Презентация на тему "Работа над сжатым изложением"

Презентация: Работа над сжатым изложением
Включить эффекты
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
8 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.12 Мб). Тема: "Работа над сжатым изложением". Предмет: русский язык. 29 слайдов. Для учеников 9-11 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.7 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Работа над сжатым изложением
    Слайд 1

    Работа над сжатым изложением

    Подготовка к ОГЭ

  • Слайд 2

    Что необходимо для получения максимального количества баллов?

    1) Точно передать основное содержание прослушанного текста. 2) Отразить все важные для его восприятия микротемы. 3) Правильно применить приёмы сжатия текста. 4) Написать изложение без нарушений абзацного членения текста.

  • Слайд 3

    Что хотят проверить на экзамене, предлагая вам написать сжатое изложение? Экзаменаторам важно знать, умеете ли вы:

    правильно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; отбирать в исходном тексте основное, главное; сокращать текст разными способами; грамотно, логично излагать свои мысли.

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Рассмотрим приёмы сжатия (компрессии) текста на примере текста Е. Кривченко о сказке.

  • Слайд 6

    Исключение

    вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений, рассуждений, описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

  • Слайд 7

    При исключении необходимо

    1) выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали; 2) объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

  • Слайд 8

    Исключение

    Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Например, в предложении Сказка живёт везде, во всём: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всём. Уберём эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится. Сказка живёт везде, во всём.(остаётся 5 слов)

  • Слайд 9

    Обобщение или объединение

    парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

  • Слайд 10

    При объединении необходимо

    Найти в тексте мелкие, единичные факты. Найти в этих фактах общее. Объединить эти факты на основе общего. 4) Сформулировать получившееся предложение.

  • Слайд 11

    Например: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды.(7 слов)

  • Слайд 12

    Замена

    однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением.

  • Слайд 13

    При замене необходимо

    Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением. 2) Сформулировать получившееся предложение. Например: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) Сказки любят все. (3 слова)

  • Слайд 14

    Сочетание исключения и обобщения

    Например: Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. (50 слов) Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. (20 слов)

  • Слайд 15

    Сочетание исключения и замены

    Бывают, правда, и злые сказки, в которых всё наоборот. Но ведь люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится, Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, таким их делаете вы, люди. (64 слова) Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

  • Слайд 16

    Сочетание замены, исключения и объединения

    Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки. (61 слово) Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А он прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. (29 слов)

  • Слайд 17

    При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали. Для этого следует:

    текст разделить на абзацы; вычленить существенную информацию; используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию; объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость.

  • Слайд 18

    Исходный текст Как сократить

    (1)Тишина – вот самый большой дефицит на земном шаре. (2) Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. а) Оставим без существенных изменений первое предложение: это авторский тезис, лишь исключим слово «вот» и заменим словосочетание (на) земном шаре словом (на) Земле: Тишина – самый большой дефицит на Земле. б) Ряд однородных дополнений заменим обобщающим словом транспорт. в) Заменим придаточное предложение словосочетанием проникая в дома. г) Исключим сказуемое оглушают.

  • Слайд 19

    (3) Но это стоит нервов, нервов и нервов. (4) И сердца. (5) И психики. (6) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. (57 слов) Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. д) Объединим три парцеллированных предложения, оставив союз но, который используется как средство связи с предыдущим предложением. е) Заменим подчёркнутые слова обобщающим понятием здоровье: Но это стоит здоровья.

  • Слайд 20

    (3) Но это стоит нервов, нервов и нервов. (4) И сердца. (5) И психики. (6) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. (57 слов) Оставим без изменения 6-е предложение, так как оно продолжает основную авторскую мысль, лишь заменим словосочетание (на) земном шаре словом (на) Земле: Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка. (32 слова)

  • Слайд 21

    (7) Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. (8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень. (37 слов) А) Исключим повторы подчёркнутых слов и близких понятий; вводные предложения; придаточные предложения. Б) Заменим - часть предложения ядовитые газы, которые ежедневно в больших количествах вдыхает каждый городской житель словосочетанием грязный воздух.

  • Слайд 22

    (7) Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. (8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень. (37 слов) В) объединим 7-е и 8-е предложения: Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймёте, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень. (22 слова)

  • Слайд 23

    (9) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошёл в лес и там нашёл её, растущую в тени. (10) Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернёт так необходимое нам всем душевное равновесие. (50 слов) Оставим без изменений 9-е предложение, так как оно продолжает авторскую мысль, лишь исключим слово там и причастный оборот. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошёл в лес и нашёл её. (13 слов) А) исключим - подчёркнутую часть придаточного предложения: это лишь дополнение к уже известной информации;

  • Слайд 24

    (9) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошёл в лес и там нашёл её, растущую в тени. (10) Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернёт так необходимое нам всем душевное равновесие. (50 слов) Итого: 144 слова Исключим - определение красивый; - сравнение подобно матери. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернёт так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов) Итого: 85 слов

  • Слайд 25

    Вот текст В. Солоухина в сокращённом нами варианте:

    Тишина - самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дом, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья, поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка. Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймёте, почему трудно купить натуральный валериановый корень. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошёл в лес и нашёл её. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернёт так необходимое всем нам душевное равновесие.

  • Слайд 26

    Теперь, наряду с содержательным приёмом сокращения текста, необходимо использовать и языковые средства: заменим словосочетание корень подлинной дикойвалерианы местоимением его, а местоимение её – словом валериана:

    Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймёте, почему трудно купить натуральный валериановый корень. Желая добыть его, я пошёл в лес и нашёл валериану. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернёт так необходимое всем нам душевное равновесие.

  • Слайд 27

    Заменим словосочетание вот растение, которому местоимением ей, слово валериана – словом растение и в итоге получаем такой текст:

    Желая добыть его, я пошёл в лес и нашёл валериану. Ей надо бы поставить памятник: растение успокоит и усыпит, вернёт так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов)

  • Слайд 28

    Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл. Что нельзя удалять из текста?

    Нельзя удалять: авторский тезис; аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли; - вывод автора.

  • Слайд 29
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке