Содержание
-
Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе Выполнила:учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1 имени А.П.Гужвина г.Камызяк» Кушниренко Ольга Викторовна
-
Цель: разработка приемов работы над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе способствующих повышению развития речи учащихся, грамотности, обогащению активного словаря учащихся.
-
Задачи: Изучить психолого-педагогическую литературу об особенностях работы над пословицами и поговорками в начальной школе Проанализировать учебный материал по русскому языку в начальной школе. Обосновать роль и место работы над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе.
-
Выявить приемы развития речи при работе над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе. На основе полученных результатов предложить рекомендации по работе над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе.
-
Методы педагогического исследования: Анализ методической, психолого-педагогической литературы. Анализ учебников и программ четырехлетней начальной школы. Исследовательская работа, наблюдения за учащимися.
-
«Мы учим русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот который сохранен в пословицах, не знаем». К.Д.Ушинский
-
Пословицы – устные краткие изречения на разные темы,имеющиепоучительный смысл. В них выраженымнения, наблюдения, ум народа, народная оценка различных жизненных явлений.
-
Поговорка – меткое речение, образное, иносказательное выражение, способное в разговоре точно, ярко охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений.
-
Критериями для отнесения устойчивых сочетаний к пословицам является: законченное предложение, завершенное суждение; имеет прямой и переносный смысл; стилистическая и эмоциональная окраска.
-
Критериями для отнесения устойчивых сочетаний к поговоркам является: элемент суждения; иносказательное, образное определение чего-нибудь; стилистическая и эмоциональная окраска.
-
«Пословица – коротенькая притча.… Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности. Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы» В.И.Даль
-
В качестве содержательных критериев отбора пословиц следует учитывать информативную и этнокультурологическую ценность пословиц, а в качестве лингвометодических критериев отбора – доступность, познавательную ценность.
-
Правила работы над пословицами. Прочитай внимательно пословицу. Определи основную мысль пословицы. Объясни, в какой ситуации ты мог бы использовать данную пословицу. Подумай, в каком смысле можно употребить данную пословицу (в прямом, в переносном). Определи художественно-выразительные средства пословицы (метафора, аллегория, олицетворение).
-
-
-
-
-
-
Игры с пословицами и поговорками. Особым видом работы с пословицами на уроках русского языка в начальной школе являются игры с пословицами. Цель игры – закрепить и проверить знание орфографических правил. Приведём для примера два варианта игр с пословицами: 1-й вариант. Отгадай пословицу по названному слову. Учитель называет слово, а учащиеся приводят пословицы, в состав которых входит данное слово, и объясняет написание слов, указанных учителем. Учитель. Назовите пословицу со словами рыбка, уха. Ученик:рыбка мелка, да уха сладка. Учитель: Объясни написание слов рыбка, сладка, мелка.
-
2-й вариант. Отгадай вторую часть пословицы. Учитель называет первую часть пословицы, а ученики всю пословицу и объясняют написание отдельных слов. Учитель: Труд человека кормит... Ученик:Труд человека кормит, а лень портит. Учитель: Объясни написание слов: труд, лень, человека.
-
При повторении в темы «Слова, обозначающие качество, признак предмета» рекомендуем использовать плакат с пословицами, у которых прилагательные должны быть закрыты. (Здесь они даны в скобках)
-
При повторении слов с непроверяемыми орфограммами можно использовать и такие виды работы. На доске записывается пять-шесть слов с непроверяемыми гласными, которые выделяются или подчёркиваются цветными мелками. Например: сокол, ворона, топор, молодец, соловей. Затем вывешивается плакат с пословицами. Слова, не проверяемые правилами, на плакате не пишутся.
-
При изучении Ь, как знака мягкости и как разделительного знакаможно дать учащимся такое задание: из пословиц, которые они запишут, выписать в один столбик слова с мягким знаком на конце; в другой столбик - слова с ь как знаком мягкости в середине слов и в третий столбик выписать слова с ь как разделительным знаком. Приведём пословицы и поговорки, которые могут быть использованы на этом уроке. Родину – мать умей защищать; Отольются волку овечьи слёзки; Ученье – путь к уменью; Маленькое дело лучше большого безделья; От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.
-
Работа над смыслом пословиц и поговорок. Про какого человека говорят поговорки? Кровь с молоком. Как из орешка ядрышко. Как маков цвет. Согнулся в три погибели. Ходит – костями гремит. В чем душа держится.
-
Задание. На табличках написаны слова. Ученики должны отгадать, восстановить пословицу по этим словам. Дело – безделье. «Маленькое дело лучше большого безделья» Дружба – служба. «Дружба дружбой, а служба службой». Лает – кусает. «На смелого собака лает, а трусливого кусает». Труд – лень. «Труд человека кормит, а лень портит». Дело – потеха. «Делу – время, а потехе – час». Свет – тьма. «Ученье – свет, а неученье – тьма».
-
Задание. Прочитай пословицы. Какие недостатки человеческого характера подвергаются критике. Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (Болтовня). Ел да устал, спал да намаялся (Лень). Подал руку, да подставил ногу. (Двуличие). Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. (Эгоизм).
-
Задание. Закончи рассказ пословицей. Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама мне сказала: («Нет друга – ищи, а нашел – береги», «Новых друзей наживай, а старых не теряй»). Когда я была больна, мне помогали друзья из класса: приносили задания на дом, объясняли новые темы. («Друзья познаются в беде»).
-
Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив воспитательную, развивающую ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее эффектными приемами и методами работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка, можно сделать следующие выводы: 1. Ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. 2. Глубокие исторические корни пословиц и поговорок делает особенно актуальными использование их на уроках для развития речи. 3. Выдвинутая мною гипотеза о том, что при использовании пословиц и поговорок на уроках русского языка, благодаря работе над ними, возможно повышение уровня развития речи, повышение уровня воспитанности, сознательности, нравственности, взаимопонимания. 4. Содержание учебных программ по русскому языку позволяет в разной степени организовывать работу с пословицами и поговорками. Наиболее соответствуют этой задаче традиционные учебники по русскому языку .
-
5. Несмотря на давние традиции, методический вопрос работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка разработан недостаточно. В школе преобладает работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок, недостаточно отрабатывается навык использования этого жанра в речи ребенка. 6. Устранить выявленные недостатки в работе с пословицами и поговорками поможет введение в практику работы учителя разнообразных приемов и методов работы, учет возрастных особенностей ученика, постепенное увеличение доли самостоятельности, использование сборников пословиц и поговорок. Это позволит сделать учебу более увлекательной и повысит уровень усвоения материала по заданной теме. 7. Я думаю, что возможности этого учебного материала еще не исчерпаны, т.к. воздействие пословиц и поговорок на ребенка очень велико.
-
9. ЛИТЕРАТУРА 1.Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. Том 3 Издание 1882г. 2.Словарь русского языка. С.И.Ожегов. Москва «Русский язык» 1987г. 3.Мудрое слово Древней Руси. Москва «Советская Россия» 1989г. 4.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 1978г. 5.И учёба, и игра: русский язык. Популярное пособие для родителей и педагогов. Т.И.Тарабарина. Е.И.Соколова. Ярославль. Академия развития. 2001г. 6.Занимательные упражнения по русскому языку. Л.Т.Моршнева. Саратов. ОАО «Издательство. «Лицей» 2004г. 7. Пословицы, поговорки, загадки. Сост., авт. предисл. и комент. А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. – М. Современник. 1986г. 8. Русские пословицы и поговорки. Сост. и предисл. Э.В. Померанцевой. М., «Детская литература», 1973г. 9. Журнал «Начальная школа» №6 1994г. Использование зрительных диктантов. Стр. 46 – 47. 10. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах. О.А.Хлебцова. Москва. Издательство МНЭПУ 1999г. 11. Мудрое слово. Разумов А.А. Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР. 1957г. 12. Язык есть исповедь народа. Ю.А.Гвоздарев. Москва «Просвещение» 1993г. 13. Русское устное народное творчество. Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин. Москва «Высшая школа» 1983г. 14. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. Москва. Просвещение 1990г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.