Содержание
-
Методическая разработка урока русского языка
«Изучение лексики в процессе подготовки к ГИА» 9 класс
-
Цели урока:
Закрепление знаний, умений и навыков по лексике и фразеологии, полученным в 5 – 8 классах; Нравственное воспитание учащихся.
-
Задачи урока:
Образовательная: повторить основные сведения о лексикологии и фразеологии Развивающая: развивать и культивировать внимание к слову как социально значимому явлению, чтобы учащиеся научились отбирать, подбирать слова и произносить их со смыслом так, чтобы речь была интеллектуальной деятельностью. Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к слову, его значению, прививать навык обращать внимание на непонятные слова в художественном произведении, в учебниках, газетах, журналах и пользоваться словарём; пробуждать стремление узнать значение таких слов, вводить их в речь и не употреблять слова, значения которых не знаешь.
-
II. Актуализация знаний
Лексическое значение слова. ДОБРЫЙ (корень –добр -, окончание – ый) Наше слово ДОБРЫЙ имеет 7 лексических значений. Перечислите их.
-
III. Работа со словарёмПриведите примеры значений слов.
Делающий добро другим, отзывчивый: Несущий добро, благо: Дружески милый: Хороший, нравственный: Безукоризненный, хороший: Безукоризненный, честный: Такой большой, не меньший, чем указывается числительным:
-
Примеры словосочетаний
Делающий добро другим, отзывчивый: добрый человек, доброе сердце. Несущий добро, благо: добрые известия, добрый совет. Дружески милый: наши добрые знакомые. Хороший, нравственный: добрые дела. Безукоризненный, хороший: он в добром здравии, добрый молодец. Безукоризненный, честный: доброе имя. Такой большой, не меньший, чем указывается числительным: Ждал добрых полчаса. Прошли добрых десять километров.
-
Ответьте на вопросы:
Как называются слова, имеющие несколько значений? Подберите к первому значению слова добрый человексинонимы. Подберите антоним. Какое это слово по своему происхождению? А его синоним гуманный?
-
Правильные ответы
Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные.) Подберите к первому значению слова добрый человексинонимы. (Добродушный, добросердечный, гуманный) Подберите антоним. (Злой) Какое это слово по своему происхождению? (Исконно русское) А его синоним гуманный? (Заимствовано из французского)
-
IV. Практические задания
Задание: Запишите под диктовку ряд слов, объясняя правописание там, где нужно.
-
Найдите границы пяти самостоятельных синонимичных рядов (отделив их точкой с запятой), укажите в каждом ведущее слово (подчеркните).
Никудышний, скверный, плохой, так себе, посредственный, средний, сносный, терпимый, приемлемый. удовлетворительный, стоящий, подходящий, хороший, славный, отличный, прекрасный, превосходный, безукоризненный, безупречный, идеальный.
-
Укажите в каждом ведущее слово (подчеркните).
Никудышний, скверный, плохой; так себе, посредственный; средний, сносный, терпимый, приемлемый. Удовлетворительный; стоящий, подходящий, хороший; славный, отличный, прекрасный, превосходный, безукоризненный, безупречный, идеальный.
-
Задание:
Запишите словосочетания со словом ОСТРЫЙ так, чтобы показать многозначность этого слова. Кто больше?
-
Словосочетания со словом ОСТРЫЙОпределите значения слова ОСТРЫЙ
Острый нож острый ум острый нос лодки острый недостаток вод острый язык Острый угол
-
Определите значения слова ОСТРЫЙ
Острый нож– хорошо режущий, отточенный. острый ум - проницательный острый нос лодки – суживающийся к концу острый недостаток воды – сильно выраженный острый язык – значит, отличающийся остроумием острый угол – менее 90 градусов
-
Задание:
Найдите слово с прямым значением. Как возникают переносные значения слов?
-
В русском языке существует несколько способов образования переносного значения слова. Перечислите их.
-
МЕТАФОРА
Перенос значения одного предмета на другой на основе сходства –МЕТАФОРА. Приведите примеры метафор.
-
Примеры МЕТАФОР
Например, крыло самолёта(сходство по форме), нос лодки(по расположению), золотые волосы(по цвету), дворник на стекле автомашины(по функции).
-
МЕТОНИМИЯ
Перенос названия одного предмета на другой на основе смежности – МЕТОНИМИЯ. Приведите примеры метонимии
-
Примеры МЕТОНИМИИ
Воснове метонимиипространственные, временные, логические и другие отношения. Перенос может быть с сосуда, помещения – на содержимое, на предмет, находящийся внутри: (чайник закипел, зал зааплодировал), с места жительства на население: (вся Москва вышла на парад), с имени человека на его произведение: (читал всего Пушкина)и т.д.
-
СИНЕКДОХА
Перенос с целого на часть или с общего на частное, и наоборот – СИНЕКДОХА Например: И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
-
Запишите отрывки стихотворений Есенина, найдите метафоры и олицетворение.Выделите обращения.
Злой октябрь осыпает перстни С коричневых рук берёз. *** За прощальной стою обедней Кадящих листвой берёз. *** Взбрежи, полночь, луны кувшин Зачерпнуть молока берёз. *** Хороша ты, о белая гладь! Греет кровь мою лёгкий мороз! Так и хочется к сердцу прижать Обнажённые груди берёз.
-
Между сосен, между ёлок, Меж берёз кудрявых бус Под венком, в кольце иголок Мне мерещится Исус. *** Улыбнулись сонные берёзки… *** О тонкая берёзка, Что загляделась в пруд?
-
Над ним берёза, Веткой упираясь, Говорит сквозь слёзы, Тихо улыбаясь. *** Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона, И берёзы в белом плачут по лесам.
-
Вывод:
Итак, мы увидели, как с помощью олицетворений и метафор, созданных на основе слова БЕРЁЗА, у Есенина дерево становится «героиней». А наши поэтические ассоциации со словом берёза связаны с символом русской женщины, русской природы, Родины. Вот какое значение имеет такое лексическое явление, как переносное значение слова. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что лексика занимает центральное место в системе образных средств языка.
-
Запишите предложение:
Все спящей видели меня, никто меня не видел сонной. На каком лексическом явлении (явлениях) построена фраза из стихотворения М. Цветаевой?
-
Эта фраза построена на явлениях синонимии и антонимии.
Антонимы: всё – никто, видел – не видел. Интересное использование пары спящей – сонной. С одной стороны, эти слова можно отнести к синонимам, т.к. они отражают состояние человека, связанное со сном. С другой стороны, эти слова употреблены как антонимы, противопоставление заложено в смыслах: «спящий – тот, кто спит», сонный - «тот, кто выглядит не выспавшимся, борющийся со сном».
-
Запишите предложения, найдите в них иноязычные слова,архаизмы,историзмы,неологизмы.Определите, с какой целью они используются.
Обыватель любопытен, всё узнал бы о пиите (В. Маяковский) Мощная выя командира сгибалась под тяжестью креста(Ильф и Петров) Гораздо серьёзней тот тяжёлый недуг, от которого ещё не избавилась наша речь. Имя недуга – канцелярит (К. Чуковский) Из вашей пьесопекарни выйдет большой толк (А. Чехов) Перстами лёгкими, как сон, моих зениц коснулся он (А. Пушкин)
-
Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов
На этот раз шахматисту не повезло, он фиаско. Эта затея лопнет как карточный домик. Чаша его терпения лопнула. Предпочитаю слышать всё из первых рук. Базаров утверждает, что песня Николая Петровича уже пропета. И на этот раз динамовцам не удалось одержать реванш над спартаковцами. Взрыв на станции был последней каплей, переполнившей бочку с порохом. Совсем недавно Петрова хвалили и пели ему фимиамы.
-
Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов
На этот раз шахматисту не повезло, он получил (потерпел) фиаско. Эта затея лопнет (развалится) как карточный домик. Чаша терпения лопнула. Предпочитаю слышать всё из первых рук (уст.) Базаров утверждает, что песня Николая Петровича уже пропета (спета.) И на этот раз динамовцам не удалось одержать реванш (победу) над спартаковцами. Взрыв на станции был последней каплей, переполнившей бочку с порохом (с дёгтем). Совсем недавно Петрова хвалили и пели ему фимиамы (дифирамбы.)
-
V.Рефлексия
1. Что изучает лексикология? 2. Какие лексические явления вам известны? 3.Каковы способы возникновения переносного значения? 4. Происхождение лексики современного русского языка. 5. Что изучает фразеология? 6. Какую роль играет лексика в системе образных средств?
-
VI. Домашнее задание
Ответьте письменно на вопрос: «Изменения словарного состава языка» по плану: Заимствованная лексика (определение, причины, способы заимствования) Устаревшая лексика (архаизмы, историзмы.) Выпишите из стихотворений различных поэтов метафоры. (Не менее десяти.) Подберите эпитеты к слову ВЕТЕР. Приведите примеры фразеологизмов, в составе которых есть антонимы. (Не меньше пяти.)Например: ни Богу свечка, ни чёрту кочерга и т. д.
-
Перечень используемых ЭОР на уроке
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.