотносят их со словом, как по признаку сходства, так и по контрасту, с фразами, эпизодами.
-
Составление рассказа по картине
Использование дидактических игр «У нас в гостях волшебник», «Подзорная труба», «Назови, что видишь?» и другие при рассматривании картин, помогают непринужденно и в игровой форме определить состав картины, установить связи и взаимодействия между основными объектами, сравнивать их между собой, побуждают детей к составлению рассказа из нескольких предложений.
-
Большое значение имеет развитие связной речи в повседневной жизни
Общение детей в сюжетно-ролевых играх; Совместные дидактические речевые игры; Театрализованная деятельность; Работа с художественной литературой в книжном уголке; На прогулке (наблюдения, беседы); В утреннее и вечернее время во время режимных процессов
-
Результат проекта
У детей повысился интерес к слову, дети с удовольствием играют в различные игры со словами. Намного интереснее и содержательнее стали рассказы детей (описания, повествования). При составлении описательных рассказов дети легко используют приемы моделирования, на хорошем уровне усвоили использование технологии ТРИЗ при составлении описательных и творческих рассказов по картине, но работу по этому направлению стоит продолжать. На родительском собрании показала занятие по составлению описательного рассказа о животных, с использованием схем на тему: «В мире животных».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.