Содержание
-
Урок развития речи.
Тема: Рассуждение. Цель: знать: понятие о типе речи – рассуждении, его композицию, языковые средства связи; уметь: строить высказывание – рассуждение на заданную тему.
-
Типы речи:
- ПОВЕСТВОВАНИЕ - ОПИСАНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ
-
Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.
-
К тексту рассуждению можно поставить вопрос ПОЧЕМУ?
-
Композиция полного рассуждения. I.Тезис (то, что нужно доказать, объяснить или опровергнуть). II.Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения): 1. … 2. … 3. … III.Вывод ( то, что доказано, объяснено или опровергнуто).
-
В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезисили вывод. Почему? Потому что они близки по содержанию: ведь вывод – это доказанный тезис. Такие рассуждения называются сокращёнными.
-
Языковые средства рассуждения:
1) Для перехода от тезиса к доказательствам часто используется вопрос ПОЧЕМУ? , частица ВЕДЬ или ПРЕДЛОЖЕНИЯ : -И ВОТ ПОЧЕМУ. -ЭТО МОЖНО ДОКАЗАТЬ ТАК(СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ). -ДОКАЖЕМ ЭТО. -В ЭТОМ ЛЕГКО УБЕДИТЬСЯ. -ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ и т.д.
-
2) В доказательствах на связь и последовательность мыслей могут указывать вводные слова и сочетания: во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, наконец, к примеру, например, допустим, предположим, так, значит, следовательно, в общем, стало быть и др.;
-
3) Вывод связывается с доказательствами чаще всего посредством вводных слов: итак, таким образом и др.; слов и сочетаний : поэтому, вот почему и др.; предложений типа : Обобщим всё сказанное. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что… Сделаем вывод… и т.д.
-
4)Части рассуждения могут быть связаны и без специальных языковых средств, только по смыслу, а в устной речи ещё и при помощи интонации.
-
Примеры:
1) Книгу листайте с верхнего угла. Почему? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз. Это у вас должно быть в руке – как у меня. (М.Цветаева своим детям).
-
2) Советского солдата по праву называют воином-освободителем. В годы второй мировой войны он сбросил с миллионов людей ярмо фашистской неволи, принёс им свет и свободу. (Из газет).
-
I. Слово бег –им существительное. Докажем это. II. Во-первых, обо обозначает предмет и в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос ЧТО? Во-вторых, слово бег относится к одному из трёх родов, а именно - к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег и т.д. В-третьих, слово бег склоняется, т.е изменяется по падежам: бег (И.п. ед.ч.) бега (Р.п. ед.ч.) бегу (Д.п. ед.ч.) и т.д. В-четвёртых, в предложении слово бег чаще всего бывает подлежащим и дополнением. Например: Красив бег (что?) этого спортсмена. Все любовались бегом (чем?) спортсмена. Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что обладает всеми признаками данной части речи.
-
Тренировочные упражнения.
Продолжите тексты дважды так, чтобы получилось: а)повествование; б)рассуждение. 1)За окном у меня полочка – птичья кормушка. … 2)В клетке яркие птицы тускнеют: розовые фламинго становятся белыми, красные снегири – серыми. Неволя не красит птиц. …
-
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Слово одуванчик – имя существительное».
-
Докажите (письменно), что выделенное слово в предложении – дополнение. В саду на яблоню сирень отбрасывает тень.
-
Д/З: Напишите сочинение-рассуждение по данному началу: Вы не задумывались над стилистической ролью русского словообразования? Суффиксы и приставки под пером мастера могут придать самым простым словам волшебную силу. …
-
Желаю удачи!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.