Содержание
- 
              
            
Технология коррекции письма
Составитель: учитель-логопед МБОУ «СОШ №1» г.Бийска Криницкая Светлана Геннадьевна
 - 
              
            
Технология -
процесс планирования деятельности учителя в виде последовательных операций, которые приведут к достижению конкретного результата
 - 
              
            
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на:
учитель Учитель-логопед
 - 
              
            
Функциональные блоки письменной речи Письмо -процесс кодирования звучащей речи в письменную Письменная речь -процесс создания связного высказывания Обозначение звука буквой и написание буквы Кодирование звучащего слова в написанное Запись готового предложения Конструирование предложения Создание текста
 - 
              
            
Задача учителя-логопеда:
помогать детям справляться с трудностями, возникающими в процессе овладения письменной речью
 - 
              
            
Понятия
 - 
              
            
Кодирование слов:
Произношение не расходится с написанием Слова, осложненные правописанием Учитель-логопед Учитель
 - 
              
            
План действий при кодировании
Обучение фонематическому анализу (последовательность звуков в слове) Умение четко произносить слово, проговаривая каждый звук Развитие кинетики и кинестетики речевого аппарата и кисти руки Развитие оптического восприятия и памяти, зрительного контроля Регулирование процессов возбуждения и торможения
 - 
              
            
Программа кодирования звука буквой 6.Написать букву
 - 
              
            
1 этап.Соотнесение звука и буквы
Рекомендации: Самостоятельное произнесение звука ребенком, акцентирование на собственных ощущениях; Проведение артикуляционной гимнастики с опорой на её кинестетический аспект. Причины трудностей Неправильная методика обучения Слабость слуховых и речедвигательных ощущений
 - 
              
            
2 этап.Актуализация графемы
Дд Гг Нн Тт Лл Вв Аа Ее Дд Гг Нн Тт Лл Вв Аа Ее
 - 
              
            
Причины трудностей Разнообразие буквенного выражения в составе одной графемы Трудности в формировании прочных связей между фонемой и графемой
 - 
              
            
3 этап.Зрительно-пространственный анализ буквы
Буква Элементы Элементы Буква
 - 
              
            
 - 
              
            
Тесты
Вставь выпавшие буквы так, чтобы они не повторялись по строке и в ряду: а у о
 - 
              
            
Расставь значки по образцу:
б д о
 - 
              
            
Укрась бусы орнаментом (продолжи узор):
о о о о
 - 
              
            
Составь фигуру:
 - 
              
            
 - 
              
            
4 этап. Написание буквы
Неправильные движения руки Нижний элемент более распространен
 - 
              
            
«…определенному ряду движений всегда соответствует в сознании определенный ряд чувственных знаков. Если же двигательный ряд повторялся много раз, то вместе с движением заучиваются и соответствующие ряду чувственные знаки.» И.М.Сеченов
 - 
              
            
 - 
              
            
Письмо в воздухе определенных фигур:
Цель – развитие и коррекция деятельностного компонента письма
 - 
              
            
1.
 - 
              
            
2.
 - 
              
            
3.
 - 
              
            
4.
 - 
              
            
5-7.
 - 
              
            
Упражнения на усвоение графического образа (конфигурации) объекта.
Выполняются на белой нелинованной бумаге формата половинки А4 Образец написан на доске. Образец буквы на листе бумаги. Образец написан 2-3 раза на доске. Образец написан 2-3 раза на листе бумаги.
 - 
              
            
Упражнения на развитие умения чувствовать размер и наклон объекта:
Образец –на доске. Образец буквы – на листе бумаги. Каждый раз дети воспроизводят букву сначала глядя на то, что пишут; затем – глядя только на образец, направляя все внимание на ощущения движения пальцев и кисти. Оценивается один параметр (вначале –это размер, потом –наклон), результаты сравниваются с образцом. В качестве итога упражнения – написание буквы с закрытыми глазами .
 - 
              
            
Развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке:
Выполняется на листе бумаги , на которой прочерчена строка шириной 1- 1,5 см Основная цель – умение сохранять ровность строки.
 - 
              
            
Написание слова
 - 
              
            
Предпосылки ошибок:
 - 
              
            
Упражнения Не связанные напрямую с письмом Развитие умения очень четко орфографически проговаривать слова Перечисление событий; Линейное расположение предметов; Выполнение серии последовательных движений; Воспроизведение ритма. -Развитие «внутреннего» слуха; -Развитие неторопливой ритмичности говорения.
 - 
              
            
Перечисли в порядке увеличения размера:
 - 
              
            
Проговаривание скороговорок с одновременным отхлопыванием ритма
На мели мы лениво налима ловили. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла клорнет. Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
 - 
              
            
Рисование бордюров
Формируют и развивают умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память. Работа с цветом благоприятно влияет на эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства.
 - 
              
            
Виды бордюров:
Ленточный; Ритмический; «Змейка»; Ступенчатый; Полифонический –чередование по порядку цветов в течение 2-3 строк
 - 
              
            
Развитие фонематического восприятия
Восприятие и анализ единичного звука («Поймай звук», «Назови первый звук», «Назови последний звук») Восприятие и анализ комплекса последовательных звуков Определение звуков по беззвучной артикуляции.
 - 
              
            
Упражнения:
Уточнение понятия «звук речи» (прислушивание к своим двигательным ощущениям) Формирование чувственной основы понятия «звук речи» (на что похож звук, на какой звук речи он похож, особенности артикуляционного уклада) Определение количества звуков в группе Анализ групп слов из 4 -5 звуков Работа со «Слоговицами»
 - 
              
            
Упражнения для коррекции графической записи мягкости согласных
 - 
              
            
Цветовое обозначение в схеме согласных звуков с опорой на буквы гласных:
а ё ы и
 - 
              
            
Вписать в схему буквы гласных с опорой на цветовое обозначение согласных звуков:
 - 
              
            
Обозначение звуков буквами:
Вставить пропущенные буквы а-я ( л…мки, л…пки, р…нка, м…рка) Вставить пропущенные буквы о-ё и т.д. Заполнить клетки кроссворда и т.п.
 - 
              
            
Спасибо за внимание!
Успехов Вам и вашим ученикам!
 
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.