Содержание
-
Развитие диалогической речи у дошкольников
Презентацию подготовилаучитель-логопед ЧДОУ №210 ст. Вихоревка ОАО «РЖД» Курышева Е.А.
-
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяютхарактер методики их формирования.
-
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения;кратковременное предварительноеобдумывание.
-
Диалогическая речь создает предпосылки для развития монологической речи в будущем. Несмотря на существенные различия, диалог и монологвзаимосвязаны друг с другом. Эту взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.
-
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Почему? Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременнос восприятием чужой речи. Участие в диалоге требуетсложных умений: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.
-
Собственно речевые умения: вступать в общение; поддерживать и завершать общение; слушать и слышать собеседника; доказывать свою точку зрения; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога. Можно выделить несколько групп диалогических умений: Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.