Содержание
-
МДОУ д/с № 5 г. Вольска
Система коррекционной работы по устранению у детей дошкольного возраста различных фонематических недостатков Учитель-логопед: Бараева Юлия Александровна
-
Л.С. Выготский
Доказал, что единицей развития детской речи является фонема ЗАКОН ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ– закон восприятия звучащей стороны речи
-
Фонематический слух включает : способность слышать есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
-
Фонематический слух– тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова
-
Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
-
Даниил Борисович Эльконин ввел термин «фонематическое восприятие»
-
Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.
-
Фонематическое восприятие– специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова
-
Фонематические процессы включают: ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
-
Фонематический анализ– умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Фонематический синтез – умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.
-
Эмбриональное развитие закладывается способность к восприятию звуков речи 2-4 недели от момента рождения ребёнок реагирует на любые звуки 7-11 месяцев откликается на слово 1 год Слово – орудие общения, ребёнок реагирует на звуковую оболочку слова 2 года пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка
-
Этапы развития фонематического восприятия 1. Развитие неречевого слуха. 2. Развитие речевого слуха. 3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
-
1. Развитие неречевого слуха Упражнения включают задания на распознание: звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов.
-
2. Развитие речевого слуха различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса: “Как мяукает котёнок” - когда находится близко и когда далеко (аналогично: щенок, телёнок…). “Три медведя” - взрослый показывает, как говорит каждый из медведей, а потом предлагает отгадать и показать ребёнку. “Угадай, чей голосок” - взрослый изображает: самолёт, машину, паровоз, свистящий чайник и т.д.
-
различение слов, близких по звуковому составу: Игра 1. Взрослый показывает “вагон” и говорит: “Я буду называть эту картинку правильно, то не правильно. Как только я ошибусь, хлопните в ладоши: вагон - фагон - вагон - факон - вагом и т.д. (Бумага - тумага - пумага - бумага - вумага…). Игра 2. Надо поместить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию (дом, ком, сом, лом, бак, рак, мак, лак, каток, платок, листок…). “Подскажи словечко” - взрослый читает интересные загадки – складки и просит добавить последнее слово. Зайку бросила хозяйка – под дождём остался …(зайка). Уронили мишку на пол – оторвали мишке…(лапку). На просёлки, на лужок тихо падает…(снежок). На снегу-то посмотри – с красной грудкой…(снегири).
-
дифференциация слогов: “Какой слог лишний”- на-на-па, да-да-ма; далее усложнение: па-ба-па. “Повтори цепочку”- па-па-ба, на-ана-ма, ма-мо-му. С возрастом даётся 4 слога. дифференциация фонем: Игра. Взрослый показывает картинку и говорит: поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и, Затем взрослый произносит, а ребёнок показывает соответствующую картинку. Далее даются согласные: лопнул шарик ш-ш-ш, песенка водички с-с-с, комара з-з-з
-
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза определение количества слогов в словах разной сложности; выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука; выделение из слога гласного, затем согласного звука; выделение первого и последнего звука в слове; выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения; определение места, количества, последовательности звуков в слове; творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
-
Игры на выделение звука из слова на слух. “Утки – окуни” - две команды двигаются произвольно по площадке. Ведущий говорит слова то со звуком “о”, то со звуком “у”. “Окуни” останавливаются на “о”, “утки” - на “у”. “Сколько слов с буквой?” - дети находят и читают слова с заданной буквой (“с”: солнце, стол, сумка). “Угадай, какой звук играет с вами в прятки?”. Текст произносится с утрированно протяжным звуком. Игры на выделение звуков из собственной громкой речи. “Назови предмет и гласный звук”- взрослый называет какой-нибудь гласный звук, а дети произносят слово с этим звуком и показывают предмет на картинке. (Аналогично с согласными звуками). “Четвёртый лишний”- выделение заданного звука из слова на основе громкого проговаривания (арка-аист-утка-ангел).
-
Игры на выделение звуков из слова по представлению. “Найди предметы” - в названии которых слышится звук “с”. “Кто быстрее закроет предметы” - перед детьми сюжетная картинка. Один ребёнок накрывает фишками предметы со звуком “с”, а другой со звуком “ш”. Игры на выделение первого и последнего звука в слове. “Цепочка слов” - автобус - стол - лампа - аист - туфли - индюк - ковш - шуба. “Доскажи звук” - ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверё… “Хриплый голосок” - взрослый произносит слова без первого звука, дети называют звук и произносят слово целиком: - умка - ок - алфетка - арафан - анки - апоги.
-
Игры на определение места звука в слове. “Составь слово и найди фишке место” - у детей полоски картона, поделённые на три части: начало, середина, конец слова. Дети произносят слово и определяют место заданного звука в слове, положив фишку в нужное окошко. “Найди сбежавшую букву” - дети подбирают парные согласные, которые пропущены в словах. “Кто в домике живёт?” - дети разыскивают слова по слогам: 1 - слова с заданным звуком в начале, 2 - в середине слова, 3 - в конце слова.
-
Игровые приёмы: Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове; покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове; пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла. пусть подойдёт к столу тот , в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.); игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак– рак, лак, бак и т. д.) найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.); игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова: ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.)
-
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
-
Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель), каждый из которых заинтересован в успехе работы и постоянно находится во взаимодействии с остальными.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.