Содержание
-
А сила же речи, повторю, в умении мастерски расцветить её метким образным словцом, отработанным веками, устоявшимся народным речением. А.Байбородин Пословица недаром молвится
-
Научно-практическая конференцияМОУ Гимназия2011 год
Научно-исследовательская работа ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ Авторы: Паламарчук Елена, Иванькова Елизавета, Садреев Эльнар 7г класс Научный руководитель Шовкомуд Татьяна Викторовна
-
I. 1. Общая характеристика работыПредставленное исследование посвящено изучению роли пословиц в воспитании и развитии речи школьников.
I. 2. Актуальность исследования Актуальность выбранной нами темы обусловлена: недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок как малых жанров фольклора на развитие речи школьника; значением изучения пословиц и поговорок для повышения интеллектуального и нравственного уровня школьников.
-
I 3. Проблема исследования
Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека. Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу - важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений. Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.
-
I.4. Объект исследования Объектом исследования является речь школьников и взрослых. I. 5. Предмет исследования Предмет исследования состоит в работе над пословицами и поговорками
-
I. 6. Гипотеза исследования
1.Пословицы живут в нашей речи, делают ее яркой, образной, интересной. 2. Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. 3. Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками ,возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а также добросовестности и трудолюбия.
-
Цели исследования: - Выявить частоту употребления пословиц школьниками и взрослыми. - Выяснить, какую роль играют в нашей речи пословицы.
-
Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум.
Пословица - самый любопытный жанр фольклора, потому что живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл. Пословицы советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают.
-
«Пословица недаром молвится» «Старая пословица не в бровь, а прямо в глаз» «Глупая речь не пословица» «Пословица правду всем говорит». «Пословица — всем делам помощница» «Пословица век не сломится» «Есть притча короче носа птичья» «Глупая речь не пословица
-
В.И. Даль«Пословицы русского народа»
30 тысяч пословиц Русские пословицы и поговорки собирали, записывали М. Ломоносов, А. Пушкин, А.Добролюбов, А.Кольцов, Н.Гоголь, А. Островский, М. Салтыков-Щедрин, Л.Толстой, М. Горький.
-
Воспитательная роль пословиц
Народные афоризмы имеют определенную воспитательную задачу, созданную самим народом. Посредством пословиц и прививается целый ряд человеческих качеств: доброта, дружба, великодушие, отвага, правдивость, красота, гостеприимство, наоборот, осуждаются двуличие, зло, зависть, предательство, лень, трусость, невежество, скупость, подлость.
-
Исследовательская часть
Знаете ли вы, что такое пословицы? Употребляете ли вы их в своей речи? Употребляют ли их ваши родители, учителя? Какие пословицы вы слышите чаще других? Какую роль в речи, по вашему мнению, играют пословицы и поговорки?
-
Результаты исследования
Что такое пословица, знают все опрошенные. Часто употребляют пословицы в своей речи лишь 10% взрослых и 1% гимназистов. 90% взрослых и 95% гимназистов ответили, что иногда употребляют пословицы. 4% гимназистов не употребляют в речи пословицы.
-
-
Все взрослые отмечают важную роль пословиц в воспитании и речевой культуре школьников, утверждая, что они: «обогащают и оживляют речь», «подчеркивают главную мысль», «украшают», «углубляют смысл», «убеждают», «делают речь яркой, образной», «экономят речевые средства», «говорят об уровне владения языком», «побуждают к действию», «дисциплинируют», «обогащают язык».
-
Однако далеко не все гимназисты осознают роль пословиц в речи, некоторые из них считают, что их вообще не стоит употреблять, а вот старшеклассники отметили воспитательную роль народных афоризмов: «заставляют задуматься человека над своим поступком и поведением», «играют нравственную роль», «украшают речь», «помогают выразить наши мысли яснее», «показывают уровень начитанности человека».
-
Самые популярные пословицы Без труда не выловишь и рыбку из пруда (27) Любишь кататься – люби и саночки возить (25) Поспешишь – людей насмешишь (24) Лучше поздно, чем никогда (19) Тише едешь – дальше будешь (15) Семь раз отмерь – один отрежь (12) Дорога ложка к обеду (12) Семеро одного не ждут (11) Делу время – потехе час (8)
-
Самые редкие пословицы
Не потопаешь – не полопаешь И на старуху бывает проруха Ученье – свет, а неученых – тьма
-
Современные пословицы
Народная мудрость не стоит на месте, а продолжает развиваться. Новые пословицы и поговорки появляются иногда как интересные переделки старых, а иногда вдруг возникают как будто ниоткуда. Рыба любит где глубже, а человек где придется. Не суйся в воду возле химзаводу. Не лицо красит женщину, а наоборот. Трудно ничего не делать. Hо мы не боимся трудностей! Не научила мамка, - научит рекламка! Сало есть - ума не надо.
-
пословицы
заключают в себе нравственные нормы и правила; нравственно воздействуют на слушателя, объясняют противоречивую сущность многих жизненных явлений; обогащают и активизируют словарь учащихся; развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность. Необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок, поднять их на более высокий уровень.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.