Содержание
-
Пунктуация в БСП(бессоюзных сложных предложениях)
Дистанционная лекция с элементами тренинга Подготовила Áндрусова Елена Степановна (МОУ СОШ № 1 город-курорт Анапа)
-
Отношения в сложном предложении
Вы помните, что между простыми предложениями, входящими в состав сложного, существуют отношения. Это, конечно, не такие отношения, которые возникают между людьми. Это смысловые отношения.
-
Как определить отношения?
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного зависят, естественно, от смысла каждого из простых предложений, то есть отношений между действиями, явлениями, действующими лицами, о которых говорится в каждом простом предложении.
-
Например: (1)Я узнал бы хоть случайно, (2) кто здесь бродит по ночам. В первом простом предложении Сергей Есенин говорит о желании получить информацию. Если бы не было второго простого предложения, то мы не узнали бы, о какой информации идет речь. Значит, второе предложение разъясняет первое. Такие отношения называются ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ.
-
Другой пример: (1) Я не читал статьи Л.Д. Троцкого об искусстве, (2) когда был за границей. (3) Она попалась мне только теперь, (4) когда я вернулся домой. В предложениях № 1 и 3 говорится о действиях, а в предложениях № 2 и 4 – о времени данных действий. Значит, отношения – ВРЕМЕННЫЕ.
-
Ещё один пример: (1) Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля, (2) А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. В первом предложении говорится о том, что делает лирический герой (его взгляд направлен вдаль). Во втором речь идет о том, что происходит не с героем и не вдалеке, а поблизости. Стало быть, отношения ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ.
-
В союзных сложных предложениях (сложносочинённых и сложноподчинённых) отношения между простыми предложениями выражаются как с помощью интонации, так и с помощью союзов. Например: [ …],(где…) - местные отношения. [ …],(которая…) - определительные отношен. (Хотя…),[ …] – уступительные отношения. ( Когда…), [ …] – временные отношения. [ …], и [ …] – соединительные отношения. [ …], но [ …] – противительные отношения. То [ …], то [ …] – разделительные отношения.
-
Пунктуация в БСП (бессоюзных сложных предложениях)
В БСП простые предложения соединены без помощи союзов, поэтому отношения между предложениями надо определять, руководствуясь смыслом. Нужно уметь определять смысловые отношения, потому что от этого зависит знак препинания, который будет поставлен между частями БСП.
-
Если отношения соединительные, то есть действия происхо-дят последовательно или одновременно, ставь запятую! Например:(1) Синее небо, (2) цветная дуга, (3) Тихо степные бегут берега, (4) Тянется дым, (5) у малиновых сёл Свадьба ворон облегла частокол. Пять простых предложений соединены без союзов (БСП). Действия, упомянутые в них, происходят одновременно. БСП можно заменить сложносочинённым предложением с союзом И. Отношения СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ. Поэтому между предложениями стоят ЗАПЯТЫЕ. [ …], [ …] = [ …], и [ …]
-
Пунктуация в БСП (бессоюзных сложных предложениях) Другие примеры: I. (1)И небо и земля всё те же, (2)Все в те же воды я гляжусь. II.(1)Ветер резвый уснул на пути, (2)Ни проехать в лесу, ни пройти. III.(1)В глазах у меня потемнело, (2)Подкосились резвые ноги. Отношения соединительные (действия происходят одновременно последовательно). БСП можно заменить сложносочинённым предложением с союзом И.
-
Пунктуация в БСП (бессоюзных сложных предложениях)
Случается, что каждое из простых предложений, входящих в состав БСП, уже осложнено, а значит, уже есть какие-то знаки внутри простых предложений. Тогда между частями БСП ставится точка с запятой. Я любил смотреть ей в глаза подолгу, не отрываясь, не мигая; она, смеясь, щурилась, вертела головою. БСП можно заменить сложносочинённым предложением с союзом И, но оба простые – осложнены. [ …], и [ …] = […,деепр., деепр.] ; […,деепр., = , =] Поставим запятую между простыми предложениями – она потеряется среди других знаков.
-
Точка с запятой также ставится, если простые предложения, входящие в состав БСП, менее тесно связаны по смыслу или очень распространены. Например: Свет от костра лежал на земле большим мигающим пятном; луна обходила свой ночной круг, печально улыбаясь всем жителям сумеречной Земли. [ …] ; [ …, деепр. оборот] = [ …], и [ …] Отношения СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ (действия происходят одновременно).. БСП можно заменить сложносочинённым предложением с союзом И.
-
Другие примеры: I. (1) Смешно надувая белые щёки, синицы шумят и суетятся, точно молодые мещанки в праздник; (2) быстрые, умненькие, злые, они хотят всё знать, всё потрогать. [деепр. об., = и =, сравнит. об.] ; [ 3 обособл. определ., =, =] II.(1) Продолжая молчать, собеседники шли по мостовой мимо дешёвых дач, трактиров, лесных складов; (2) под мостом соединительной ветви их прохватила сырость, приятная, с запахом липы. [деепр. об., … ---,---,---.] ; [ …, 2 однор. обособл. определ.] Отношения СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ (действия происходят одновременно). БСП можно заменить сложносочинённым предложением с союзом И.
-
В том случае, если второе простое предложение в составе БСП разъясняет первое, уточняет его или объясняет причину действия, явления первого предложения, между ними ставится двоеточие. Отношения ПРИЧИННЫЕ илиИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ. Например: И жребий правды совершится: Падет твой враг к твоим ногам. [ …] : [ …] = […, а именно: … , …].
-
[ …] : [ …] = [ …], ( что …). Отношения ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ Другие примеры: Подойду и вдруг увижу: Хрупкий снег изломан весь. Любите книгу : она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. [ …] : [ …] = [ …], ( потомучто …). Отношения ПРИЧИННЫЕ.
-
Тире между частями БСП ставится тогда, когда отношения между его частями времен-ные, условные, следствия или противительные. Ввысь взлетает Сокол – жмётся Уж к земле. [ …] - [ …] = [ …], а [ …](противительные).Лес рубят – щепки летят. [ …] - [ …] =(Когда …), [ …](временные)Назвался груздём – полезай в кузовок. [ …] - [ …] = (Если…), [ …](условные) Солнце дымное встаёт – будет день горячий. [ …] - [ …]= [ …] , (так что …).(следствия)
-
Тире между частями БСП ставится и тогда, когда в предложениях содержится сравнение или происходит быстрая смена событий. Молвит слово – соловей поёт. [ …] - [ …]= [ …] , (как будто …). Сравнение. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (Резкая смена событий).
-
Материал лекции изложен. Всё ли вам понятно? Если нет просмотрите слайды ещё раз. А теперь попробуйте сами вставить знаки препинания. Знаки вставляйте прямо в слайдах. Не хотите выполнять простую работу – сами составьте пару - тройку предложений с каждым из знаков: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. Свою работу сохраните в папку «Уроки Елены Степановны» под своим именем. Не забудьте о схемах. Удачи!
-
1. [ …], [ …] = [ …], и [ …] 2. [ …], и [ …] = […,деепр., деепр.] ; […= , =] 3. [ …] : [ …] = […, а именно: … , …]. 4. [ …] : [ …] = [ …], ( что …). 5. [ …] : [ …] = [ …], ( потому что …). 6.[ …] - [ …] = [ …], а [ …]7.[ …] - [ …] =(Когда …), [ …] 8. [ …] - [ …] = (Если…), [ …]9.[ …] - [ …]= [ …] , (так что …).10.[ …] - [ …]= [ …] , (как будто …). Опорный конспект
-
1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые грозовые тучи резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром. 2. После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман. 3. Вокруг города раскинулись леса могучие, нетронутые лес для сплава рубили в верховьях. 4. Проснулся опять перед тобою поля, степи. 5. Машинист стоял на площадке рельсы бойко убегали вдаль. 6. Застучали колёса на переходе мелькнул зелёный огонёк будка вынырнула из темноты и снова пропала. 7. в бледном свете зари стояла маленькая берёза и я вдруг заметил почти вся она за эту ночь пожелтела. 8. Солнце зашло за горизонт заря на исходе. 9. На том берегу небо всё было залито багровой краской всходила луна. 10. Зашло солнце земля быстрее остыла.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.