Содержание
-
Технология коррекции письма
Составитель: учитель-логопед МБОУ «СОШ №1» г.Бийска Криницкая Светлана Геннадьевна
-
Технология -
процесс планирования деятельности учителя в виде последовательных операций, которые приведут к достижению конкретного результата
-
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на:
учитель Учитель-логопед
-
Функциональные блоки письменной речи Письмо -процесс кодирования звучащей речи в письменную Письменная речь -процесс создания связного высказывания Обозначение звука буквой и написание буквы Кодирование звучащего слова в написанное Запись готового предложения Конструирование предложения Создание текста
-
Задача учителя-логопеда:
помогать детям справляться с трудностями, возникающими в процессе овладения письменной речью
-
Понятия
-
Кодирование слов:
Произношение не расходится с написанием Слова, осложненные правописанием Учитель-логопед Учитель
-
План действий при кодировании
Обучение фонематическому анализу (последовательность звуков в слове) Умение четко произносить слово, проговаривая каждый звук Развитие кинетики и кинестетики речевого аппарата и кисти руки Развитие оптического восприятия и памяти, зрительного контроля Регулирование процессов возбуждения и торможения
-
Программа кодирования звука буквой 6.Написать букву
-
1 этап.Соотнесение звука и буквы
Рекомендации: Самостоятельное произнесение звука ребенком, акцентирование на собственных ощущениях; Проведение артикуляционной гимнастики с опорой на её кинестетический аспект. Причины трудностей Неправильная методика обучения Слабость слуховых и речедвигательных ощущений
-
2 этап.Актуализация графемы
Дд Гг Нн Тт Лл Вв Аа Ее Дд Гг Нн Тт Лл Вв Аа Ее
-
Причины трудностей Разнообразие буквенного выражения в составе одной графемы Трудности в формировании прочных связей между фонемой и графемой
-
3 этап.Зрительно-пространственный анализ буквы
Буква Элементы Элементы Буква
-
-
Тесты
Вставь выпавшие буквы так, чтобы они не повторялись по строке и в ряду: а у о
-
Расставь значки по образцу:
б д о
-
Укрась бусы орнаментом (продолжи узор):
о о о о
-
Составь фигуру:
-
-
4 этап. Написание буквы
Неправильные движения руки Нижний элемент более распространен
-
«…определенному ряду движений всегда соответствует в сознании определенный ряд чувственных знаков. Если же двигательный ряд повторялся много раз, то вместе с движением заучиваются и соответствующие ряду чувственные знаки.» И.М.Сеченов
-
-
Письмо в воздухе определенных фигур:
Цель – развитие и коррекция деятельностного компонента письма
-
1.
-
2.
-
3.
-
4.
-
5-7.
-
Упражнения на усвоение графического образа (конфигурации) объекта.
Выполняются на белой нелинованной бумаге формата половинки А4 Образец написан на доске. Образец буквы на листе бумаги. Образец написан 2-3 раза на доске. Образец написан 2-3 раза на листе бумаги.
-
Упражнения на развитие умения чувствовать размер и наклон объекта:
Образец –на доске. Образец буквы – на листе бумаги. Каждый раз дети воспроизводят букву сначала глядя на то, что пишут; затем – глядя только на образец, направляя все внимание на ощущения движения пальцев и кисти. Оценивается один параметр (вначале –это размер, потом –наклон), результаты сравниваются с образцом. В качестве итога упражнения – написание буквы с закрытыми глазами .
-
Развитие умения ощущать и контролировать движение кисти вправо по строке:
Выполняется на листе бумаги , на которой прочерчена строка шириной 1- 1,5 см Основная цель – умение сохранять ровность строки.
-
Написание слова
-
Предпосылки ошибок:
-
Упражнения Не связанные напрямую с письмом Развитие умения очень четко орфографически проговаривать слова Перечисление событий; Линейное расположение предметов; Выполнение серии последовательных движений; Воспроизведение ритма. -Развитие «внутреннего» слуха; -Развитие неторопливой ритмичности говорения.
-
Перечисли в порядке увеличения размера:
-
Проговаривание скороговорок с одновременным отхлопыванием ритма
На мели мы лениво налима ловили. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла клорнет. Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
-
Рисование бордюров
Формируют и развивают умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память. Работа с цветом благоприятно влияет на эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства.
-
Виды бордюров:
Ленточный; Ритмический; «Змейка»; Ступенчатый; Полифонический –чередование по порядку цветов в течение 2-3 строк
-
Развитие фонематического восприятия
Восприятие и анализ единичного звука («Поймай звук», «Назови первый звук», «Назови последний звук») Восприятие и анализ комплекса последовательных звуков Определение звуков по беззвучной артикуляции.
-
Упражнения:
Уточнение понятия «звук речи» (прислушивание к своим двигательным ощущениям) Формирование чувственной основы понятия «звук речи» (на что похож звук, на какой звук речи он похож, особенности артикуляционного уклада) Определение количества звуков в группе Анализ групп слов из 4 -5 звуков Работа со «Слоговицами»
-
Упражнения для коррекции графической записи мягкости согласных
-
Цветовое обозначение в схеме согласных звуков с опорой на буквы гласных:
а ё ы и
-
Вписать в схему буквы гласных с опорой на цветовое обозначение согласных звуков:
-
Обозначение звуков буквами:
Вставить пропущенные буквы а-я ( л…мки, л…пки, р…нка, м…рка) Вставить пропущенные буквы о-ё и т.д. Заполнить клетки кроссворда и т.п.
-
Спасибо за внимание!
Успехов Вам и вашим ученикам!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.